Цифровой офис сопровождения поставок металлолома на ПАО «ММК»
- Заказчик:
- ПАО "ММК"
- Руководитель проекта со стороны заказчика
- Поставщик
- ООО "Центр технологий роботизации "Некст"
- Год завершения проекта
- 2021
- Сроки выполнения проекта
- Январь, 2020 - Октябрь, 2021
- Масштаб проекта
- 20000 человеко-часов
- Цели
- Создание цифрового офиса, на 100% состоящего из программных роботов RPA.
- Цифровизация процесса – исключение бумажных носителей, создание централизованного хранилища данных о транзакциях, формирование цифрового следа всех операций, исключение ошибок, вызванных человеческим фактором.
- Исключение рисков невозврата авансовых платежей за недопоставку металлолома.
- Исключение переплаты за несоответствующий вид и вес металлолома, потерь от некорректного ценообразования на лом.
- Обеспечение бесшовности процесса при взаимодействии с банками (оплата, валютный контроль) и РЖД (логистика из Этран).
- Минимизация изменения существующих IT систем, сокращение сроков и стоимости автоматизации.
Уникальность проекта
- Цели проекта были достигнуты с помощью технологии RPA, существующая ERP и сопутствующие системы не модернизировались и не перевнедрялись
- Кросс-функциональный процесс, критичный к остановке, выполняется в автономном режиме без участия человека. Сотрудники подключаются, только когда требуются нестандартные решения
- Роботы формируют рейтинг надежности поставщиков, могут самостоятельно блокировать платежи
- Проект позволил изменить стратегию закупок металлолома, повысить уровень сырьевой безопасности, существенно расширить пул действующих поставщиков
- Реализован высокий потенциал проекта: сопровождение поставок от резидентов на старте проекта тиражировано на поставки от нерезидентов
- Весь объем поставляемого металлолома обрабатывается программными роботами RPA
- Скорость обработки операций (32 тыс./мес.) и документов (30 тыс./мес.) выросла в 5 раз, ошибки отсутствуют, осуществляется контроль поставок в реальном времени, 100% прозрачность действий.
- Использованное ПО
- Uipath Enterprise Platform
- OEBS Oracle R12 ERP
- Web - клиент Банка
- Oracle Apex
- БД Oracle
- БД MS SQL Server
- ЭТРАН
- Электронные ключи (токен)
- Серверное оборудование
- Сложность реализации
- Сложно было описать и систематизировать под автоматизацию данный процесс, так как его выполняли 9 функциональных подразделений внутри Группы ПАО "ММК", были задействованы 32 сотрудника.
Взаимодействие между сотрудниками осуществлялось как в последовательном, так и в параллельном режимах. Кроме того, данный процесс является непрерывным, критичным к остановке, сбой в бизнес-процессе может привести к простоям производства.
Применение технологии RPA позволило плавно автоматизировать бизнес-процесс без его остановки и жесткого вмешательства. На следующем этапе возникли вопросы информационной безопасности RPA.
Основную часть своей работы роботы производили во внутренних учетных системах, ERP на базе Oracle, BI, банк-клиентах и так далее. Необходимо было продумать детали интеграции роботов в корпоративную ERP-систему и способы администрирования его прав.
Сложность заключалась во множестве различных ролей и сущностей в ERP - для каждой нужно было прописать сценарии взаимодействия с роботом. В операциях, совершаемых роботом в банк-клиенте, по согласованию с банком запретили роботу выполнять действия, требующие одобрения на оплату сделок. Он может создать только шаблон платежа, но не может согласовать какие-либо действия. В бизнес-процессе использовался большой объем бумажных документов, от которых необходимо было избавиться. Входящие документы были плохого качества и не пригодны к машинному распознаванию, в дальнейшем они проходили сложную схему визирования и согласования. Отсутствовало централизованное хранение подтверждающих документов.
Проблема доверия к роботам: ПАО "ММК" ежегодно закупает около 3 миллионов тонн металлолома в год, на сумму примерно 80 млрд рублей. Суперсложной задачей было убедить менеджмент доверить эти деньги роботам. - Описание проекта
- ПАО "Магнитогорский металлургический комбинат" входит в число крупнейших мировых производителей стали и занимает лидирующие позиции среди предприятий черной металлургии России. Объем производства составляет около 12 миллионов тонн стали в год. Процесс обеспечения металлоломом является стратегическим для ПАО ММК. Объем поставки лома составляет около 3 миллионов тонн в год, а это 150 грузовых вагонов в сутки - масштаб документооборота и количество операций по оформлению, учету, контролю и оплате данного объема лома требовали огромного количества трудозатрат. В бизнес-процессе участвовали: логисты, коммерческая служба, финансисты, управление производством, юристы, бухгалтеры, программисты, экономисты, ответственные по договорам. 32 сотрудника обрабатывали около 30 000 документов в месяц. На базе существующей в компании ERP-системы интегрировано RPA - решение и органично встроено в процессы взаимодействия с большим количеством поставщиков. Нашим специалистам удалось быстро наладить связку со всеми контрагентами, в том числе и банками. "Офис" из 25 роботов в рамках бизнес-процесса выполняет следующий функционал:
- получение данных об отгрузке от поставщиков (сканированные ж/д квитанции, инвойс);
- проверка действия договора с поставщиком;
- проверка взаиморасчетов (задолженности) с поставщиком;
- проверка отправки вагона через систему РЖД;
- расчет стоимости отправленных вагонов;
- определение нормативного срока вагонов в пути;
- расчет авансового платежа исходя из стоимости вагонов;
- проверка наличия лимитов бюджета;
- подготовка документов для оплаты в ERP;
- подготовка документов валютного контроля;
- отправка платежных документов в клиент-банк;
- осуществление предоплаты;
- расчет стоимости прибывшего вагона (с фактическим видом и весом лома);
- расчет окончательного платежа исходя из фактической стоимости вагона;
- осуществление окончательной оплаты;
- отправка документов поставщику (приемо-сдаточный акт, акт сверки);
- формирование бухгалтерских проводок в ERP по поставленному лому;
- ведение базы данных всех транзакций;
- формирование рейтинга надежности поставщиков;
- пополнение централизованного хранилища подтверждающими документами.
- География проекта
- Проект реализован на территории ПАО "ММК" в городе Магнитогорск, Челябинской области.