Роботизация в ВТБ: опыт реализации бизнес-критичных RPA-решений
- Заказчик:
- ПАО ВТБ
- Руководитель проекта со стороны заказчика
- Поставщик
- «Техносерв»
- Год завершения проекта
- 2020
- Сроки выполнения проекта
- Июль, 2019 - Июнь, 2020
- Масштаб проекта
- 6000 человеко-часов
- Цели
ВТБ использует роботизацию в рамках концепции цифровой трансформации: ниже представляем вам самые яркие из кейсов, решения, зарекомендовавшие себя как эффективные, а также экономически и ресурсно целесообразные. Именно они стали импульсом для формирования стратегии роботизации банка, драйвером последующего развития и повышенного внимания внутренних заказчиков к технологии. 1) «Умный» робот для рассмотрения ATM-претензии клиентов 24/7 2) Комплексное RPA-решение для рисков 3) Роботы, позволившие справиться с пиковой нагрузкой и «поддержать» бизнес-критичные процессы в контексте пандемии covid-19.
Роботизация процессов в интересах коллег из «рисков» — это пример долгосрочного партнерства ИТ и бизнеса: оценив эффективность одного робота, бизнес-заказчик «вернулся» за решением по автоматизации других процессов. По итогам внедрения всех трех RPA-решений заказчик готов рассматривать роботизацию как один из ключевых инструментов решения своих задач.
Уникальность проекта
Уникальность подхода команды RPA ВТБ в том, что внутренние бизнес-заказчики «доверили» ей роботизацию высоко приоритетных, бизнес-критичных процессов. Насколько нам известно, реализация подобных кейсов на рынке является уникальным случаем.- Использованное ПО
Решения созданы на базе инструментов платформы UiPath и реализовано командами RPA банка и компании «Техносерв».
- Сложность реализации
В контексте реализации робота по работе с ATM-претензиями главная сложность реализации — высокий уровень критичности функции для банка. Кроме того, эффективная отработка таких запросов принципиальна для формирования максимально комфортного клиентского пути и отвечает глобальной стратегии банка в части клиентоцентричности. В контексте реализации в интересах рисков принципиально важным также был вопрос доверия роботизации критично важной для банка функции. Главная сложность реализации «covid-роботов» в рамках программы господдержки — максимально сжатые сроки.
- Описание проекта
Робот для ATM
Робот для рассмотрения ATM-претензии клиентов: автоматизирующий процесс рассмотрения претензий робот проверяет корректность типа претензии и берет ее в работу, идентифицирует данные клиента, выявляет и отсеивает повторные обращения, проверяет заполнение обязательный полей обращения и соответствия заявленной клиентом информации — данным из систем банка: анализирует выписки по мастерсчетам и картам + электронные журналы банкоматов и наконец формирует распоряжение на выплату. В периоды пиковой нагрузки RPA-помощники обрабатывали до 5 тыс. обращений в месяц — и делали это круглосуточно. Его внедрение позволило освободить сотрудников от значительной части рутинных операций, отказаться от увеличения штата, а также «экономит» банку до 4,7 млн рублей в год.
Роботы для "рисков"
- Робот для подготовки отчетности: в июле 2020 в опытную эксплуатацию был запущен робот для выгрузки отчетов по кредитным рискам, реализованный в интересах департамента корпоративных кредитных рисков. Проект стал частью стратегии подразделения по автоматизации процесса сбора данных и расчета резервов банка по российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ) для клиентских сегментов корпоративно инвестиционного и среднего бизнеса. Решение было развернуто в целевой инфраструктуре, работает и доказало свою эффективность. В условиях, когда полноценная автоматизация процесса — ресурсоемка (более 1 года и 10 млн руб.) и нецелесообразна (часть систем готовится к выводу из эксплуатации) роботизация стала идеальным решением, которое обеспечило высокую скорость сбора данных для расчета резервов (отчетов по кредитным рискам) из ИТ-систем банка, сниженные операционные риски, выполнение всех необходимых условий, в том числе целевых сроков закрытия отчетной даты.
- Робот для пересчета ставки по сделкам с плавающей процентной ставкой: до января 2020 ставка для расчета балансовых рисков обновлялась вручную в ежемесячном режиме. Внедренный командой RPA робот позволил пересчитывать ставку в ежедневном режиме и за счет этого снизить издержи. Внедрение позволило высвободить около 400 млн руб. капитала банка за счет возросшей точности расчетов, а его экономический эффект оценивается в 40 млн руб. дополнительного дохода от высвобождаемого капитала. Решение было реализовано в интересах департамента интегрированного управления рисками.Внедренное RPA-решение запрашивает и получает список сделок контрагента, обрабатывает данные о сделках, в том числе, проверяет тип ставки и параметры сделки, определяет даты начала загрузки курсов ставок, а также обновляет значения ставок. Ежедневно робот обрабатывает от 15 до 30 сделок. Итоговый отчет работы робота представляет из себя письмо-протокол с указанием количества обработанных сделок, а также с прикрепленным excel –файлом с детальной информацией по каждой сделке.
- Робот для подготовки отчетности по кредитным просрочкам: в контексте пандемии covid-19 с апреля 2020 перед управлением портфельного анализа департамента корпоративных кредитных рисков встала задача по ежедневному предоставлению информации руководству банка по фактически погашенным кредитам за текущий день (основной долг– порог 50 млн./день, проценты – более 10 млн./день). Робот собирает информацию из АБС и «складывает» ее в таблицу — далее сотрудники бизнес-подразделения используют эту таблицу для принятия основанных на максимальном объеме «свежих» данных решений. Цель решения – обеспечить высокую скорость сбора данных для мониторинга кредитных погашений из АБС банка без использования ручного труда сотрудников и с внедрением в эксплуатацию за минимальное время. Главные задачи, которые удалось решить: исключить ручной сбор данных для мониторинга кредитных погашений из системы ЦАБС, трансформировать процесс сбора необходимых данных с использование только технологических решений, не требующих доработки ИТ-систем банка.
Роботы в контексте пандемии covid-19
В числе технологических решений, которые банк использовал, чтобы поддержать и обезопасить своих клиентов в контексте пандемии, была и роботизация рутинных процессов, которая позволила сделать работу значительно эффективнее. Команда стрима «RPA» ВТБ (входит в структуру управления апробации новых технологий департамента ИТ-архитектуры) внедрила 2 роботов: 1) для обработки и проверки данных по заявкам на получение льготных кредитов под 2% годовых для предприятий малого и среднего бизнеса в рамках программы господдержки; 2) для обработки запросов на выплаты физлицам-клиентам банка, оказавшимся за рубежом в условиях закрытых границ.
- Команда стрима «RPA» банка ВТБ реализовала и ввела в эксплуатацию робота для обработки и проверки данных по заявкам на получение льготных кредитов под 2% годовых для предприятий малого и среднего бизнеса в рамках программы господдержки занятости в условиях пандемии covid-19. Робот был реализован в интересах управления «Кредитные продукты и процессы» департамента анализа, координации и продуктового развития и позволил быстро вывести на рынок новый продукт, не увеличив численность сотрудников подразделения для обработки операций. RPA-решение также позволило снизить операционные риски в 3-4 раза. Робот обработал более 9200 заявок с 22 июня и продолжит работать в плановом режиме до конца 2020, обрабатывая по от 500 до 1500 заявок в день. Внедрение в рекордно короткий срок – за три недели – позволило существенно сократить время обработки заявок на кредиты в рамках господдержки, снизить операционные риски и снять рутинную нагрузку по проверке данных клиентов в ФНС почти с 3 тыс. сотрудников банка.
- Второй из «covid-роботов» — для обработки запросов на выплаты физлицам-клиентам банка, оказавшимся за рубежом в условиях закрытых границ, был введен в эксплуатацию всего за 3 дня в интересах расчетного центра банка. Он обработал около 30% заявок, сэкономил до 20 часов внеурочного времени сотрудников и позволил снизить операционные риски в период работ по целевой автоматизации процесса.
Для справки:
Выдача льготных кредитов на зарплату — одна из правительственных мер поддержки среднего и малого бизнеса в период пандемии. Процесс выдачи кредита предполагает, в частности, проверку данных клиента в реестре Федеральной налоговой службы: такая проверка осуществляется с использованием блокчейн-платформы ФНС, к которой ВТБ присоединился одним из первых банков. Не менее важная мера поддержки со стороны правительства в период пандемии COVID-19 — финансовая поддержка граждан, которые не могут вернуться в Россию из-за введенных ограничений на пересечение границ других стран. Робот смог взять на себя обработку значительного числа запросов на выплаты физлицам, тем самым существенно снизив нагрузку на сотрудников.
- География проекта
Головной офис Банка ВТБ (ПАО)