Разработка и внедрение информационной системы «Управление производственными ресурсами» (ИС УПР)

Заказчик
АО "Нижегородский водоканал"
Руководитель проекта со стороны заказчика
ИТ-поставщик
ООО "Датум Софт" (DATUM Soft)
Год завершения проекта
2020
Сроки выполнения проекта
Июль, 2019 - Август, 2020
Масштаб проекта
700 автоматизированных рабочих мест
Цели

Повышение эффективности выполнения ремонтных работ и использования автотранспорта водоканала через создание единого информационного пространства, что позволяет закрывать следующие задачи:

  • Автоматизация процесса отработки аварийных заявок (приема, регистрации, учета, передачи информации, контроля выполнения и подготовки статистических данных) для упрощения процедуры распределения заявок и спецтехники по районам
  • Повышение контроля и качества отработки заявок на сетях водоснабжения и водоотведения
  • Своевременное информирование руководства и структурных подразделений о ходе ремонтных работ
  • Анализ текущей ситуации по сетям водоснабжения и водоотведения в картографическом интерфейсе
  • Сокращение сроков формирования отчетной документации

Уникальность проекта

1.Объединение в одной системе (был осуществлён переход от разрозненных систем) функций управления транспортом и персоналом для повышения эффективности предприятия.

2.В реализованном решении при всей сложности автоматизированных процессов удалось добиться простоты в использовании на уровне бытовых приложений,что облегчило процесс внедрения.

3.ИС УПР с момента ввода в промышленную эксплуатацию стала неотъемлемой частью повседневной работы водоканала,что доказывают следующие статистические данные,накопленные всего за 3 месяца работы системы (август-ноябрь):количество зарегистрированных аварийных заявок за период – 5583,заявок на плановые работы – 7311,отключений – 1190.В рамках работ по заявкам через ИС УПР было назначено 26000 заданий бригадам,12500 заданий водителям спецтехники.Через мобильное приложение «Мастер» было внесено 26000 записей в систему о выполненных работах.До минимума сокращены телефонные звонки между участниками процессов,коммуникация осуществляется в системе.
Использованное ПО

Операционная система

CentOS 7, Android 6.0 

Перечень используемых приложений БД

PostgreSQL 12.0, Расширение для поддержики пространственных данных PostGIS 3.0, Redis 5.0 

Программное обеспечение

Nginx 1.17, Docker 1.5Ю Python 3.8, Django 3.1, GDAL 2.4, GEOS 3.7

Web-приложение

JavaScript, Vue.js, Bootstrap Framework

Мобильные приложения:

Языки - Kotlin, Java

Верстка экранов - XML

База данных - Room

Запросы в сеть - Retrofit

Асинхронная работа - RxJava2

Внедрение зависимостей (DI) - Dagger2

Карта - OSMDroid

Оборудование:

Серверная часть Системы должна стабильно функционировать на системах (в том числе виртуальных) со следующей минимальной конфигурацией:

  • Частота процессора – не менее 2,2 GHz

  • Число ядер процессора – не менее 4

  • Оперативная память – не менее 1х8 GB DDR4

  • Жёсткий диск – не менее 2TB.

  • Количество жёстких дисков – не менее 1 шт.

  • Сетевой контроллер – не менее 1Gb Ethernet 4-port Adapter

  • Видеоподсистема – интегрированная

  • Блок питания – не менее 500 W

  • Операционная система - LinuxCentos 7

Мобильные рабочие места на следующих устройствах: планшет Huawei MediaPad T3, планшет Samsung Galaxy Tab A 8.0 SM-T295, смартфон SAMSUNG Galaxy A10 SM-A105F

Смежные системы:

1С УАТ - управление автотранспортом, Wialon -
мониторинг транспорта, Официальный сайт «АО Нижегородский водоканал», городской
портал "Наш Нижний"
Сложность реализации

  • Необходимость глубокого погружения в специфику производственной деятельности и бизнес-процессов водоканала на стадии разработки решения для создания «работающих» механизмов оптимизации взаимодействия всех групп пользователей в рамках системы (от руководства до полевого персонала – водителей техники и мастеров бригад)

  • Реализация множественных интеграций между ИС УПР и другими действующими ресурсами водоканала

  • Необходимость в сильной «команде внедрения» со стороны водоканала, способной донести до конечных пользователей идею проекта. Для повышения эффективности этой работы на стадии внедрения системы проходило поэтапное обучение сотрудников, что растянуло во времени введение в промышленную эксплуатацию

  • Необходимость автоматизации непрерывного процесса, происходящего в режиме 24/7 – решение необходимо было внедрять без каких-либо остановок производственного процесса

Описание проекта

В 2020 году в АО «Нижегородский водоканал» запущена в эксплуатацию система «Управление производственными ресурсами» (ИС УПР).

ИС УПР призвана повысить эффективность ремонтных работ, а также оптимизировать использование автотранспорта благодаря созданию единого информационного пространства (процесс распределения заявок и техники переходит в электронный формат).

ИС УПР состоит из нескольких модулей (подсистем), а полевой персонал работает в системе посредством мобильных приложений: все мастера и водители бригад в нижегородском водоканале обеспечены рабочими планшетами.

Заявки и журнал обращений

Подсистема «Заявки» предназначена для автоматизации работы с электронными обращениями, аварийными и плановыми заявками, ремонтными работами на сетях водоснабжения и водоотведения.

Заявки формируются на основе обращений жителей города: после звонка с обращением диспетчер вносит информацию в карточку обращений и на ее основе автоматически создается заявка. Система автоматически выставляет приоритет заявки (он зависит от определенных параметров, которые внесли в карточку) и определяет исполнителя. Исполнитель же зависит от отраслевой специфики аварии, а также от адреса, где та находится.

Одна из так называемых “фишек” ИС УПР - прикрепление нескольких обращений к одной заявке. В случае, когда звонят несколько раз по одной и той же проблеме, все зафиксированные обращения привязываются к самой первой заведенной заявке.

В итоге можно посчитать количество обращений по заявке и уже в зависимости от этого реагировать: если обращений много, то бригада поедет по данной заявке в первую очередь.

Заявки также могут быть повторными: если в радиусе 250 метров от аварии (этот параметр настраиваемый) появляется повторная заявка, то система тут же подсказывает, что, возможно, это схожая проблема и заявка уже заведена.

Журнал отключений

В журнал отключений попадает информация по плановым или аварийным отключениям. В ИС УПР загружена информация о типах обслуживаемых зданий (многоквартирные, частные дома, детские сады, школы и т.д), благодаря чему, когда формируются списки адресов, которые попали под отключение, пользователи ИС УПР получают статистику по отключениям и информируют о них ответственных лиц.

Карты

Модуль «Карты» предназначен для упрощения восприятия информации сотрудниками, координирующими ремонтные работы и движение автотранспорта. В режиме реального времени модуль отображает местонахождение автотранспорта и бригад, а также заявки с детализацией.

На карте отображены все объекты водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ): ВНС и КНС (их местоположение, а также с какими адресами те связаны). Также по каждой ВНС предусмотрена возможность получить подробные сведения в режиме реального времени (описательную информацию, обслуживающую организацию, месторасположение, статус и т.п.). Для этого нужно лишь кликнуть по нужному объекту на карте.

К любым объектам ВХК можно привязать электронные документы.

Управление автотранспортом

Модуль предназначен для автоматизации работы водителей рабочего транспорта.

Диспетчеры работают в модуле и выполняют заказы на технику, отправляя заявки в атц (автотранспортный цех). Заказ техники осуществляется на определенное количество времени - в системе для этого предусмотрен календарь. При этом все заказы в календаре помечаются цветными временными полосками (желаемое и фактическое время пользования машиной), которые позволяют диспетчерам контролировать выдачу автотранспорта. Получая информацию о технике, они видят, чем могут распоряжаться, какую машину могут отдавать участкам и на какое время.

Кроме того, в календаре диспетчеры видят не только информацию о том, какие были заказы, но и где работала техника, какие работы выполняла, а также всю информацию о поломках. Там же отображается текущий статус техники: свободна, в простое или работает в данный момент времени.

Наряды

Модуль предназначен для:

  1. Планирования и выдачи наряда для выполнения работ бригады на день;
  2. Учета выполненных бригадами работ и рабочего времени;
  3. Для назначения заданий транспорту;

В нарядах отображен список всех активных заявок и всех плановых работ. Также здесь отмечены списки бригад и списки техники, которую выдали, и их статус.
По каждой бригаде можно просмотреть их карточку, где отображена подробная информация о составе бригады, ее текущие задания. Там же устанавливается график работы бригады.

В целом, в модуле “Наряды” занесена информация по любой активной заявке: кто назначен, какая техника, когда работы будут выполнены и т.д.

Конструктор отчетов

Модуль «Конструктор отчетов» предназначен для упрощения восприятия информации сотрудниками, выполняющими анализ ремонтных работ и движения автотранспорта, т.е. для автоматизации процессов в части вывода отчетных форм.

Мобильное приложение "Мастер"

Мастера узнают через планшет о поступивших в call-центр заявках по своей территории и актуальном местоположении привязанных к нему бригад. Также на планшет мастеру приходит информация о назначенной на место аварии технике.

Там же в приложении мастера определяют очередность отработки заявок, вносят данные о начале работ, нажав на планшете кнопку “Приступить”, данные по факту выполнения работ на объекте и всю необходимую информацию по заявке: описывают причину аварии, ее тип, перечень необходимых для ее устранения работ, срок устранения и т.п. Также в приложении есть возможность фотофиксации.

Мастер может поставить работу на паузу или закончить. Это время тоже учитывается и потом отображается в отчетах. В итоге руководство видит, сколько мастера реально работали.
В приложении мастер также взаимодействует с техникой в разделе “Техника”. Он подтверждает работу машины: что та действительно приехала на место. И точно так же подтверждает после окончания работ, что техника свободна - “отпускает” ее для того, чтобы ее могли распределить на другие заявки.

Мобильное приложение "Водитель"

Водитель также получает задачи на планшет.
Диспетчер активирует водителю задание и у него в системе устанавливается маршрут. В приложении водитель может зайти и посмотреть, какая бригада работает на этой заявке, а также позвонить мастеру при необходимости.

Водитель отчитывается о своем статусе, как и мастер, нажимая на кнопку: получил задание, выехал, нахожусь в пути, прибыл, в работе, задание завершено.

География проекта

Нижний Новгород и Кстовский р-он Нижегородской области

Дополнительные презентации:

ИС УПР.pdf
Год
Предметная область
Отрасль
Управление