Пресс-релиз: Для работы на экспорт индустрии разработки ПО нужно дополнительно почти 12 тыс. сотрудников со знанием иностранных языков
Общая потребность российской софтверной индустрии в дополнительном количестве программистов и менеджеров, владеющих иностранными языками, оценивается примерно в 11,7 тыс. чел., из которых 8,8 тыс. чел. должны говорить свободно на английском языке. Расчеты этой потребности осуществлены Ассоциацией РУССОФТ на основе данных опроса софтверных компаний, проведенного в 2022 г. в рамках собственного ежегодного исследования.
Информацию о количестве специалистов, свободно владеющих иностранными языками, РУССОФТ регулярно собирал до 2016 г. Поскольку в то время эти показатели в течение нескольких лет изменялись незначительно, то соответствующий вопрос в 2017-2021 годах респондентам не задавался. Можно предположить, что данные по уровню владения иностранными языками на конец 2021 г. относительно того, какими они были на конец 2015 г., изменились, но не кардинально. Однако к концу I полугодия 2022 г. в индустрии произошло существенное сокращение количества сотрудников со знанием иностранных языков, поскольку произошел выезд значимого количества ИТ-специалистов за рубеж. Из-за второй волны миграции за рубеж, масштабы которой пока сложно оценить даже приблизительно, полученные данные о потребности в специалистах со знанием английского, скорее всего, стоит пересмотреть в большую сторону.
В этой связи, при опросе в 2022 г. была предложена новая формулировка вопроса, касающегося знания иностранных языков, которая предполагала получение информации не о том, какое количество сотрудников компаний разработчиков ПО хорошо владеет иностранными языками, а о том, сколько таких специалистов этим компаниям требуется. Респонденты указывали в анкете, сколько разработчиков ПО с хорошим владением иностранными языками они готовы принять дополнительно для выхода их компании на новые рынки или для расширения продаж за рубежом. Аналогичная информация была запрошена относительно сотрудников компаний, занимающихся продвижением продуктов и услуг в области ПО за рубежом (маркетологов, менеджеров по продажам, специалистов по PR).
Ожидаемым оказалось то, что самая большая потребность имеется в разработчиках и менеджерах, владеющих английским языком, который позволяет им разрабатывать программное обеспечение и продавать его даже в тех странах, в которых он не является государственным. Потребность в разработчиках ПО, владеющих английским, составляет 78% от общего числа всех специалистов по разработке ПО, которым требуется знание иностранных языков. Для тех, кто занимается продвижением ПО, более важными оказались другие языки, а потому аналогичная доля английского для них составляет 67%.
В абсолютных величинах софтверной индустрии не хватает 9 тыс. разработчиков ПО и 2,7 тыс. специалистов по его продвижению, владеющих каким-либо иностранным языком. Из них говорящих на английском нужно 7 тыс. человек среди разработчиков ПО и 1,8 тыс. человек для продвижения программной продукции компаний на зарубежных рынках, соответственно.
Надежда Алтухова, HR-директор IW Group: «В данный момент знание английского языка является преимуществом для выхода на любой рынок, поскольку английский всё ещё является универсальным. Пока сложно предполагать, в какую сторону развернутся глобальные мегатренды, однако, изучение специалистами ИТ-сферы китайского и турецкого видится мне так же перспективным. Хотя здесь отмечу, что речь идёт скорее о специалистах офисов продаж, нежели о производственном персонале».
Интереснее то, что на втором месте по востребованности оказался китайский язык. Потребность в нём на порядок ниже, чем в английском, но в прежние годы (до 2016 г.) второе место уверенно занимал немецкий язык, а владели всеми остальными языками (кроме английского и немецкого) примерно такое же количество ИТ-специалистов, как и тех, кто хорошо говорил на немецком.
Хотя тогда речь шла не о потребности, а о фактическом наличии специалистов со знанием иностранных языков, кардинальное изменение потребности в знании китайского языка и снижение интереса к немецкому явно произошло. Во всяком случае, сложно представить, что в 2015 г. имелся сколько-нибудь значительный спрос на специалистов со знанием китайского языка.
Немецкий язык в новом рейтинге оказался даже не на 3-м месте, а на 4-м, уступив еще и испанскому языку. Это объясняется значительным интересом российских ИТ-компаний к «дружественным странам» в Латинской Америке (где, кроме Бразилии, государственным языком является испанский).
Дмитрий Дырмовский, генеральный директор группы компаний ЦРТ: «Традиционно спрос на российские технологические решения формируют страны Латинской Америки, APAC и MENA, сегодня повышенный спрос фиксируется на решения на основе речевых технологий, компьютерного зрения, голосовой биометрии и шире — комплексные биометрические платформы. Катализатором стал запрос этих регионов на импортонезависимость и цифровой суверенитет, который усиливается. Именно поэтому сегодня особенно востребованы высококвалифицированные специалисты со знанием английского, испанского и арабского языков».
Возможностью упомянуть другой иностранный язык (кроме тех, которые респондентам были предложены на выбор) воспользовались только две опрошенные компании: ими упомянуты португальский и вьетнамский языки.
Если проанализировать потребность в разработчиках ПО с хорошим владением иностранными языками в зависимости от доли экспорта в выручке компаний, то можно отметить достаточно высокий спрос на таких специалистов со стороны компаний, которые в 2021 г. вообще не имели экспортных доходов.
Рейтинг языков, которыми желательно владеть специалистам по продвижению ПО, почти такой же, как и рейтинг для разработчиков ПО. Есть только одно существенное отличие: немецкий язык оказался на 5-м месте, уступая не только английскому, китайскому и испанскому, но еще и арабскому языку.
Дмитрий Одинцов, директор по развитию TrueConf: «Для выхода на зарубежные рынки в 90% случаев достаточно локализовать ИТ-продукты на английский язык. Но есть и обратная сторона: для совершения сделок важно учитывать менталитет, культуру и обычаи других стран. Для общения с заказчиками и выполнения представительских функций лучше заручиться поддержкой местных партнёров. При этом их сотрудники намного лучше понимают культуру, языки и местные праздники, а учитывая огромное число заявок и встреч, расходовать ресурсы менеджеров российских ИТ-компаний в данном случае нерентабельно. Для них владение иностранными языками (например, хинди в случае с Индией) не имеет критически важного значения».
Специалисты со знанием арабского языка оказались самыми востребованными у компаний, у которых в 2021 г. не было доходов от экспорта (у большинства из них вообще не было опыта работы на зарубежных рынках). По востребованности они уступали только специалистам со знанием английского. Это говорит о том, что значительная часть компаний, работающих пока только в России, рассматривает старт зарубежной экспансии с выхода на рынки Ближнего Востока. При этом необходимо отметить, что и китайский язык для них оказался почти также важен, как и арабский.
Коммерческие компании могут за свой счёт обучить специалистов иностранным языкам, но таким образом можно покрыть только часть существующего дефицита. Проблема может решаться только за счёт изменений в обучении иностранным языкам в системе среднего и высшего образования. Тем более, что предприятия других отраслей также переориентируются на рынки «дружественных стран» или стремятся с них начать свою зарубежную экспансию.