Биллинг для облачного сервиса

9

Для облачного провайдера модуль биллинга — это один из основных компонентов, который обеспечивает работу бизнеса. В отличие от продажи лицензий продажа сервисов по подписке требует более высокого уровня автоматизации. Ее может предоставить именно биллинг.

Понятно, что биллинг должен обеспечивать автоматическое открытие и закрытие подписки, изменение тарифных опций. Без этого сложно поддерживать даже несколько десятков пользователей, не говоря о тысячах и миллионах (обычная для облаков цифра).

Для любого облачного провайдера важно перевести своих пользователей на самообслуживание. Для этого биллинг должен автоматизировать такие функции:

  • открытие и закрытие пробного периода. Трудно поверить, но до сих пор можно найти предложения типа «отправьте нам заявку, чтобы получить доступ к демо-версии»;
  • прием платежей. Должны поддерживаться все распространенные способы оплаты: пластиковые карты, электронные деньги, обычные банковские платежи. По нашей статистике, при сумме до 2 тыс рублей пользователи чаще всего не заморачиваются с проведением платежа через юр.лицо и оплачивают в онлайне;
  • ежемесячное выставление закрывающих документов. Это нужно и для пользователей, и для собственной бухгалтерии.

Автоматизация этих задач существенно снижает расходы на поддержку пользователей. В результате мы — провайдеры — можем держать низкими тарифы на наши сервисы.

Полноценный биллинг сложно разработать самостоятельно. Это сложный продукт. Проблема заключается в том, что готовых решений для нашего рынка не существует (не считая дорогих и сложных продуктов для телекомов). На западе доступны облачные сервисы биллинга, но по понятным причинам они не подходят для России — нет локализации, поддержки платежных систем и агрегаторов типа Яндекс Денег или Робокассы.

Причина, по которой до сих нет российских решений для биллинга, тоже понятна. Это очень небольшой рынок, ограниченный парой сотен потенциальных клиентов. При этом большинство из этих них — стартапы, которые будут способны платить за использование продукта адекватные деньги в лучшем случае через несколько лет.

Поэтому биллинг МоегоСклада мы начали разрабатывать сами практически с момента запуска проекта — буквально с 2008 года. По сути это непрерывный процесс, мы постоянно добавляем новые функции, платежные системы, возможности для проведения акций, учета подарочных купонов, интеграции с маркетинговой аналитикой. Это совсем не наш основной бизнес, и в идеале хотелось бы использовать чужой готовый продукт. Но, видимо, в обозримом будущем мы будем продолжать использовать собственный биллинг.

Поговорим о том, как работа биллинга выглядит со стороны клиента. Вы знаете, что одна из самых разрекламированных особенностей облаков — потребление ресурсов ondemand, когда вы платите только за те ресурсы, которыми реально пользовались. В случае инфраструктурных сервисов это использование CPU, памяти, трафика. В случае МоегоСклада и другого прикладного ПО это, в первую очередь, количество рабочих мест и набор дополнительных опций, которые использует клиент.

В этой области многие компании используют некоторые хитрости. Например, устанавливают минимальный срок оплаты, равный трем или шести месяцам. При этом тип договора, который заключается с клиентами — лицензионный, он не предусматривает возможность возврата неизрасходованных средств. Наша компания точно также поощряет оплату на длительный период. Но при этом мы работаем по договору оказания услуг, и этот тип соглашения обязывает нас возвращать средства по запросу клиента.

Несмотря на эти тонкости, я считаю модель оплаты облачных сервисов намного более гибкой и подходящей под запросы бизнеса, чем варианты, которые могут предложить продавцы традиционного ПО.


А что думаете вы? Можете ли привести примеры удачных и неудачных биллинговых систем в России?


6806
Коментарии: 9

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.

  • Владимир Соловьев
    Рейтинг: 360
    Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
    руководитель департамента анализа данных, принятия решений и финансовых технологий
    24.07.2014 11:59

    В NIST-овском определении облака ("Модель обеспечения повсеместного и удобного сетевого доступа по требованию к группам вычислительных ресурсов (например, сетям, серверам, системам хранения, приложениям, сервисам), которые могут быть быстро предоставлены или возвращены с минимальными усилиями по управлению и взаимодействию с поставщиком услуг") самое, на мой взгляд, главное - это самообслуживание, мгновеная эластичность и измеримость.
    Остальные свойства (широкий сетевой доступ, объединение ресурсов в группы), на мой взгляд, не так важны, Так, частное облако может быть ограничено физическим периметром организации, и доступ будет не очень широким. Кто там и в какие группы объединен, пользователю вообще как правило безразлично, важно, чтобы SLA было адекватным и исполнялось.

    • Владимир Соловьев Владимир
      Рейтинг: 360
      Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
      руководитель департамента анализа данных, принятия решений и финансовых технологий
      24.07.2014 15:33

      Соответственно, самообслуживание, мгновенная эластичность и измеримость - это биллинг, и я полностью соглашусь с Аскаром в большинстве пунктов.

      "Для облачного провайдера модуль биллинга — это один из основных компонентов, который обеспечивает работу бизнеса. В отличие от продажи лицензий продажа сервисов по подписке требует более высокого уровня автоматизации. Ее может предоставить именно биллинг."
      Это, конечно, так. Но биллинг важен, вообще говоря, не для только для облачных провайдеров, но и для любых поставщиков услуг. И в такси, и в прачечной биллинг нужен.

      • Владимир Соловьев Владимир
        Рейтинг: 360
        Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
        руководитель департамента анализа данных, принятия решений и финансовых технологий
        24.07.2014 15:34

        Конечно,

        "биллинг должен обеспечивать автоматическое открытие и закрытие подписки, изменение тарифных опций, без этого сложно поддерживать даже несколько десятков пользователей, не говоря о тысячах и миллионах",
        и конечно, для этого
        "важно перевести своих пользователей на самообслуживание".

        • Владимир Соловьев Владимир
          Рейтинг: 360
          Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
          руководитель департамента анализа данных, принятия решений и финансовых технологий
          24.07.2014 15:35

          Совершенно очевидно, что

          "Автоматизация этих задач существенно снижает расходы на поддержку пользователей",
          но, конечно, совершенно не факт, что
          "В результате мы — провайдеры — можем держать низкими тарифы на наши сервисы",
          так как в результате внедрения полноценного облачного биллинга потребитель оплачивает услуги не по периодам, а по факту потребления:
          "одна из самых разрекламированных особенностей облаков — потребление ресурсов on demand, когда вы платите только за те ресурсы, которыми реально пользовались. В случае инфраструктурных сервисов это использование CPU, памяти, трафика. В случае МоегоСклада и другого прикладного ПО это, в первую очередь, количество рабочих мест и набор дополнительных опций, которые использует клиент".
          В результате, конечно, пользователи облачного сервиса не платят за время его простоя, и провайдеры ИТ-сервисов сильно боятся сокращения выручки.

          • Владимир Соловьев Владимир
            Рейтинг: 360
            Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
            руководитель департамента анализа данных, принятия решений и финансовых технологий
            24.07.2014 15:35

            Те платные сервисы, которые называются "облачными", по сути таковыми не являются. Так, корпоративные пользователи таких массовых публичных сервисов, как Microsoft Office 365 и Google Apps могут быстро ("мгновенно") увеличить число пользователей, но когда лицензии перестанут быть нужны все равно придется оплачивать их использование до следующего периода:

            "В этой области многие компании используют некоторые хитрости. Например, устанавливают минимальный срок оплаты, равный трем или шести месяцам. При этом тип договора, который заключается с клиентами — лицензионный, он не предусматривает возможность возврата неизрасходованных средств. Наша компания точно также поощряет оплату на длительный период. Но при этом мы работаем по договору оказания услуг, и этот тип соглашения обязывает нас возвращать средства по запросу клиента".

            • Владимир Соловьев Владимир
              Рейтинг: 360
              Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
              руководитель департамента анализа данных, принятия решений и финансовых технологий
              24.07.2014 15:36

              Кроме того, сложно платить не только за российские "облака", но и за западные. Так, быстрый платеж за Office 365 возможен только с карты. А как быть госорганизациям, работающим по 44-ФЗ?

              • Владимир Соловьев Владимир
                Рейтинг: 360
                Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
                руководитель департамента анализа данных, принятия решений и финансовых технологий
                24.07.2014 15:36

                Полноценный биллинг сложно разработать самостоятельно. Это сложный продукт. Проблема заключается в том, что готовых решений для нашего рынка не существует (не считая дорогих и сложных продуктов для телекомов). На западе доступны облачные сервисы биллинга, но по понятным причинам они не подходят для России — нет локализации, поддержки платежных систем и агрегаторов типа Яндекс Денег или Робокассы.
                Думаю, что действительно сложно разработать универсальный биллинг, так как сервисы у всех разные, в частности, отличаются механизмы их монетизации...
                А для конкретной бизнес-модели, действительно, проще всего сделать свою систему биллинга.
                Яндекс.Деньги и Робокасса встраиваются просто, сложнее договориться с банком об эквайринге и о "правильном" проценте.

  • Владимир Соловьев
    Рейтинг: 360
    Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
    руководитель департамента анализа данных, принятия решений и финансовых технологий
    24.07.2014 15:36

    Несмотря на эти тонкости, я считаю модель оплаты облачных сервисов намного более гибкой и подходящей под запросы бизнеса, чем варианты, которые могут предложить продавцы традиционного ПО.
    А что думаете вы?
    Абсолютно согласен!

    • Владимир Соловьев Владимир
      Рейтинг: 360
      Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
      руководитель департамента анализа данных, принятия решений и финансовых технологий
      24.07.2014 17:50

      Можете ли привести примеры удачных и неудачных биллинговых систем в России?
      Кроме телекома, удачных примеров полноценного биллинга, удобного и клиентам, и поставщику, я не знаю.

Предметная область
Отрасль
Управление
Мы используем файлы cookie в аналитических целях и для того, чтобы обеспечить вам наилучшие впечатления от работы с нашим сайтом. Заходя на сайт, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie.