Марианна Корнеева, КПМГ: «Важно внедрять в рабочую среду новые ритуалы, укрепляющие отношения"

17 июля 2020
9
Марианна Корнеева, КПМГ: «Важно внедрять в рабочую среду новые ритуалы, укрепляющие отношения"

Что необходимо для того, чтобы удаленная работа была по-настоящему эффективной? Партнер практики операционной эффективности КПМГ в России и СНГ Марианна Корнеева во время онлайн-встречи GlobalCIO|DigitalExperts "Новое рабочее место=офис+удаленка" обратила внимание на два аспекта: ИТ-инструменты и действия эмоциональной направленности.

Во время пандемии многим компаниям пришлось в экстренном порядке внедрять инструменты удаленной работы. Получив за несколько месяцев определенный опыт, компании делают первые выводы: какая модель организации рабочего процесса должна быть создана с учетом этого опыта?

Современная модель организации рабочего пространства должна отвечать нескольким ключевым критериям, отмечает Марианна Корнеева. Главный из них – гибкость. Компании должны уметь организовать «удаленку» в любом месте и сделать это быстро, за считанные дни. Второй критерий – мобильность. Соответственно, должна быть такая информационная среда, такой технологический инструментарий, который это позволяет. Поэтому крайне важен пласт цифровизации. Важна также и коллаборация между сотрудниками. Все это делается для того, чтобы добиться более эффективных и качественных решений, оптимальных с точки зрения трудозатрат.

«В мае этого года КПМГ провела опрос по перспективам удаленной работы. Выяснилось, что более 53% респондентов планируют оставить до трети своего персонала на удаленке. Еще 23% опрошенных готовы перевести на удаленный формат больше 30% офиса. Часть компаний планируют ввести комбинированную модель – несколько дней сотрудники будут проводить в офисе, остальное время работать из дома. О готовности перевести больше трети персонала на такой формат заявили 25% участников опроса. Другими словами, тот опыт, который компании получили в период самоизоляции, будет конвертироваться в конкретные действия и в трансформацию организации работы», - подчеркнула Марианна Корнеева.

Какие функции можно перевести на удаленный формат? Эксперт КПМГ отмечает, что в первую очередь это поддерживающие функции, так называемый «бэкофис»: контроллинг, обработка данных, формирование отчетности. Также в режиме «удаленки» эффективно работает правовая поддержка, служба управления персоналом (кадровое администрирование, онлайн-подбор и онлайн-обучение). Часть функций отдела закупок (например, проведение тендерных процедур) и отдела продаж (обработка заявок, ведение клиентской базы) также можно выполнять вне офиса. Тем не менее, полностью передать эти направления на удаленную работу невозможно, так как все равно существует бумажный документооборот, который хоть и существенно уменьшился, но пока остается непреодолим, - подчеркивает Марианна Корнеева.

Удаленная работа принесла и новые вызовы. Как отмечают участники опроса, на первом месте – повышение давления на лидеров и менеджеров по взаимодействию (22%). Если раньше руководитель мог пройти утром и вечером по офису и примерно представить, что происходит в коллективе, то с переходом в онлайн такая возможность исчезла. Менеджерам приходится прикладывать больше усилий, чтобы составить адекватное представление о том, как работает команда. 19% респондентов среди минусов «удаленки» отметили потерю командного духа и вовлеченности. «Мы не видим друг друга, не можем обменяться новостями в неформальном режиме. Появляется оторванность от корпоративной среды. Поэтому особенно важно внедрение инструментов, чтобы поддержать коммуникацию», - считает Марианна Корнеева. Также в числе вызовов респонденты отметили усложнение процесса постановки задач и контроля за их исполнением (17%), снижение эффективности управления загрузкой (10%), усложнение обмена опытом и адаптации новых сотрудников (8%) и другие сложности.

Справиться с этим вызовами отчасти помогают современные ИТ-решения. Сегодня, чтобы выстроить эффективную удаленную работу, компаниям необходим целый комплекс таких решений, - уверена Марианна Корнеева. «Условно такие инструменты можно разделить на несколько категорий, - отмечает эксперт. – Это, к примеру, проектные инструменты, которые помогают совместно работать над задачами и вовремя увидеть узкие места, – Trello, Wrike, Jira, Basecamp и другие. Есть инструменты для командной работы, которые позволяют сотрудникам работать в режиме реального времени, - Slack, Miro, Microsoft Teams. Эффективны также тайм-трекеры, которые позволяют сотрудникам следить за временем выполнения каждой задачи, – Toggl, Team Work, Hubstaff. И, конечно, инструменты коммуникации и инструменты проведения встреч: Zoom, Skype, Webex и другие».

Но ИТ-инструменты - это только одна составляющая эффективной удаленной работы. Есть еще вторая часть – психолого-эмоциональная. «Очень важно внедрять в рабочую среду новые ритуалы, укрепляющие отношения и доверие: организовывать виртуальные чаепития, устраивать сеансы взаимной обратной связи и признания, проводить виртуальные шоу талантов. Иначе сложно поддерживать нужный уровень вовлеченности», - подчеркнула Марианна Корнеева.

Офисные пространства тоже неизбежно будут меняться. Акцент – на создании гибких рабочих мест. Обязательно нужны пространства для коллаборации, студии, лаунж-зоны. Это позволит создать творческую, открытую среду и обеспечить комфортное взаимодействие между сотрудниками.


1826
Поделиться
Коментарии: 9

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.

  • Виктор Федько
    Рейтинг: 303
    АО МПО им.И.Румянцева
    Зам. начальника управления информационных технологий
    20.07.2020 08:34

    "...организовывать виртуальные чаепития, устраивать сеансы взаимной обратной связи и признания, проводить виртуальные шоу талантов..."



    От виртуальных чаепитий недалеко и до резиновых женщин и безалкогольного пива .



    Это все имхо хорошая мина при плохой игре. Надо отдавать себе отчет, что убирая офис в виртуальное пространство, вы теряете все нити прежнего управления, коммуникаций , всю психолого-эмоциональную составляющую. И виртуальные шоу талантов это все не заменят никогда. Разве что, когда вырастет новое поколение виртуальных людей. Не дай Бог дожить до этого. уже сейчас заметно, как многие умом то подвинулись от виртуальной реальности, ковидлости и работы удаленно.



    Удаленно хорошо код писать и отчеты ваять из системы. Но команды как таковой уже не будет. Здесь важен симбиоз. Возможно, сделать присутственные дни в офисе. Еще что-то. Но уход полностью в зазеркалье на бизнесе массово отразится не очень хорошо. Возможно, в небольших компаниях по торговле чем-нибудь. Это может быть. Но крупным игрокам, промышленным предприятиям это не грозит, слава Богу.


    • Екатерина Ляско Виктор
      Рейтинг: 337
      Global CIO
      Генеральный директор
      21.07.2020 11:31

      Ну раньше и в стройотрядах знакомились, а не в Тиндере))

  • Наталья Горова
    Рейтинг: 21
    GlobalCIO | DigitalExperts
    Редактор
    20.07.2020 10:37

    Виктор, спасибо за мнение! Любые крайности, действительно, только вредят. Надеемся, что со временем каждая компания найдет для себя разумный баланс между удаленной и офисной работой)

  • Татьяна Орлова
    Рейтинг: 89
    ЗАО "ЕС-лизинг"
    Замдиректора по инновационной и экспериментальной деятельности, консультант по управленческим дисциплинам
    22.07.2020 17:43

    Знаете, чего не нашла? Ни слова про безопасность. Западные инструменты, обрабатывающие и хранящие чувствительную для компании информацию... Давайте все же вернемся с небес на землю: не всем это подойдет, особенно в условиях, когда официально разрешены кибер-атаки на Россию. Давайте вспомним, например, про дыры в Zoom, которые испортили многим нервы в образовательной среде.

  • Виктор Федько
    Рейтинг: 303
    АО МПО им.И.Румянцева
    Зам. начальника управления информационных технологий
    23.07.2020 10:37

    Про безопасность. Бог бы с ними, с кибер-атаками. Разрешены они или нет, ничего не меняется по сути.
    Да, не все могут использовать определенные западные инструменты. Только вот отечественных аналогов тоже не по всему фронту видно. Те , кто использовать что-то не может в силу специфики, удаленным доступом и не пользуется в основном. Почта, СЭД в лучшем случае. Доступа к бизнес-приложениям нет. Там где есть полный спектр доступа в КИС извне, это совсем не важно - вопросы безопасности решены на том или ином уровне. И переход на удаленку будет достаточно обыденным делом. Только бизнес-процессы пересмотреть некоторые и увеличить число удаленщиков. Ну и еще некоторые вещи.
    За последние несколько месяцев ряд компаний вынужден был уйти на удаленную работу. Все об этом знают. Компании очень разные и обобщать их опыт неправильно. Но было бы очень интересно узнать подробнее, как и во что им это обошлось. На какие подводные камни налетели и собираются ли они эту практику продолжать. И уж как минимум, что предпринимают для облегчения этих задач. В том числе, как решают и вопросы безопасности. Такой анализ был бы очень показателен и необходим.

  • Наталья Горова
    Рейтинг: 21
    GlobalCIO | DigitalExperts
    Редактор
    23.07.2020 12:39

    Виктор, отличная идея для одного из следующих материалов) Учтем, спасибо!

    • Виктор Федько Наталья
      Рейтинг: 303
      АО МПО им.И.Румянцева
      Зам. начальника управления информационных технологий
      23.07.2020 12:53

      Неплохо! Только опрос и анализ желательно проводить компаний одного сегмента. Т.е., если сравнивать, то между собой - интеграторов, телеком,банки. И т. д. А не завод и ит-компанию.)).
      И очень важно выяснить, как и к чему они готовятся сейчас. Как впитали прошедший опыт и как собираются парировать будущие возможные вызовы. Мы об этом уже говорили - чтобы не получилась подготовка к прошедшей войне.

  • Алексей Шибанов
    Рейтинг: 33
    Комплекс-бар
    ИТ-директор
    29.07.2020 01:02

    IMHO, подобный формат подходит лишь для отдельно взятых сотрудников и их локальных задач, отчасти даже возможно повышая его личную эффективность.
    Например переведя разработчика на "удалёнку" постановщику задачи приходится чуть больше времени тратить на формирование ТЗ для него, чтобы открывая список задач у него возникало меньше вопросов, ответы на которые он не сможет получить в оперативном режиме.
    Сотрудник во-первых не тратит время на дорогу, во-вторых может выбрать для себя наиболее продуктивное время, у кого-то это утро, у кого-то день, у кого-то вообще ночь.
    С линией поддержки тоже достаточно просто, они к рабочему месту не особо привязаны, нужны лишь компьютер и телефон.

    Но как только речь заходит про проектные задачи, где требуется командная работа и коммуникация между сотрудниками, зачастую даже с привлечением сотрудников других подразделений, за рамками ДИТ - тут разрыв коммуникации уже сильно мешает. Обсуждение которое можно было провести в формате совещания за час - вырастает в трёхдневную переписку, что влечет за собой последствия.

    У себя решили комбинированием "удаленки" и "офиса". Для очных совещаний собираемся, а для работы по задачам - расходимся=)