Максим Березин, директор по развитию бизнеса, КРОК Облачные сервисы: Безопасность внутри и снаружи
Какие облачные сервисы помогут выйти из кризиса быстрее?
Экономический кризис, спусковым крючком для которого стал коронавирус, прочувствовали все отрасли – кто-то больше, кто-то меньше. Период самоизоляции и приостановка работы сектора услуг, снижение спроса, банкротства компаний – все то, что можно наблюдать уже сейчас. Пик пандемии вроде бы пройден, но на восстановление уйдет много времени. При оптимистичном сценарии глобальный рынок начнет возвращаться к прежним позициям в конце 2020 года, при пессимистичных – не раньше 2023 года. Естественно, компании в таких условиях стремятся «срезать косты» и найти новые точки роста. Для многих это вопрос жизни и смерти. Например, для некоторых компаний из офлайн-ритейла, у которого за время карантина серьезно снизились продажи и рентабельность. Или части логистических операторов, столкнувшихся со снижением грузопотока в локальном и международном масштабе.
Как показывает практика, «пакет антикризисных мер» у таких игроков практически всегда включает использование различных ИТ-инструментов. Любая крупная компания так и или иначе проводит диджитализацию своего бизнеса, потому о том, использовать ли инфраструктурные сервисы для поддержки бизнеса, вопрос, как правило, не стоит. На первый план при этом выходят облачные услуги. В период кризиса они привлекают скоростью реализации проекта и отсутствием капитальных затрат.
Мы проанализировали запросы наших клиентов и пришли к выводу, что в краткосрочной перспективе будет расти спрос на несколько блоков антикризисных сервисов, предоставляемых из облака. Заметим, что про IaaS в данном случае умышленно не говорим, так как это базовая услуга, которая традиционно популярна ввиду ее способности сокращать затраты, ускорять time-to-market и повышать гибкость.
Поддержка удаленной работы
Вся команда КРОК Облачные сервисы продолжит работать в дистанционном формате вплоть до конца лета из-за опасения повторных волн заболевания. Нашему примеру следуют многие клиенты. Правда, некоторые из них руководствуются другими мотивами. Переход на удаленку позволяет экономить до трети расходов на офис, и заказчики пытаются этим воспользоваться. С марта в пять раз увеличилось количество обращений, связанных с переводом персонала на инфраструктуру виртуальных рабочих мест, мониторинга производительности, сервиса интерактивных подсказок для обучения сотрудников и т.д. Потребность в мобильности на фоне пандемии подтверждает логистический оператор FM Logistic. С начала режима самоизоляции компания оценила все преимущества работы с облачными приложениями без каких-либо дополнительных инструментов, типа VPN. За счет этого наш клиент может поддерживать скорость и эффективность выполнения задач на прежнем, докризисном уровне.
Легкое возвращение в офис
Для тех компаний, которые все же нацелены на работу офлайн, существует несколько полезных сервисов. Их основное предназначение – организация в автоматическом режиме коллективной работы согласно требованиям Роспотребнадзора. Как известно, в переходный период важно соблюдать дистанцирование. Следовательно, в офисе одновременно сможет работать в лучшем случае половина коллектива. Контролировать предельно допустимое количество сотрудников в помещениях, причем с учетом спейсинга (безопасной рассадки) – достаточно трудозатратная задача для руководства. Но вместо ручного заполнения файлов-графиков посещений можно воспользоваться облачным сервисом. В нем работники с помощью достаточно простого приложения сами бронируют дату посещения и выбранное рабочее место. Выбрать то же место либо любое другое, которое не соответствует нормам дистанцирования, не получится: система блокирует такие запросы. Подобный инструмент помогает серьезно разгрузить административный персонал и избавить линейных директоров от рутинных процессов, например, от потребности постоянно перемещать рабочие места персонала в зависимости от того, кто выходит «в смену».
Безопасность изнутри и снаружи
В кризис традиционно активизируются мошенники. Нынешняя экономическая нестабильность, прочно завязанная на онлайн, стала питательной средой для роста киберпреступлений. Для таких случаев предлагается целый портфель услуг, гарантирующий непрерывность работы клиентских сервисов и внутренней инфраструктуры. Речь здесь идет о сервисах защиты веб-приложений, лежащих в основе онлайн-сайтов заказчиков, и инструментах предотвращения DDoS-атак. А для предупреждения утечек информации используются системы контроля привилегированных пользователей внутри компании.
Повышение операционной эффективности
До этого мы говорили про универсальные решения, которые могут использоваться в любой компании без учета ее отраслевой специфики. Однако на рынке существует множество сервисов, адаптированных под работу различных сегментов. Их также стоит в полной мере отнести к классу антикризисных продуктов. Например, сервисы предиктивного обслуживания автотранспорта. Благодаря им удается уменьшить расходы на эксплуатацию парка автомобилей, продлить срок жизни авто, на десятки процентом снизить простои по причине поломок. Или сервисы для оптимизации маршрутов автотранспорта, цель которых – почти стопроцентное повышение точности доставки (OTIF) при снижении общего пробега и нагрузки на логистов.
Облачные провайдеры и разработчики облачных сервисов столкнулись с небывалым ажиотажем, вызванным уходом в онлайн практически всех игроков рынка. С одной стороны, это стало для них вызовом, ведь необходимо поддерживать высокое качество услуг даже при кратном увеличении клиентской базы. С другой стороны, такой высокий спрос превратился в источник и стимул дальнейшего развития отрасли. Ровно об этом говорит Gartner, прогнозируя рост облачного сегмента почти на два десятка процентов на фоне стагнирующего ИТ-рынка в постковидную эпоху.