Аналитики оценили объем российского рынка видеоконференцсвязи
По итогам 2022 года он составил $33,5 млн.
Аналитическое агентство компании-разработчика отечественного ПО НОТА (Холдинг Т1) проанализировало российский рынок видеоконференцсвязи (ВКС) по объему и числу внедрений за 2022 год. Объекты исследования: Реестр отечественного ПО и отраслевые рейтинги решений. Результаты были представлены в рамках ежегодного форума финансовых технологий FINOPOLIS 2023.
Предметами исследования стали 36 сервисов видеоконференцсвязи и их текущие пользователи — более 4500 компаний-представителей различных отраслей экономики. Так, 86% ВКС-платформ — программные продукты российского производства, при этом 67% таких решений входят в Реестр отечественного ПО и, таким образом, могут использоваться госсектором и компаниями с госучастием. Оставшиеся 14% — решения зарубежных вендоров, которые продолжают использоваться бизнесом несмотря на уход разработчиков с рынка. Среди них Skype for Business, Microsoft Teams, Zoom, Polycom HDX, Cisco Jabber.
ТОП-3 отраслями с наибольшим количеством внедрений стали госсектор (21%), образование (15%) и ИТ (8%). Реже всего сервисы видеоконференцсвязи использует бизнес в ювелирной промышленности, космической отрасли и производстве офисных принадлежностей — менее 1% на каждую область.
Аналитики также разобрали функциональность каждого ВКС-сервиса по 74 параметрам. 100% решений имеют возможность демонстрации экрана и администрирования встречи, чаты, веб-версию и симметричную групповую видеосвязь — возможность одновременного использования видео и аудио. Однако лишь три системы соответствуют ФЗ-152 — Федеральному закону «О персональных данных».
«В начале прошлого года бизнес оказался в ситуации неопределенности: использование прошлых сервисов стало невозможным, а внедрение новых затруднено из-за отсутствия необходимого функционала. Разработчики оперативно включились в гонку, и сейчас мы наблюдаем, как отечественный рынок ВКС совершенствует технологический стек И прогрессирует, наращивая функциональность, количество заказчиков и внедрений. Исследование аналитического агентства будет полезно как компаниям, которые только выбирают ВКС-сервис, так и разработчикам — для понимания функциональности конкурентов», — отметил Кирилл Булгаков, заместитель генерального директора Холдинга Т1, управляющий директор российского вендора НОТА (Холдинг Т1).
В процессе анализа специалисты также выявили технологические тренды развития систем:
- Выход за рамки приложения для видеосвязи. Системы становятся более комплексными и наращивают функционал: добавляются мессенджеры, онлайн-доски для совместной работы, базы знаний.
- Внедрение ИИ-помощников, преимущественно на основе технологий распознавания речи, NLP, LLM, Question Answering-моделей. Технологии помогают автоматизировать подведение итогов встреч (расшифровка и генерация протоколов встреч), упростить межкультурное взаимодействие (синхронный перевод и субтитры), повысить вовлеченность участников в совместные процессы.
- Снижение усталости участников благодаря прогрессивному пользовательскому опыту (UX). Современные системы способны фильтровать ненормативную лексику, снижать посторонние шумы и обеспечивать пространственный звук. Помимо этого наблюдается общий тренд на совершенствование алгоритмов передачи сигнала (smart bitrate, packet loss prediction/compensation).
«По нашей оценке, объема российского ВКС-рынка по итогам 2022 года составил порядка $33,5 млн, что на 17% больше, чем в 2021 году. Отечественный рынок в текущих условиях, вероятно, будет развиваться быстрее глобального, который растет в среднем на 12–13% в год. Увеличение выручки можно объяснить окончанием периода тестирования выбранных решений, массовым внедрением ВКС в бизнес-процессы и ростом функциональности», — подчеркнула Анастасия Рыжкова, руководитель аналитического агентства компании-разработчика отечественного ПО НОТА (Холдинг Т1).