ИТ-специалисты - Профессионалы или Кадры? Ответы и предложения РУССОФТ по преодолению кадрового дефицита в ИТ-отрасли

5 декабря в Москве прошел ежегодный «ИТ-Форум РУССОФТ. Профессионалы или Кадры 2024». В этом году мероприятие состоялось на площадке Российского государственного университета нефти и газа (национального исследовательского университета) имени И.М. Губкина.

 Важность проведения такого мероприятия была обусловлена приближающимся принятием нового Национального проекта «Экономика данных», а также озвученными руководством Минцифры России новыми мерами регулирования, которые затрагивают сферу партнерства ИТ-компаний и вузов. В условиях только увеличивающегося дефицита высококвалифицированных ИТ-специалистов эти вопросы приобретают все более острый характер.

Что же смогли предложить представители ИТ-отрасли на Форуме РУССОФТ для выхода из сложившейся ситуации?

 По итогам мероприятия представителям ИТ-компаний и образовательных учреждений разных регионов России, удалось совместно сформировать видение того, каким образом совместными усилиями ИТ-бизнес, профильное министерство и вузовское сообщество смогут найти решение задачи кадрового обеспечения ИТ-отрасли:

  •  Привлечение профильных сотрудников ИТ-компаний к образовательному процессу является естественным путем обеспечения практического обучения студентов. Но практикующие ИТ-специалисты не всегда имеют необходимые навыки преподавания, поэтому их привлечение к обучению студентов в вузах имеет количественное ограничение. Поэтому следует также рассматривать вариант обучения действующих преподавателей на практических проектах для повышения их мотивации к освоению российских ИТ-решений;

  • При принятии мер по увеличению количества студентов по ИТ-специальностям не менее важно работать по повышению качества их подготовки. Сейчас появилось больше краткосрочных программ подготовки, но мы до сих пор не осознаем важность выращивания пусть ограниченного, но значимого количества специалистов высшей квалификации, что и характеризует качество индустрии. На фоне десятков тысяч выпускников вузов наша система образования должна готовить не менее тысячи топовых ИТ-профессионалов, благодаря которым у нас появятся российские продукты мирового класса и крупные ИТ-компании;

  • Важно учитывать роль ИТ-компаний в поддержке школьного и среднего образования, а именно профориентации школьников, проведении олимпиад, конкурсов и хакатонов. Учет участия ИТ-компаний только подготовки ИТ-специалистов в вузах, без учета работы в школах и колледжах снизит значимость уже проделанной работы;

  • Необходимо уделить внимание обучению школьников математике и информатике в школах, что касается как подготовки учителей, так и школьников. Участники Форума отмечали дефицит учителей информатики и физики, а также снижающееся качество их подготовки. В то же время информатика не включена в Комплексный план мероприятий по повышению качества математического и естественно-научного образования на период до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 19.11.2024 № 3333-р). Все это влияет на качество подготовки ИТ-специалистов далее в системе высшего и среднего специального образования;

  • Школьное образование требует дополнительного обсуждения в контексте интеграции в учебную программу машинного обучения и иных узкоспециализированных тем, преподавание которых для школьников может идти в ущерб фундаментальной подготовке

 Участники дискуссий в рамках Форума пришли к общему выводу о необходимости конструктивного и открытого диалога между государством, системой образования и ИТ-отраслью, в организации которого должны участвовать РУССОФТ вместе с другими отраслевыми ассоциациями, став необходимым каналом связи между индустрией и отраслевым министерством.

 Объединить усилия для преодоления кадрового дефицита

 Открыла мероприятие пленарная сессия «Образование в обмен на аккредитацию: как ИТ-компании будут готовить кадры для экономики данных?», где центральной темой стал поиск решения для преодоления кадрового дефицита в условиях перехода к новому национальному проекту. Модератором стал Валентин Макаров, президент РУССОФТ.

 «Последние государственные инициативы показывают, что регулятор уделяет больше внимания качеству и масштабу подготовки ИТ-специалистов, что дает отрасли надежду на то, что решать вопрос дефицита кадров мы будем, действительно, вместе. В то же время ИТ-компаниями за несколько десятилетий накоплен огромный опыт по взаимодействию с образовательными учреждениями всех уровней образования – от школ и колледжей до вузов и учреждений дополнительного образования. И для отрасли важно, чтобы этот опыт учитывался и находил отражение в новых мерах государственной поддержки.

Поэтому так важно, чтобы эту новую схему поддержки и развития ИТ-образования мы создали вместе – государство, ИТ-компании и образовательные учреждения. Так мы сможем найти эффективные для всех форматы участия в подготовке ИТ-специалистов».

 Юрий Усков, основатель iSpring, подчеркнул проблематику ситуации, в которой находится ИТ-отрасль:

 «Наша главная проблема – мы плохо понимаем, чего мы хотим, поэтому нет четкого запроса к ИТ-образованию. У России есть глобальные амбиции в сфере ИТ, но ситуация сейчас выглядит не лучшим образом. В прошлом году Россия заработала на ИТ 31 млрд USD, а глобальный рынок составляет примерно 5 трлн USD. Если мы так продолжим, то останемся с очень маленькой долей в глобальном рынке, и это учитывая наш интеллектуальный потенциал. Есть несколько вариантов развития ИТ-индустрии: сервисный, импортозамещение, глобально-ориентированный продуктовый бизнес и создание глобальных цифровых платформ. Каждый из сценариев требует определенных компетенций. Я считаю, что два последних - самые интересные. Но для реализации этих сценариев, нужно менять систему подготовки специалистов».

 По словам Владимира Чанышева, директора партнерского департамента BPMSoft, сегодня бизнес как никогда остро ощущает нехватку квалифицированных кадров:

 «Мы, как одни из лидеров российского ИТ-сообщества, осознаем необходимость активного участия в образовательных инициативах. BPMSoft уже запускает программы для подготовки будущих специалистов, способных работать с актуальными, востребованными на рынке программными решениями. Это инвестиция в будущее, которая поможет укрепить кадровый потенциал всей ИТ-отрасли».

 Наталья Лиходиевская, HR-директор «Софтлайн Решения», также отметила необходимость подобных мероприятий:

 «Форум стал важной площадкой для обсуждения ключевых вызовов, с которыми сталкивается российский рынок ИТ-специалистов. Нам важно не только адаптироваться к этим вызовам, но и активно работать над созданием устойчивой системы привлечения и развития кадров. Именно такие инициативы помогают формировать будущее ИТ-отрасли и укреплять её потенциал».

 От лица российских университетов, которые готовят ИТ-специалистов, на пленарной сессии выступил Владимир Васильев, ректор Университета ИТМО:

 «Формула качественного развития ИТ-отрасли — высококвалифицированные кадры с фундаментальной базой и опытом работы с реальными кейсами, то есть с прикладными навыками. Сейчас представители бизнеса, ведущих университетов и органов власти вместе работают над ее эффективным внедрением. Только взаимное участие в формировании профессионального сообщества поможет преодолеть нехватку верхнеуровневых специалистов».

 Также спикером стал Борис Нуралиев, директор 1С, руководитель комитета по образованию АПКИТ. Подводя итоги пленарной сессии Николай Комлев, исполнительный директор АПКИТ, подчеркнул, что зрелый ИТ-бизнес уже осознал, как важно лично вкладываться в подготовку кадров в помощь системе образования, поэтому главное, чтобы и государство прислушивалось к советам ИТ-объединений. Он также отметил следующие итоги:

  • Некоторые эксперты отмечают повышенное количество «джунов» на ИТ-рынке, в то время, как работодатели чаще хотят мидлов и даже сеньоров. Это – нормально. Джуны - это первый и необходимый этап становления специалиста;

  • Как бы срочно рынку не требовались ИТ-кадры, нельзя в процессе их подготовки жертвовать фундаментальными знаниями. Без них у нас будут только исполнители, умелые специалисты, с которыми мы сможем использовать мировые разработки, но не создавать свои платформы и новые технологии;

  • В Национальном проекте «Экономика данных» впервые поставлен вопрос о качестве, а не только о количестве ИТ-специалистов. Важно сохранить её в этом нацпроекте и ИТ-бизнесу включиться в её реализацию;

  • Средние профессиональные учреждения хороши тем, что готовят кадры для своего региона. Поэтому региональному ИТ-бизнесу особенно важно поддерживать СПО;

  • В странах БРИКС, да и в мире в целом, не хватает специалистов, со знанием российских продуктов и платформ. Поэтому нам важно готовить профессионалов, владеющих нашими продуктами и для остального мира, учить иностранные кадры.

 Открытый диалог – ключ к формированию взаимовыгодного сотрудничества вузов и ИТ-компаний

 Продолжила деловую программу сессия «Вузы и ИТ-компании: связанные одной целью?», которая собрала вместе представителей обеих сторон вопроса, чтобы обсудить, как выстроить взаимовыгодное сотрудничество, учитывая вовлечение государства в этот процесс. Модератор сессии Елена Бочерова, исполнительный директор компании «Киберпротект» и руководитель Комитета по развитию, подготовке и переподготовке кадров РУССОФТ, по итогам Форума также замечает важность дискуссии всех вовлеченных сторон:

 «Взаимодействие вузов и ИТ-компаний — это ключ к решению проблемы профессиональных кадров, а значит и будущего ИТ-отрасли и конкурентоспособности нашего образования. Но оказалось, что подобрать этот ключ совсем не просто. На Форуме мы сделали шаг к открытому диалогу, обмену мнениями, который, приблизит нас к эффективным форматам сотрудничества, общему пониманию вопроса».

 Представители ИТ-компаний во время сессии поделились своим видением взаимодействия с вузами и уже существующими практиками. По итогам можно выделить несколько тезисов:

 «Сегодняшние выпускники завтра придут на производство: в госсектор, бизнес, образование и здравоохранение, поэтому очень важно готовить студентов к реальным практическим задачам. ИТ-компании знают состояние ИТ-рынка, обладают экспертизой, погружены в технологии разработки, могут сформировать актуальные требования к навыкам и знаниям сотрудников. Они готовы активно участвовать в разработке и экспертизе образовательных программ, учебных пособий, а методически грамотно и понятно реализовывать учебный процесс со студентами могут преподаватели», - поделилась Татьяна Губина, к. пед. н., руководитель направления по работе с образовательными организациями «Базальт СПО».

 «К решению проблемы дефицита кадров с каждым годом подключается все больше организаций. Например, «Базис» еще в 2022 году запустил программу подготовки специалистов «DevOps-инженер с нуля». Сейчас в ней участвуют уже 30 вузов, обучается 12 тысяч студентов. Однако этих усилий все еще недостаточно, ИТ-компаниям нужно больше вовлекаться в деятельность университетов, искать талантливых студентов и заниматься их практической подготовкой. Нужно делиться наработками и опытом. Поэтому я рад, что есть такие площадки, как Форум РУССОФТ, где представители бизнеса, госструктур и образовательных учреждений могут встретиться за одним столом и обсудить возможности для сотрудничества», - заметил Владимир Татаринцев, директор по развитию стратегических проектов «Базис».

 «Образовательное направление занимает особое место в работе «Группы Астра». Мы фактически охватываем все его уровни и активно развиваем такие проекты, как «Астра-школа», «Астра-колледж», «Астра-университет». Мы понимаем, как важны сильные молодые ИТ-кадры для развития индустрии информационных технологий в России. Поэтому поддерживаем релевантные образовательные проекты, где студенты могут заявить о себе и продемонстрировать свои навыки. У нас эффективно работают собственные проекты «Астра-стипендия» и «Астра-карьера». Наша компания готова вкладываться в подготовку кадров, потому что очень хорошо понимает важность и своевременность этой деятельности», — отметил Александр Батищев, руководитель направления по работе с вузами «Группы Астра».

 «В нашей стране не так много дискуссионных площадок, где представители бизнеса и вузов совместно обсуждают задачи и проблемы подготовки кадров для цифровой экономики, и Форум РУССОФТ - одна из таких. Радует, что ИТ-вендоры активно включаются в этот процесс не только в университетах, но и школах. Наши дискуссии показали, что вузы и будущие работодатели по-разному смотрят на процесс подготовки студентов. Нам вместе предстоит выстроить прочный фундамент доверия и взаимодействия, чтобы найти оптимальные решения. Но уже сейчас видно, что движение идет в правильном направлении. Впереди нас ждет еще больше интересных проектов и инициатив, направленных на укрепление сотрудничества и развитие цифровых технологий в стране», - поделился Николай Паклин, руководитель академической программы Loginom.

 «РЕД СОФТ активно сотрудничает с образовательными организациями. Наша работа направлена на подготовку студентов к работе с технологиями и программными продуктами компании, будущие ИТ-специалисты проходят практику и стажировку в РЕД СОФТ. Также мы создали «РЕД Проект», в котором предусмотрена финансовая мотивация для студентов и преподавателей-кураторов. Эта стипендиальная программа даёт возможность ребятам выполнять реальные задачи по разработке. Поэтому все, кто проходит наши курсы и участвует в образовательных программах, получают ценный практический опыт и углубленную подготовку для построения карьеры в ИТ-отрасли», - подчеркнул Евгений Дорофеев, руководитель направления по работе с вузами и СПО компании «РЕД СОФТ».

 «ГК InfoWatch активно сотрудничает с организациями образовательного сектора по всей стране. В рамках нашей академической программы мы делимся с ВУЗами и ССУЗами прикладной экспертизой "с полей", поддерживаем три всероссийских олимпиады, формируем и бесплатно распространяем учебные лабораторные комплексы, основанные на собственных разработках, обучаем преподавательский состав, принимаем студентов на практику и стажировки, и, конечно, эксперты InfoWatch также преподают в ряде высших учебных заведений Москвы», - поделился Андрей Зарубин, вице-президент по науке и образованию ГК InfoWatch.

 «Мы заинтересованы в активной работе с образовательными организациями, чтобы они могли обеспечить уровень подготовки специалистов, соответствующий потребностям работодателей. Со своей стороны мы бесплатно предоставляет академические лицензии — так студенты могут на практике изучать востребованную СУБД в стране», — отмечает руководитель направления обучения Postgres Professional Дарья Рисухина.

 Также на сессии выступил Леонид Потапов, руководитель программы по развитию системы обучения в сфере ИТАТ Газпром нефть.

 Со стороны образовательных учреждений на сессии позицию озвучили:

  • Евгений Вдовин, проректор по науке ТюмГУ

  • Алексей Малеев, директор высшей школы программной инженерии МФТИ

  • Наталья Середенко, доцент кафедры прикладной информатики и информационной безопасности РЭУ им. Г.В. Плеханова

 ИТ-специалисты будущего готовятся со школьной скамьи

 Завершили программу две не менее важные темы – школьное образование и конкуренция за ИТ-специалистов.

 Проблематика первой из них заложена в названии самого Форума – как отличить Кадры от Профессионалов. Один из ответов заключается в фундаментальном образовании, старт которому дается как раз в школе на уроках физики и математики. Модератором сессии «Почему физмат подготовка так важна для будущих ИТ-специалистов?» стал Петр Зуев, советник генерального директора Центра знаний «Машук». По итогам сессии от отмечает:

 «Форум стал важным этапом в обсуждении будущего образования и подготовки ИТ-специалистов. Мы убедились, что фундаментальные знания и сотрудничество между школами и ИТ-компаниями являются ключевыми факторами в подготовке успешных специалистов в технологической отрасли. Наша дискуссия показала, что единство образования и бизнеса - это путь к технологическому будущему. Такие мероприятия, должны стать регулярными, чтобы мы могли продолжать обсуждать и решать актуальные вопросы в области ИТ-образования».

 Константин Гранков, заместитель директора Московского макрорегионального центра СКБ Контур, поделился опытом компании по работе с будущими ИТ-специалистами:

 «Мы стараемся формировать у молодого поколения правильный интерес к ИТ-отрасли, говорить о важности и ответственности в выборе профессии. Гид по ИТ от Контура — отличная платформа для этого. Сервис помогает школьникам 8-11 классов сориентироваться в специальностях мира информационных технологий. Он содержит рассказы сотрудников о работе и информацию о 43 профессиях, которая сгруппирована в несколько направлений деятельности. Интегрированный тест предлагает направления, подходящие под характер и интересы тестируемого».

 Спикерами сессии также стали:

  • Елена Андреева, заведующий кафедрой информатики школы-интерната им. А.Н. Колмогорова МГУ им. М.В.Ломоносова

  • Дмитрий Куликов, проректор по научной работе Государственного университета просвещения

  • Дмитрий Мартынов, директор Роболатории

  • Евгений Махов, идеолог проекта FutureKids, программный директор АНО «Цифровые платформы»

  • Тимофей Фокин, генеральный директор Инновации в образовании

  • Алексей Четверов, учитель информатики и робототехники Школы №1520 им. Капцовых

 

Партнерство МСП и госкорпораций

 Конкуренцию за кадры между МСП и кэптивными компаниями обсудили на круглом столе «В погоне за кадрами. МСП и крупные/кэптивные компании: конкуренты или партнеры?». Несоизмеримые ресурсные возможности в текущих условиях приводят к большему проценту вымывания из МСП ценных кадров, поэтому важно решать вопрос, чтобы избежать сокращения масштабов технологического предпринимательства в России.

 Максим Болотов, модератор круглого стола, генеральный директор Иностудио и член Правления РУССОФТ, по итогам замечает:

 «Большинство участников высказались, что стороны могут быть партнерами. Например, когда МСП отводиться роль площадки быстрого роста студента до уровня, превосходящего проекты самой компании. И как следствие он находит свое место в более крупной компании с иным уровнем задач. ВУЗ в этой системе выступает интегратором и обеспечивает выгоды всех сторон».

 Спикерами сессии выступили:

  • Екатерина Безденежных, генеральный директор Digital Sail

  • Александр Букуров, президент Фонда «Развитие ИТ-образования»

  • Геннадий Веселов, директор института компьютерных технологий и информационной безопасности ЮФУ

  • Александр Калинин, генеральный директор Sibedge

  • Леонид Потапов, руководитель программы по развитию системы обучения в сфере ИТАТ Газпром нефть

  • Максим Семенкин, генеральный директор CodeInside

 РУССОФТ по итогам Форума еще раз отмечает свою открытость к диалогу между ИТ-отраслью, образовательными учреждениями и министерствами для определения эффективных форматов сотрудничества.

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.

Предметная область
Отрасль
Управление (роль)
Мы используем файлы cookie в аналитических целях и для того, чтобы обеспечить вам наилучшие впечатления от работы с нашим сайтом. Заходя на сайт, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie.