Отрасль неизвестных героев, или Видео — это не кино

18

Недавно знакомый мне рассказал о своей дальней родственнице, живущей в Финляндии. Девушка 28 лет работает... водителем фуры. Не знаю, есть ли такие отважные женщины в России. Но когда общаешься с нашими транспортниками, понимаешь, что в этой отрасли очень много героев.  Эти люди делают так, чтобы грузовики ездили по российским трассам, вагоны — по российским рельсам, а автобусы, трамваи и троллейбусы — по нашим родным улицам. Приезжали, согласно путевому листу, из пункта А в пункт Б. Несмотря на их (трасс, улиц и рельсов) состояние и расстояния.

И, наверное, справедливо, что у водителей на маршруте (а у их руководителей – в офисе) появляются возможности высокотехнологичного контроля за безопасностью и прозрачного расследования инцидентов. И речь пойдет совсем не только о ГЛОНАСС: это лишь небольшая часть технологий из области дистанционного мониторинга за подвижными и стационарными объектами.

Как ни странно, про свои новые возможности транспортники знают мало. Некоторые и знать не хотят — по личным веским причинам. Но в основном — просто не знают.  Вот какие вопросы нам чаще всего задают руководители бизнес-подразделений, прежде чем звонить IT-директору, мол, коллега, не посмотрите ли решение, которое нам тут предлагают?

1.Для чего вообще нужно внедрять решение по дистанционному видеонаблюдению, тратить деньги, что-то закупать, устанавливать и обслуживать?

В ответ на этот вопрос мы обычно рассказываем о нескольких традиционных сценариях, при которых компании теряют деньги и ценное оборудование.

Например, при перевозке опасных или ценных грузов очень важно понимать, как ведет себя за рулем водитель. Не превышает ли скорость, не заснул ли, не свернул ли с трассы на дорогу покороче, но похуже? Траекторию движения, конечно, можно понять с помощью GPS, но она не поможет оценить поведение водителя, манеру вождения, состояние транспортного средства или груза. Это можно сделать только с помощью видеозаписи, которую получает диспетчер транспортной компании. Получается, что это практически единственный способ гарантировать безопасность перевозки благодаря контролю ситуации в реальном времени, причем даже в условиях медленной связи или вовсе ее отсутствия на просторах России.

Затем переходим к проблеме хищений грузов. Специалисты знают, как рискованны, например, перевозки электроники или алкоголя. Их даже страховые компании сейчас отказываются страховать по причине высоких рисков: товар высоколиквидный, грабители могут его быстро продать. Для быстрой реакции на ситуацию или проведения расследования данные из системы дистанционного видеомониторинга - практически единственная возможность увидеть действия водителя сразу в момент ограбления, номер и марку машины, в которую перегружают товар, и другие детали.

Возьмем пассажирские перевозки. Недавно в новостях прочитал про «бизнес на синяках». В Новосибирске появился новый вид мошенников: люди подают в суд на предприятия городского транспорта и получают вполне реальные финансовые компенсации за... мнимые травмы. Все потому, что в начале этого года был принят закон об обязательном страховании жизни, здоровья и имущества пассажиров. Казалось бы, правильная мера — перевозчик обязан предпринять все меры для безопасной поездки. Однако, пользуясь «лазейками» нового закона, некоторые граждане начали массово подавать иски даже в том случае, если никаких происшествий в ходе поездки с ними не случалось. Вот тут о пользе видеокамер на городском транспорте всерьез задумались многие скептики.

Другой пример – междугородные пассажирские перевозки. Допустим, междугородний пассажирский автобус попал в аварию. До ближайшего поста ДПС - километров 50. Местность малонаселенная. Как понять, насколько серьезна авария? Можно попытаться дозвониться до пассажиров и водителя, но обычно при аварии люди находятся в шоковом состоянии и вряд ли могут рассказать что-либо адекватно. В данном случае система дистанционного видеомониторинга помогает выяснить, что происходит на месте аварии, не произошло ли теракта. Важно, что всю информацию с места события диспетчер видит в реальном времени и может быстро принять решение: вызвать аварийные службы, врачей, связаться с ближайшим к месту аварии населенным пунктом.

И, наконец, железнодорожный транспорт — на его долю приходится 80% всех российских грузоперевозок. Здесь для систем видеонаблюдения есть такие задачи, как внешнее наблюдение за состоянием железнодорожного полотна и других объектов инфраструктуры, внутреннее наблюдение: установленные в вагонах и локомотивах камеры помогают следить за порядком и соблюдением техники безопасности и режима труда машинистов, что особенно важно на дальних перегонах. Недавно один из наших клиентов, железнодорожник с большим стажем, сказал, что повышение дисциплины локомотивных бригад является для него самым важным результатом внедрения такой системы. Человеческий фактор, как известно, самый рисковый, и если он под контролем — то и остальное проще контролировать.

2. Какие транспортные средства можно оснащать таким оборудованием?

Тут мы всегда уточняем, что между оснащением оборудованием и внедрением системы дистанционного мониторинга — большая разница. Можно купить наисовременнейшие видеорегистраторы, GPS-модули, самонаводящиеся камеры и прочие хитроумные устройства. Но если не решено, как поступающую с них информацию обрабатывать, по какому принципу и с каких объектов ее собирать, кто имеет к ней доступ, где она будет храниться и кто будет отвечать за это — смысла в этих закупках нет. К оборудованию нужно программное обеспечение. О нем, как правило — следующий вопрос.

3. Какие программы можно использовать для мониторинга?

Программное обеспечение в этой области - одна из наиболее интересных и развивающихся сфер разработки. Создаются программы, совместимые с множеством видов оборудования и обладающие большими возможностями для конфигурирования и интеграции с другими бизнес-приложениями. Можно осуществлять удаленное видеонаблюдение с отображением на различных картах, запись, поиск и отображение видео, управление PTZ и IP-устройствами, работать с этим ПО как на стационарных компьютерах, так и с мобильных устройств, при медленной или отсутствующей связи с объектом наблюдения.

Быстро развиваются возможности видеоаналитики в реальном времени. Появляется все больше облачных сервисов: для хранения данных и доступа к ним целесообразно использовать внешние серверные ресурсы с возможностью оперативного масштабирования и гибкой настройки. Другой путь — создание собственных централизованных хранилищ, но он более сложный и дорогостоящий — это подтвердят специалисты по дата-центрам.

При выборе программного обеспечения очень важно обратить внимание на скорость работы системы в условиях низкоскоростных каналов связи: не будем забывать, что сети 3G и 4G доступны далеко не везде. На значительной части территории РФ пока преобладает 2G, а в ряде регионов сотовой связи практически нет, например, из-за сложного рельефа, северных широт и других особенностей местности. Именно исходя из этих особенностей российских телекоммуникаций, мы, в частности, среди прочих выделяем технологию израильской компании SerVision, обеспечивающую передачу качественной «картинки» даже при низком качестве связи.

Если ваши транспортные средства работают в зонах нестабильного приема, имеет смысл использовать оборудование с функцией записи видео во внутренней памяти. Когда транспортное средство окажется в более или менее стабильной сети связи, информация будет передана на центральный диспетчерский пункт. Здесь простор для проектировщиков: можно создавать интересные решения типа организации передачи данных по цепочке — от камеры к камере, или через спутниковую связь (минус — довольно значительная задержка сигнала).

4. А если работать приходится в сложных условиях — например, запыленность или влажность?

Во-первых, советуем выбирать надежное оборудование с антивандальной конструкцией, пыле- и влаго-защитой. Во-вторых, обязательно выяснять, каким образом поставщик решения организует сервисное обслуживание, берет ли на себя вообще такую задачу. Предпочтение стоит отдавать тем, кто оказывает весь спектр услуг, так как такие исполнители несут ответственность за конечный результат. В-третьих, не пытаться «сэкономить любой ценой», потому что оборудование, дешевое при приобретении, зачастую оказывается совсем недешевым в эксплуатации из-за постоянных поломок, да и служит меньше.

5. Все это отлично, но как защитить оборудование от злоумышленников или недобросовестных сотрудников?

Важно объяснить сотрудникам, что оборудование устанавливается не для шпионажа за ними, а для получения объективной информации о ситуации во время рейса или производства сложных, опасных работ. Лояльные к компании сотрудники поймут, что нововведение — в их интересах. Нелояльные — либо перевоспитаются, либо уволятся. И бизнес от всего этого только выиграет.

5269
Коментарии: 18

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.

  • Марк Шварцблат
    Рейтинг: 30
    КТ "Акведук"
    ИТ-директор
    08.10.2013 13:00

    Используем давно и почти на всем служебном транспорте. Основная проблема используемых систем - невозможность прозрачной интеграции с прочими КИС.

    • Михаил Петров Марк
      Рейтинг: 809
      Счетная палата Российской Федерации
      Директор департамента цифровой трансформации
      09.10.2013 10:00

      Используем давно и почти на всем служебном транспорте.
      Какие параметры контролируете?

      невозможность прозрачной интеграции с прочими КИС
      а с чем надо интегрировать?

      • Марк Шварцблат Михаил
        Рейтинг: 30
        КТ "Акведук"
        ИТ-директор
        09.10.2013 12:17

        Пробег (как база оплаты), местонахождение для диспетчеризации, время доставок (параметр качества).

        С нашей вельми винтажной системой... :)

        • Михаил Петров Марк
          Рейтинг: 809
          Счетная палата Российской Федерации
          Директор департамента цифровой трансформации
          09.10.2013 12:35

          ну да, тут много интегрировать надо... причем получается что в обе стороны...

    • Марк
      09.10.2013 18:50

      Уточните, пожалуйста - Вы имеете в виду систему геомониторинга (GPS/ГЛОНАСС)? Это лишь малая часть возможностей по дистанционному мониторингу и контролю, которые могут дать современные технические средства. Что касается прозрачности интеграции, то тут можно использовать современные инструменты типа MS BizTalk, SAP NetWeaver PI и т.д. А если бизнес-процессы и степень их автоматизации позволяют, то и верхнеуровневые средства BPM.
      Тема очень интересная для многих клиентов, с которыми общаемся. Именно четкое определение требований бизнес-процессов и "соседних" информационных систем позволит качественно выполнить интеграцию. Если все же мы говорим о системе видеомониторинга, то это достаточно сложная задача, и имеет смысл установить продвинутую Video Management System, с возможностями управления архивом видеоизображений и подключаемыми функциями автоматического видеоанализа, для первичной обработки потоков. А ее уже, в свою очередь, интегрировать с бизнес-системами.

      • Марк Шварцблат
        Рейтинг: 30
        КТ "Акведук"
        ИТ-директор
        10.10.2013 12:38

        Возможности, которые предоставляют используемые системы, изучены. Всё нужное используется. Прочие плюсы требуют вложений в оборудование и обслуживание и не сильно увеличат качество.

        Используемая КИС архитектурно из середины 90-х. Интеграция с ней - проблема.

        Видео на межгороде пишется на регистраторы. Погрузка-разгрузка пишется на стационарные системы видео-наблюдения.

  • Олег Быстров
    Рейтинг: 20
    Кузбассразрезуголь
    Руководитель программ цифровой трансформации
    09.10.2013 09:47

    Интеграция может быть различной исходя из приоритетов принятия решения... Основные системы учета и контроля, системы принятия решений. Когда определяется что и как контролировать, то всегда можно использовать не готовые решения, а системы интеграции, хранилища...

    • Олег
      09.10.2013 10:11

      А как именно вы это делаете? 1 - как расставлены приоритеты контроля, что именно контролируется видео-средствами? 2 - как сделана интеграция видеонаблюдения с другими приложениями, с помощью каких инструментов? Судя по всему вопрос интеграции тут как раз ключевой, и от того, как он решен, зависит - вся игра в видео - это лишь игра или серьезный инструмент контроля и управления. Так?

      • Олег Быстров
        Рейтинг: 20
        Кузбассразрезуголь
        Руководитель программ цифровой трансформации
        09.10.2013 12:03

        Если позволите, то я продолжу мысль как раз в последующем ответе... так как там уже попытались разложить по полочкам.

  • Виктор Федько
    Рейтинг: 367
    Независимый эксперт
    Эксперт
    09.10.2013 11:29

    Для чего внедрять решение? - Вот основной вопрос, пожалуй.

    1.Например, при перевозке опасных или ценных грузов - на мой взгляд, притянуто. На перевозку опасных и ценных грузов не отправляют одного водителя, а минимум двух. А при особо ценном грузе - еще и охранное сопровождение. т.е., едет целая бригада. Да и поручают такие перевозки высокопрофессиональным и проверенным водителям. Так что, GPS-мониторинг будет вполне достаточен.

    2.Затем переходим к проблеме хищений грузов. - годится, пожалуй, только для того, чтобы увидеть - а не за одно ли водитель с грабителями. Но и водитель, и грабители могут знать о видео наблюдении, и соответственно, принять меры. И номера своих машин спрятать и лица. И т.п. В условиях "бескрайних просторов", при отсутствии надежной связи врядли все это сработает. Достаточно сигнала тревоги от водителя через GPS о нештатной ситуации. (если сработает сигнал). Все остальное - в руках Божьих. ( А вот интересно, есть ли хоть один пример, когда такое видео наблюдение реально помогло предотвратить/раскрыть ограбление?). Или, пока все в теории ?

    3.Возьмем пассажирские перевозки - Да, видео во многом бы помогло при разборе каких-то конфликтных ситуаций в салоне. Вообще-то, проще убрать лазейки в законе или притянуть кого-то за попытку получить компенсацию нечестным путем. Два-три "обратных" примера, когда вместо компенсации с тебя берут солидный штраф за мошенничество сильно охладит любителей что-то получить "на шару".

    4.Другой пример – междугородные пассажирские перевозки. - Картина примерно реальная, но работать будет только в местностях с устойчивой связью, а таковых в России не так много. Здесь есть другой способ - передавать автобус от поста ДПС к посту. Фиксируется время проезда и передается на следующий. И считается примерное время прохождения. Если серьезная задержка - надо ехать навстречу.

    5. И, наконец, железнодорожный транспорт - если для слежения за локомотивными бригадами, то - да. Наверное поможет. Человеческий фактор действительно очень важен. Как и если установить в вагонах. Здесь можно просто писать картинку (если какая будет конфликтная ситуация с пассажирами и т.п.).
    Хотя, собственно, у железнодорожников существует другая, не менее важная проблема - огромное количество людей гибнет на рельсах не видя приближающегося поезда. Обходчики, путевые бригады. Нужна стройная система оповещения о приближении поезда - вот более серьезная задача ! И она не решена полностью до сих пор.
    Другая, не менее важная - постоянное слежение за состоянием полотна ,натяжением рельсов. Сейчас ходят специальные вагоны, а есть задача разместить оборудование на рейсовых поездах и не гонять специальные.

    Вообще, темы важные и интересные, другое дело надо четко понимать отдачу от внедрения средств и что с получаемыми данными делать. А уж как и с чем синтегрировать, и какое ПО и "железо" применить - вопрос вторичный, технический.

    • Олег Быстров Виктор
      Рейтинг: 20
      Кузбассразрезуголь
      Руководитель программ цифровой трансформации
      09.10.2013 12:18

      В случае с грузоперевозками хотелось бы прояснить.
      Обеспечивая безопасность грузоперевозки она может быть рассмотрена в следующем разрезе.
      1. Грузоперевозки по РФ, но под пломбами.
      1.1. Хищение груза, тут все понятно, оперативное вмешательство возможно по кнопке от водителя, датчика открытия дверей фуры, но есть и тенты, которые могут быть разрезаны, вот тогда необходимы видеорегистрация внутреннего пространства фуры, но не обязательно в оперативном режиме. или же такой режим включается после аварийной кнопки, нажатой водителем.
      1.2 Перемещение груза после аварийных или опасных маневров. В этом случае оперативный режим так же не нужен, но нужна оценка состояния без вскрытия пломбы по запросу, потому как это страховой случай и требуется при повреждении вызов ДПС и страховщиков. В противном случае, отсутсвие смещения и повреждения - потеря времени.

      2. МЕЖДУНАРОДНАЯ перевозка
      все то же самое, только еще важнее, потому как пломбу может только таможенник снять
      так что в случае международной перевозки это оценка риска простоя или отсутсвие оплаты от страховой.

  • Дмитрий Бацюро
    Рейтинг: 10
    Ситилинк (ГК Мерлион)
    Старший ИТ-бизнес-партнёр
    29.10.2013 11:11

    Интересно, сколько камер надо повесить - и соответственно, трафика передать в онлайне - для предотвращения страхового мошенничества в переполненном автобусе? Если одну у кабины водителя, то что там в хвосте происходит - останется под покровом тайны.
    Аналогичный вопрос по поводу заполненной фуры.

  • Павел Шмелев
    Рейтинг: 10
    РДТЕХ
    Директор по продажам
    08.04.2014 21:24

    Прочитал последний пост про число камер в переполненном автобусе для "предотвращения мошенничества", камеры в пассажирских железнодрожных вагонах и сразу вспомнил Оруэлла "1984" - "Большой брат смотрит на тебя" !

    • Марк Шварцблат Павел
      Рейтинг: 30
      КТ "Акведук"
      ИТ-директор
      09.04.2014 06:53

      С учетом падения цен на связь и камеры - для предотвращения вандализма в тех же пригородных поездах-электричках - почему бы и нет.

  • Павел Шмелев
    Рейтинг: 10
    РДТЕХ
    Директор по продажам
    09.04.2014 10:20

    Тут главное не дойти до абсурда тотального контроля жизни граждан (конечно, с целью их защитить, например, от неправильного использования душа в сочинской гостинице)

    • Марк Шварцблат Павел
      Рейтинг: 30
      КТ "Акведук"
      ИТ-директор
      09.04.2014 11:20

      Ну "камера в душе" - это, по большей части, очередная сочинская легенда. :) Надо нашего олимпийца спросить. :) Но до количества камер на улице России пока до лидеров (вроде Лондона) далековато.

    • Виктор Федько Павел
      Рейтинг: 367
      Независимый эксперт
      Эксперт
      09.04.2014 12:00

      До абсурда дошли уже давно. Был бы толк.

Предметная область
Отрасль
Управление
Мы используем файлы cookie в аналитических целях и для того, чтобы обеспечить вам наилучшие впечатления от работы с нашим сайтом. Заходя на сайт, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie.