Встреча клуба: "Данные и аналитика для ритейла"

15 июня 2021

Ритейл относится к числу тех отраслей, где ежедневно накапливается огромный массив данных. Но каким образом их можно использовать, чтобы это принесло максимальный профит компаниям? Об этом мы поговорили с представителями крупнейших федеральных сетей на круглом столе GlobalCIO|DigitalExperts "Данные и аналитика для ритейла: прикладные аспекты".

IMG_20210527_190932_resized_20210528_123709631.jpgНашей главной задачей было – организовать «живую» дискуссию между участниками круглого стола. Поэтому мы отказались от стандартных презентаций в пользу непосредственного общения. В числе участников мероприятия - Игорь Ольховский, руководитель направления по работе с данными отдела управления ценностью данных Леруа Мерлен; Максим Лисянский, руководитель направления по работе с данными отдела разработки платформенных сервисов Леруа Мерлен; Павел Мягких, директор по продвинутой аналитике Лента; Петр Ермаков, Senior Data Scientist, Lamoda; Мария Носова, руководитель группы аналитики по направлению коммерция и операций СберМегаМаркет; Артур Пярн, директор по облачным решениям HUAWEI; Павел Кутаков архитектор облачных решений HUAWEI; Марина Максимова, руководитель трансформации Комус; Сергей Иванов, руководитель Центра развития и внедрения технологий продаж Комус, Михаил Неверов, директор по анализу данных Х5 Group; Ришат Исхаков, директор по аналитике СберМаркет; Дмитрий Хаскель, исполнительный Директор Alibaba.com. Модератором мероприятия выступила Екатерина Ляско, гендиректор GlobalCIO|DigitalExperts.

Каковы критерии успешной цифровизации?

Согласно данным опросов, к таким критериям можно отнести:

  • полностью электронный документооборот Например цель М-видео 80% цифровых транзакций;
  • соотношение оцифрованных и неоцифрованных процессов в пользу первых; 
  • производительность труда не снижается, когда сотрудники работают удалённо; 
  • проведение и оценка экспериментов; 
  • гибкие методологии работы;
  • процент услуг, которые клиент может получить без физического общения с компанией; 
  • принятие решений на основе данных, Data-driven подход;
  • готовность инвестировать во внутренние разработки.

Участники круглого стола добавили к этому перечню еще несколько аспектов. Так, еще одним критерием успешности цифровизации может стать соотношение потраченных на ИТ-проекты денег и результатов для бизнеса. При этом цифровизацией, по мнению некоторых спикеров, можно назвать именно автоматизацию процесса принятия решений, причем это можно сделать только на основе данных.

Еще одним признаком того, что этот процесс идет активно, можно назвать введение должности директора по цифровизации. То есть появляются отдельные ветки управления, которые занимаются именно цифровыми продуктами. Появляется гибкость в выводе новых продуктов на рынок.

Почему диджитализация иногда заходит в тупик?

IMG_20210527_191048_resized_20210528_123350539.jpgГоворя о препятствиях, с которыми встречаются представители ритейла, участники упомянули в первую очередь «человеческий фактор». Бывает, что аналитики разрабатывают новые платформы, но представители бизнес-подразделений оказываются не готовы к их использованию. Ведь всегда легче продолжать делать то, что ты делал годами, обучение новому требует определенных временных затрат.

Сопротивление может идти и со стороны менеджмента. Получается, что автоматизация принятия решений «отбирает хлеб» у топ-менеджеров. Определенную угрозу при внедрении новых аналитических инструментов чувствует и ИТ-департамент. Поэтому при проработке новых решений приходится быть очень аккуратными, обосновывать их реальную пользу для бизнеса, добиваться согласия всех участников процесса.

Какие самые популярные инструменты и методы сбора данных и анализа используются в вашей компании?

Многие участники дискуссии упомянули в первую очередь метод A/B-тестирования. Когда речь идет о внедрении продуктов на основе данных, нужно понимать, правильно ли все идет, или компания просто «сжигает» деньги.

Вопрос только в том, что провести A/B-тестирование также необходимо правильно. Отдел, который занимается этой работой, должен быть независимым, отделенным и от дата-платформы, и от бизнес-подразделения, как некий третейский суд. В этом случае удастся получить объективную картину.

В какие направления для анализа в первую очередь вкладывают ресурсы ритейлеры?

На первом месте – данные о клиентах. Важно понять, что клиенты знают о компании, какие у них ожидания. Например, в одной сети в результате анализа данных выяснили, что клиенты готовы платить за комплексную услугу. Даже если в ассортименте этой сети не хватает какого-то продукта, но она может заказать его у другого поставщика и привести в заказе, клиенты готовы за это платить. Другими словами, накапливая данные о клиентах, компании преобразует это в новый опыт и новые решения.

Но если позволяют ресурсы, нужно покрывать все ключевые направления в компании – клиенты, сотрудники, партнеры и т.д. Ведь в бизнесе все взаимосвязано, невозможно одно отделить от другое. Если же ресурсов не хватает, в этом случае стоит выделить «самое слабое звено», которое можно подтянуть при помощи качественной аналитики. Это зависит от специфики компании.

Максимально всесторонне использовать накопленные данные, извлекая новые ценности для бизнеса, ритейлерам поможет графовая база данных, доступная из облака. Она позволяет выявить неочевидные взаимосвязи, обогащая арсенал уже имеющихся данных, будь то поиск кратчайшего пути в логистике или построение рекомендательных систем для клиентов на основе множества измерений.

Каковы драйверы и ограничители сбора данных вашей компании?

IMG_20210527_184609_resized_20210528_123709994.jpgПри ответе на этот вопрос многие участники круглого стола отметили прежде всего дефицит кадров. Например, качественных архитекторов данных просто может не быть на рынке. Приходится приглашать независимых консультантов, которые реализуют определённые проекты и решают проблемы по трансформации.

Также есть ограничения по инфраструктуре – иногда ее необходимо модернизировать, чтобы собрать необходимый массив данных.

Чтобы инфраструктурные вопросы не становились камнем преткновения на пути трансформации бизнеса, проще и удобнее обратиться к провайдеру публичного облака, который может предложить и инфраструктурные, и платформенные сервисы. Так, построение аналитической платформы силами ИТ-департамента – сложный, трудоемкий и дорогостоящий процесс, усугубляющийся разнородностью ИТ-ландашафта. Корпоративное хранилище данных как готовый сервис из облака поможет решить задачу оперативного получения полной картины бизнеса всей торговой сети.  КХД в облаке позволит легко интегрироваться с корпоративными системами  внешних партнеров ритейла (логистов, поставщиков). Кроме того, КХД как сервис предоставляет необходимые средства для развертывания и решает вопросы поддержки.

Ускорила ли пандемия процесс внедрения новых технологий с точки зрения ИТ-инфраструктуры?

Самоизоляция и удаленка, прежде всего, сделали популярными облачными сервисы. Несмотря на то, что некоторые ритейлеры все еще предпочитают пользоваться собственными ЦОДами, все больше компаний пробуют выносить часть данных в облако.

Оптимальным вариантом является гибридное использование. В облако, к примеру, удобно выносить новые разработки, когда идет процесс тестирования, проб и ошибок. Можно выносить в облачную инфраструктуру и CRM-системы. А также облако предоставляет оптимальные и удобные средства построения продвинутых аналитических систем.


Партнер мероприятия 9afb781eed212acdd871a2c53704b781.jpg.png

1679
Поделиться