Российский рынок ОС: статистика, перспективы и точки роста
Долгое время отечественные операционные системы оставались узкоспециализированными продуктами и решали задачи отдельных отраслей. Сейчас ситуация меняется. О лидерах российского рынка ОС, возможных точках роста и перспективах замещения Windows – в статье Евгения Перова, директора по продукту в корпоративном мессенджере Compass
Российские операционные системы сейчас
Изначально отечественные ОС разрабатывались с фокусом на безопасность и стабильность. Дизайн интерфейсов и эргономика оставались на втором плане – главное, чтобы система надежно работала в закрытых контурах.
За последние три года ситуация кардинально изменилась: конкуренция между разработчиками усилилась, а спрос со стороны бизнеса вырос. Теперь российские ОС активно развиваются с точки зрения пользовательского опыта. Они превращаются в полноценные продукты для массового применения – от офисной работы до повседневного использования.
Далее коротко расскажу об основных продуктах отечественного рынка пользовательских операционных систем и их характеристиках.
МСВСфера
- На рынке: с 2008 года (более 17 лет), ядро: Linux
- Совместимость: x86_64-v2 Intel, AMD и aarch64.
- Сертификация: ФСТЭК России.
- Применение: госструктуры, банковский сектор, промышленные системы, образовательные учреждения.
- Есть версии для рабочих станций, серверов и хостинг-провайдеров, два вида интерфейса на выбор, 10-летний срок поддержки дистрибутива. Доступна бесплатно для физических лиц.
Astra Linux
- На рынке: с 2008 года (более 16 лет), ядро: Linux
- Совместимость: поддерживает x86, x64, ARM, российские процессоры («Эльбрус», «Байкал»).
- Сертификация: ФСТЭК России ( в том числе для работы с гостайной), ФСБ;
- Применение: госструктуры, армия, банки, критическая инфраструктура.
- Есть версия ОС для мобильных устройств встроенная защита (Fly Mandatory Access Control). Сейчас ОС недоступна для физических лиц.
«РЕД ОС»
- На рынке: с 2010 года (около 15 лет), ядро: Linux
- Совместимость: x86, x64, PowerPC, Itanium.
- Сертификация: включена в реестр Минцифры.
- Применение: корпоративные серверы, госучреждения, промышленность.
- Поддерживает 1С, VMware, Docker.
- Есть версия ОС для мобильных устройств, срок поддержки дистрибутива - 5 лет
ALT Linux
- На рынке: с 2001 года (более 23 лет), ядро: Linux
- Совместимость: 11 аппаратных платформ, российские процессоры «Эльбрус», «Байкал Электроникс»,
- Сертификация: ФСТЭК России, реестр Минцифры, есть версия сертифицированная Министерством обороны.
- Применение: бюджетные организации, образование, бизнес.
- Поддерживает RPM-пакеты, есть собственный репозиторий – четвертый в мире по числу пакетов.
«Роса»
- На рынке: с 2011 года (около 14 лет), ядро: Linux
- Совместимость: x86, x64, ARM.
- Сертификация: соответствует требованиям КИИ (критической инфраструктуры).
- Применение: офисы, госструктуры, мобильные устройства.
- Есть встроенный офисный пакет LibreOffice.
Мобильная Aurora OS
- На рынке: с 2016 года (около 9 лет), ядро Sailfish OS
- Совместимость: ARM (мобильные устройства).
- Сертификация: ФСТЭК, ФСБ.
- Применение: госслужбы, корпоративные смартфоны (РЖД, «Аэрофлот»).
- Защищенная мобильная ОС, поддерживает работу с Android-приложениями через «Авроид».
KasperskyOS
- На рынке: с 2016 года (около 9 лет), собственная разработка «Лаборатория Касперского»
- Совместимость: встраиваемые системы, IoT.
- Сертификация: ФСТЭК России.
- Применение: промышленность, телеком, банки.
- Операционная система, безопасная на уровне ядра.
SberLinux OS Server
- На рынке: с 2020 года (разработана на базе Red Hat Enterprise Linux).
- Совместимость: x86-64, ARM (включая российские процессоры: Эльбрус, Байкал).
- Сертификация: ФСТЭК России, ФСБ и КИИ (критической информационной инфраструктуры).
- Применение: финансовый сектор (банки), корпоративные серверы, госструктуры, облачные решения.
- Операционная система ориентирована на корпоративных клиентов. Есть интеграция с экосистемой Сбера (СБИС, AI-сервисы)
Отечественные операционные системы теперь составляют на российском рынке полноценную конкуренцию Windows и Linux, которые до недавнего времени сохраняли безраздельное лидерство.
Статистика и перспективы
Согласно исследованиям в середине 2025 года российские операционные системы в корпоративном сегменте занимают меньше половины рынка. Несмотря на требования импортозамещения и развитие отечественных продуктов, зарубежные ОС все еще доминируют – 53% устройств работают на Windows, macOS и других иностранных операционных системах.
При этом доля проданных в 2024 году устройств с отечественными ОС по некоторым оценкам составляет не более 2-3%. Чаще всего корпоративные клиенты приобретают ноутбуки без предустановленной операционной системы. В первом квартале 2025 года 43% проданных ноутбуков были “пустыми”, в аналогичный период 2021 года – всего 17%. На такие устройства бизнес часто устанавливает привычные пользователям ОС, например, Windows.
Один из способов поддержать отечественных вендоров и увеличить их долю на рынке – предустанавливать российские операционные системы на продающиеся в России ноутбуки. Такую инициативу на ЦИПР-2025 поддержал Максут Шадаев. Выбор операционных систем широкий: Astra Linux, Ред ОС, МСВСфера 9, Альт и многие другие.
Что нужно, чтобы предустановка российских ОС сработала
Просто предустановить отечественные операционные системы на ноутбуки и персональные компьютеры недостаточно. Чтобы бизнес действительно использовал российские ОС, важны три фактора.
1. Совместимость с необходимыми для работы приложениями
Пользователи выбирают не операционную систему, а возможность работать со всеми необходимыми инструментами.
Windows даже при спорных интерфейсных решениях и проблемных обновлениях остается наиболее популярной ОС в мире. Все потому, что на Windows доступны десятки тысяч приложений – от простых блокнотов до систем управления предприятием.
Чем больше сервисов поддерживает ОС, тем больше задач бизнеса она решает, соответственно, тем больше ее доля на рынке.
2. Стабильность и быстрая поддержка
Одно из условий успеха российских операционных систем – качество, стабильность обновлений и поддержка, которая поможет с решением технических проблем или примет запрос на доработку.
Пользователи готовы отказаться от Windows, в которой из-за обновлений регулярно возникают проблемы с теми или иными компонентами, а иногда система полностью выходит из строя.
Однако для массового перехода российского бизнеса на отечественные ОС необходима безупречная стабильность и обновления, которые улучшают пользовательский опыт.
Большим плюсом будет поддержка, которая за несколько минут на русском языке поможет с решением любых вопросов – от сообщений об ошибках до сбора обратной связи для дорожной карты разработки.
3. Понятный и привычный интерфейс
Помимо совместимости с корпоративными приложениями, качества и стабильности важно не ломать устоявшиеся пользовательские привычки.
Одна из наиболее важных целевых аудиторий российских операционных систем – сотрудники компаний. Это основные пользователи, которые видят ОС каждый день. Если интерфейс им понятен и знаком, адаптация пройдет в считанные дни.
Чем сильнее интерфейс операционной системы отличается от привычных пользователям продуктов, тем дольше они будут привыкать. Если сотрудникам вместо работы придется несколько недель или месяцев разбираться в новой ОС, количество выполненных задач ожидаемо станет меньше.
Кроме того, не исключен и сценарий, что сотрудники саботируют переход, если операционная система окажется слишком сложной и непонятной.
Однако в первую очередь бизнес смотрит на количество совместимых с операционной системой приложений. Если необходимые для работы инструменты на ОС будут недоступны, компания не будет даже рассматривать переход.
Что сейчас с совместимостью
Недостаточная совместимость российских корпоративных продуктов и операционных систем – главный сдерживающий фактор массового перехода на отечественные ОС.
Решение этой задачи долго не было приоритетом для производителей ОС и сервисов для работы. Еще 5-10 лет назад о массовой миграции на российские ОС никто не думал, а после ухода зарубежных вендоров отечественные разработчики были вынуждены догонять привычные иностранные сервисы с точки зрения качества и функциональности.
Однако ситуация меняется – вендоры российских операционных систем и корпоративных приложений совместными усилиями улучшают совместимость и создают экосистему для бизнеса. Уже сейчас на отечественных ОС доступны сервисы для работы в шести основных категориях:
1. Коммуникационные сервисы
Корпоративный мессенджер и видеоконференции – ядро работы любого бизнеса. В сервисах коммуникации сотрудники проводят более 80% времени, поэтому важна идеальная совместимость и оптимизация.
Пользователям российских операционным систем уже сейчас доступны десятки различных сервисов от простых корпоративных мессенджеров до “тяжелых” видеоконференций на тысячи участников. При этом вендоры продолжают работать над совместимостью.
Пример: в ноябре 2024 года разработчики МСВСфера 9 объявили о совместимости операционной системы с корпоративным мессенджером Compass.
2. Почтовые клиенты
Почта остается одним из основным инструментов официальной коммуникации. Несмотря на все еще высокую популярность Outlook, российские почтовые клиенты широко представлены и на компьютерах под управлением отечественных ОС.
Пример: платформа Communigate, включающая почтовый клиент, в марте 2025 года подтвердила совместимость с операционной системой “Атлант”.
3. Офисные пакеты
После ухода Microsoft бизнесу доступны облачные офисные приложения и российские аналоги Microsoft Office, которые можно развернуть на локальном сервере.
Офисные пакеты от крупных отечественных разработчиков совместимы с большинством российских операционных систем. А “МойОфис”, кроме того, с 2021 года входит в перечень программ, обязательных к предустановке.
4. Браузеры
Они не только помогают просматривать и загружать контент в интернете, но и решают проблему совместимости других сервисов. Если у продукта нет приложения для определенной операционной системы, но есть веб-версия, получить доступ к нему можно на любом устройстве. Даже если совместимость продукта не подтверждена.
Каждая операционная система поддерживает как минимум один браузер, а “Яндекс Браузер” также входит в перечень обязательных к предустановке.
5. Электронный документооборот
Учитывая, что ЭДО постепенно вытесняет бумажные документы, это must have сервис для бизнеса любого размера. Пользователям российских операционных систем доступны десятки продуктов, и список постоянно пополняется.
Пример: платформа Docvision и Ред ОС в декабре 2024 года объявили о совместимости своих продуктов, а в мае того же года Цитрос СЭД подтвердила совместимость с МСВСфера 9.
6. DLP, SIEM и антивирусыРоссийские вендоры лучше понимают специфику отечественного бизнеса, поэтому разрабатывают операционные системы с учетом всех требований к информационной безопасности. Для защиты данных от внешних и внутренних угроз компании используют дополнительные инструменты – DLP, SIEM и антивирусные системы.
Большинство отечественных операционных систем совместимы с популярными продуктами в сфере ИБ, например, Solar Dozor, Kaspersky, PRO32 и многими другими.
Российские операционные системы поддерживают десятки различных категорий сервисов. Однако пространство для развития есть – разработчики корпоративного ПО выделяют дополнительные ресурсы, чтобы настроить совместимость с отечественными ОС.
Какие еще варианты
Еще один возможный способ настроить совместимость сотен корпоративных сервисов с отечественными ОС – встроенные мини-приложения в корпоративных мессенджерах.
Одна из тенденций корпоративной мобильности – трансформация мессенджеров в супераппы, в которых интеграции со сторонними сервисами реализованы с помощью встроенных приложений. Технология помогает запускать десятки инструментов в интерфейсе корпоративного мессенджера без установки дополнительных приложений.
При настроенной совместимости такого корпоративного мессенджера с отечественной ОС пользователи получают сотни сервисов в одном интерфейсе. Кроме того, такой подход помогает сэкономить ресурсы инженеров на настройку совместимости сотен нативных приложений.
То же самое, но тезисно
- Российские операционные системы в 2025 году работают на 47% устройствах корпоративных клиентов. Доминируют по-прежнему зарубежные ОС, однако в перспективе 2-3 лет отечественные системы займут преобладающую долю рынка.
- Массовому переходу на российские операционные системы мешает сравнительно небольшое количество совместимых сервисов. Сейчас эта задача – приоритет для производителей ОС и корпоративных продуктов.
- Пользователи российских операционных систем уже могут полноценно работать с десятками категорий корпоративного ПО, и число совместимых сервисов постоянно растет.
- Еще один способ работать с сотнями корпоративных сервисов на отечественных операционных системах – настроить совместимость с супераппом на базе корпоративного мессенджера. В таком сервисе интеграции со сторонними инструментами настроены с помощью встроенных мини-приложений, и тратить ресурсы на доработку нативных приложений.