Бизнес экономит не на том
Компании оказались в замкнутом круге: необходимость цифровизации ввергла бизнес в вечную гонку постоянной разработки и доработки. Куда стоит перераспределить бюджеты, чтоб разорвать этот круг – рассказывает Александр Обысов, сооснователь и генеральный директор arcsinus.
Российский бизнес продолжает инвестировать в технологии, и за шесть лет рынок разработки вырос в 3,5 раза. На заре тренда на цифровизацию объем вложений в IT для крупной компании был вполне посильным, но со временем встал вопрос оптимизации расходов. Крупные компании годами создавали IT-продукты, но расходы на поддержку стали расти как снежный ком, составляя сотни миллионов рублей, а параллельно с поддержкой нужно создавать новые продукты, переписывать старые, поскольку технологии постоянно совершенствуются. Чем больше у компании собственных IT-решений, тем активнее накапливается устаревающий программный код и тем дороже обходится его обслуживание.
Образуется замкнутый круг: бизнес платит разработчикам, чтобы увеличивать прибыль, но расходы растут едва ли не быстрее. Оплата труда программистов стала слишком обременительной, и в сегодняшних рыночных условиях такой формат не может существовать.
Инхаус всегда был предпочтительным вариантом разработки IT-продуктов. А возможность создать IT-дочку, которая имеет льготы, но де факто остается инхаус разработкой, создала успокоительное ощущение полного контроля и эффективного расходования средств. Правда же в том, что реальную стоимость такого, казалось бы, экономичного решения сложно оценить из-за непрозрачности, обилия накладных расходов на содержание собственного штата и инфраструктуры для него.
Фактически же во многих компаниях штаты IT-специалистов раздуты и есть общее непонимание менеджмента, зачем наняли так много разработчиков и почему их труд так дорого стоит. Поэтому бизнес начал идти на радикальные меры, сокращая с таким трудом нанятых и адаптированных сотрудников. Так, подобные сокращения провели в начале 2025 года VK, МТС, «Газпром» и крупнейшие банки.
Считается, что сокращения можно компенсировать применением искусственного интеллекта, который, действительно, уже экономит от трети до половины бюджетов компаний за счет автоматизации рутинных задач и оптимизации рабочих процессов. Тем не менее ИИ-кодинг не работает без кураторства специалиста с уровнем не ниже senior. А они традиционно остаются в России в дефиците. Поэтому ожидания о массовых оптимизациях разработчиков пока не реализуются.
Покупка готовых IT-продуктов вместо собственной разработки – тоже не избавление. Их в подавляющем большинстве случаев приходится дорабатывать под задачи компании, а для этого – привлекать разработку. Круг снова замыкается: бизнес возвращается к найму и расширению IT-штата и нередко тратит на поддержку и развитие “готовой” инфраструктуры не меньше, чем на самописные решения.
В итоге бизнес зажат в тиски: с одной стороны, все системы завязаны на технологиях, а с другой – поддержка и развитие IT-инфраструктуры с каждым годом становится дороже.
Основная проблема, на мой взгляд, заключается в том, что бизнес пытается оптимизировать то, что стоит дешевле всего (кодинг) и слишком мало уделяет внимания самой дорогой части разработки IT-решений – проектированию и управлению инфраструктуры.
Именно сюда нужно направлять фокус внимания: искать и удерживать инженеров, взращивать из собственных кадров менеджеров, архитекторов и аналитиков. Именно их вклад способен экономить компаниям миллионы. Это люди, которые, с одной стороны, разговаривают на языке бизнеса, а с другой – могут собрать команду программистов, поставить задачи, управлять разработкой и следить за адекватностью сроков. Именно их нужно нанимать инхаус. Разработку же – а именно написание кода – можно закрывать аутстаффом, заказной разработкой под ключ.
Рекомендация усиливать не разработку, а инженерную составляющую актуальна не только для крупного бизнеса, но и для среднего и малого. Она даже в чем-то релевантнее, поскольку нынешняя ситуация может оказаться для этой категории удачей – можно нанять людей, которые в прежние годы были прочно укоренены в штатах финтех-холдингов. Только это может оказаться ошибкой и еще усилить ситуацию технологического отставания. Конечно, среднему бизнесу сложно нанять архитектора, но сложно – не значит невозможно.
Государство в этом году среагировало на растущий перекос в сторону “армии” разработчиков. С 2025 года запускаются программы подготовки специалистов с продвинутыми ИТ-специальностями (ТОП-ИТ) и подготовки топ-специалистов в сфере искусственного интеллекта (ТОП-ИИ) с бюджетом почти в 40 млрд рублей до 2030 года. Мера запоздалая, но важная. Именно это и нужно сейчас рынку – выход тысяч аналитиков, архитекторов, ИТ-менеджеров. Ну а пока госмашина заводится, бизнесу имеет смысл нанимать, поощрять и беречь своих высококвалифицированных специалистов.