СПО в высшей школе: по следам конференции

23 марта 2020
444

В феврале 2020 г. в Переславле-Залесском состоялась юбилейная, 15-я конференция «Свободное программное обеспечение в высшей школе». Мероприятие организовала компания «Базальт СПО» в партнерстве с Институтом программных систем имени А.К. Айламазяна РАН (ИПС РАН).  

В конференции приняли участие более ста преподавателей вузов и школ, студентов и аспирантов, разработчиков отечественного ПО и вычислительной техники, представителей ассоциаций российских производителей программного обеспечения и экспертов отрасли из России и стран ближнего зарубежья. Мероприятие традиционно стало «смотром» российских достижений в области цифровизации системы образования на основе свободного ПО.

В докладах и дискуссиях прозвучали главные задачи и проблемы, которые надо решить совместными усилиями системы образования и отрасли ИТ при активной поддержке государства. По мнению участников, в ближайшее время необходимы следующие шаги.

Разработка системы развития цифровых навыков. Работодатели, образовательные организации и учащиеся нуждаются во взаимной увязке и взаимодополнении курсов и образовательных программ разных авторов, а также в инструменте эффективного поиска необходимых курсов. По заказу «Базальт СПО» ученые факультета ВМК МГУ под руководством профессора Владимира Сухомлина провели НИР, в которой проанализировали современные методики и стандарты классификации и описания профессиональных навыков и компетенций в сфере информационных технологий. Одна из таких методик – SFIA (Skills Framework for the Information Age). На основе НИР разработана «Система развития цифровых навыков» (СРЦН), ее результаты изданы в виде книги. СРЦН будет полезна высшей и средней школе для разработки образовательных курсов, а работодателям – для формирования профессиональных ролей сотрудников.

Интенсивное внедрение в образовательные процессы свободного программного обеспечения. Преподаватели вузов, колледжей и школ рассказали, что работа с СПО стимулирует любознательность и творческий потенциал учеников, дает возможность знакомиться с внутренним устройством программ, совершенствовать код, экспериментировать с настройками. Такой подход позволяет растить людей, способных создавать инновационные технологии. Артем Проскурнев, учитель информатики Московской школы № 830, предложил сделать обязательным изучение СПО в школе, а умение им пользоваться проверять на Государственной Итоговой Аттестации. Преподаватели РГСУ считают необходимым разработать типовую методику обучения информатике на основе СПО и комплект учебно-методических материалов.

Образовательные организации  не торопятся переходить на СПО: педагоги опасаются лишиться привычных программ и возможностей. Андрей Иванов, преподаватель информатики  средней образовательной школы села Усениново, на собственном опыте убедился: производители российских ОС упростили процедуру установки; есть много свободных программ для организации учебного процесса; файлы MS Office практически без проблем читаются LibreOffice. Проект А. Иванова «Создание компьютерной анимации и другие примеры использования свободного программного обеспечения в образовательном учреждении» стал призером  Всероссийского конкурса «Операционная система «Альт» в образовательной организации». Другим победителем конкурса признана работа Дениса Диденко, преподавателя  «Щёлковского колледжа». Вместе с учениками он создает web-документы и сайты на основе СПО. В ЛЭТИ используют СПО при создании международного виртуального научно-образовательного кластера. В БрестГТУ студенты разработали курс по изучению платформы оркестрации контейнеров Kubernetes с открытым исходным кодом.  

Необходимо активно вовлекать студентов ИТ-специальностей в реальные проекты разработки программных продуктов на основе СПО. Причем дать им возможность проводить научные изыскания и воплощать их в новом функционале. Такой подход практикует компания «Процессные технологии», которая разрабатывает свободную систему RunaWFE Free для управления бизнес-процессами. Аналогично построен совместный проект компании Embox Ltd. и математико-механического факультета СПбГУ по созданию свободной ОС реального времени Embox. Российский государственный социальный университет совместно с Институтом медико-биологических проблем РАН реализует несколько проектов на базе свободного ПО. Например, прибор «Гомеостат» для оценки сплоченности членов малых групп. Он может применяться в космонавтике, медицине, спорте, военной сфере. Студенты-магистры ВятГУ под руководством преподавателей разработали свободную систему математического моделирования Simfor. В подобных проектах студенты создают код под свободной лицензией, поэтому смогут продемонстрировать его будущему работодателю или даже организовать стартап.

На базовой кафедре АДЭ во МТУСИ «Технологии электронного обмена данными» в сотрудничестве с «Базальт СПО» и МЦСТ создан модуль ТОМИИТ, снабженный учебно-методическими материалами и комплектом лабораторных работ. Его можно использовать в качестве типового в профильных вузах.

Андрей Черепанов, начальник отдела тестирования и техподдержки «Базальт СПО», рассказал о ключевых особенностях недавно выпущенного дистрибутива «Альт Образование 9.0». В частности, он доступен теперь для компьютеров с процессорами «Эльбрус»,  Huawei, Intel, одноплатных Raspberry Pi 3 и NVIDIA Jetson Nano. Использование недорогих одноплатников позволяет экономно нарастить ИТ-инфраструктуру, а «Эльбрусов» – решить задачу импортозамещения.

На конференции была развернута выставка, где демонстрировались рабочие места, оснащенные компьютерами на базе процессоров «Эльбрус», «Байкал-М» и «Байкал-Т», одноплатными компьютерами под управлением операционных систем «Альт». 

Поделиться

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.

Предметная область
Отрасль
Управление (роль)