Внедрение IFRS 16. Автоматизация учета договоров аренды у арендатора

Заказчик
АО «Почта банк»
Руководитель проекта со стороны заказчика
ИТ-поставщик
АКСИОМА-СОФТ
Год завершения проекта
2020
Сроки выполнения проекта
Сентябрь, 2019 - Январь, 2020
Масштаб проекта
350 автоматизированных рабочих мест
Цели

Проект инициирован с целью обеспечить соответствие информационной системы банка, основанной на прикладном решении "1С:Управление производственным предприятием", новым требованиям законодательства , отраженным  в Международном стандарте финансовой отчетности (IFRS) 16 "Аренда"  и   Положении Банка России от 12.11.2018 N 659-П "О порядке отражения на счетах бухгалтерского учета договоров аренды кредитными организациями".

Для достижения поставленной цели требовалось найти компанию-исполнителя, специализирующуюся на реализации проектов в области автоматизации деятельности финансовых организаций. В результате поисков выбор был сделан в пользу компании "Аксиома-Софт", специалисты которой обладают большим опытом и высоким уровнем компетенций в области разработки и внедрения программных продуктов, в том числе и предназначенных для учета договоров аренды в соответствии с требованиями МСФО (IFRS) 16 "Аренда".

Уникальность проекта

Перед командой проекта стояла задача в кратчайшие сроки к началу 2020 года обеспечить централизованное ведение учета по новым требованиям для более чем 1000 действующих договоров аренды с участием сотрудников различных служб банка – административно-хозяйственной, финансовой, бухгалтерской, налоговой.  

В ходе проекта в сжатые сроки были успешно решены задачи методологической проработки вопросов классификации договоров аренды в переходный период и их последующего отражения в учете по требованиям МСФО (IFRS) 16, полностью автоматизирован бизнес-процесс централизованного управления полным жизненным циклом договоров аренды, автоматизированы операции  отражения договоров аренды как в бухгалтерском, так и и налоговом учете, реализована интеграция подсистемы учета договоров аренды с подсистемой  финансового контроля и мастер-системой бухгалтерского учета банка, обеспечена прозрачность операций расчета стоимости  активов и обязательств по договорам аренды в соответствии с требованиями Положения Банка России № 659–П и МСФО (IFRS) 16.

Использованное ПО

Использованное ПО:

  • "1С:Предприятие 8. Управление производственным предприятием".

Параметры информационной системы:

  • Общее количество справочников — 333.
  • Количество документов — 399.
  • Количество документов в день — более 1000.
  • Среднее число строк в документе — 40.
  • Регистры сведений — 414.
  • Регистры накопления — 186.
  • Отчеты — 496.
  • Обработки — 207.
  • Объем информационной базы — 420 Гб.

Сложность реализации

Информационная система банка, созданная на основе программного продукта "1С:Управление производственным предприятием 8" находится в постоянном развитии – расширяются функциональные возможности для того, чтобы обеспечить соответствие ИС растущим бизнес-потребностям банка, актуальным требованиям российского законодательства и положениям Банка России.

Сложность данного проекта заключалась в том, чтобы внедрить блок МСФО (IFRS) 16 с интеграцией в блок Финансового контроля, с полной автоматизацией всех операций и разграничением ответственности подразделений на всех этапах работы с документами. При этом следует отметить, что внедрение МСФО (IFRS) 16 осуществлялось в сжатые сроки – в течение четырех с половиной месяцев (с сентября по декабрь 2019 года), и уже с начала 2020 года появилась возможность вести учёт аренды у арендатора в соответствии с Положением Банка России №659-П с автоматическим формированием операций на больших объемах данных.

Описание проекта
"Почта Банк" - универсальный розничный банк, созданный группой ВТБ и Почтой России в 2016 году. Банк "ВТБ" и "Почта России" владеют по 49,999993 % акций банка, еще две акции принадлежат президенту-председателю правления "Почта Банка" Д.В. Руденко. Банк развивает региональную сеть на базе отделений "Почты России". По итогам первого квартала 2020 года открыто более 19 тыс. точек обслуживания банка в 83 регионах РФ, а клиентская база достигла 14,1 млн человек.

В почтовых отделениях банк представлен в формате окон продаж с сотрудником банка или с сотрудником "Почты России". "Почта Банк" работает без кассовых узлов, все операции клиенты совершают с помощью банкоматов с функцией замкнутого оборота наличных средств. Почта Банк стал первым банком в России, создавшим банкоматную сеть (более 4800 машин) полностью из ресайклинговых устройств.

В ходе проекта   были произведены разработка и внедрение  подсистемы учета и управления договорами аренды  в составе используемой в банке конфигурации "1С:Управление производственным предприятием", ее адаптация с контурами финансового контроля и учета финансово-хозяйственной деятельности банка,  что позволило создать условия для полноценного внедрения Международного стандарта финансовой отчетности (IFRS) 16 "Аренда" и Положения Банка России от 12.11.2018 № 659-П "О порядке отражения на счетах бухгалтерского учета договоров аренды кредитными организациями" с 01.01.2020г.

Были решены следующие задачи:

  • Обеспечена автоматизация учета краткосрочных и долгосрочных договоров аренды у арендатора.
  • Выполнена первоначальная регистрация и классификация краткосрочных и долгосрочных договоров аренды в Системе.
  • Обеспечена постановка на учет объектов аренды, привязка объектов к договорам. Реализована ролевая модель для управления договорами аренды с разграничением доступа к данным.
  • Обеспечено распределение платежей по видам и периодам, формирование графиков денежных потоков и графиков погашения расходов.
  • Реализован механизм первоначального признания активов в форме пользования и обязательств для долгосрочных договоров аренды.
  • Реализован механизм поступления активов на внебалансовый учет для краткосрочных договоров аренды.
  • Выполнен ввод остатков по договорам аренды на дату начала учета, реализовано доопределение реквизитов объектов необходимыми данными для начала учета.
  • Обеспечено отражение прямых первоначальных расходов, начисление процентных расходов и расходов по амортизации, отражение кредиторской задолженности по арендным платежам в бухгалтерском учете и расходов по арендным платежам в налоговом учете.
  • Реализован механизм контроля начисления кредиторской задолженности на момент оплаты.
  • Реализован механизм начисления и списания НДС с учетом периодов оплаты и периодов списания авансовых платежей.
  • Обеспечена интеграция с Главной книгой.
  • Реализован механизм выбытия договора аренды при досрочном расторжении и окончании без перехода права собственности на базовый актив.
  • Реализованы механизмы модификации договора аренды, переоценки стоимости актива и обязательства с возможностью ретроспективного пересчета с последующим раздельным отражением  изменений в бухгалтерском и налоговом учете.
  • Обеспечено формирование управленческой отчетности.
География проекта
Центральный федеральный округ
Коментарии: 5
  • Максим Часовиков
    Рейтинг: 1020
    МГУ имени М.В.Ломоносова, Центр цифровой экономики
    Заместитель руководителя службы управления проектами
    06.01.2021 19:35

    Кажется странным, что общее количество документов - 399. Это довольно мало, учитывая Ваш объем. Что в данном случае подразумевается под документом? или слово ТЫСЯЧ было утрачено? И обеспечено формирование управленческой отчетности - какие отчеты имеются в виду?

    • Сергей Чиков Максим
      Рейтинг: 749
      Почта Банк
      Руководитель Службы информационных технологий
      06.01.2021 22:06

      Количество 399 - это в конфигурации количество видов документов, конечно. Сорри.

      • Сергей Чиков Сергей
        Рейтинг: 749
        Почта Банк
        Руководитель Службы информационных технологий
        06.01.2021 22:06

        Документ - объект метаданных.

    • Сергей Чиков Максим
      Рейтинг: 749
      Почта Банк
      Руководитель Службы информационных технологий
      06.01.2021 22:54

      Количество документов 399 – это количество объектов метаданных «документ» в конфигурации.
      Не количество создаваемых документов в базе, а количество «видов объектов метаданных документ» в конфигурации.
      Примеры: Ввод договора аренды, Изменение договора аренды, Прекращение договора аренды, Поступление товаров и услуг, Амортизация…

      Документ «Поступление товаров и услуг» как объект метаданных один, а в пользовательском режиме в день их создается несколько сотен.

  • Сергей Чиков
    Рейтинг: 749
    Почта Банк
    Руководитель Службы информационных технологий
    06.01.2021 22:30

    Отчеты:
    Ведомость признания арендных платежей и первоначальных прямых затрат IFRS16 (БУ и НУ)
    Отчет по процентным расходам и кредиторской задолженности по аренде (IFRS16)
    Ведомость амортизации объектов IFRS16

    Сверочные управленческие отчеты МСФО16:
    Отчет по сопоставлению договоров аренды и заявок на оплату в Фин.контроле
    Сверочный отчет перехода на МСФО 16
    Сходимость графиков начислений НУ (НДС)
    Счета договоров аренды для формирования резервов в Ва-банк
    Фин.обязательства: Анализ корректности учета

Год
Предметная область
Отрасль
Управление