ИТ-бюджет и как его согласовать
В рамках «Топ-100 ИТ-лидеров» мы продолжаем встречи с руководителями ИТ-отрасли в различных секторах. Это люди, которые достигают отличных результатов и решают задачи, которые стоят перед многими из нас. Сегодня представляем вашему вниманию Кирилла Алифанова, CIO «Шереметьево» и Ирину Диденко, директора департамента бюджетирования и договорной деятельности ИТ, «Ростелеком».
Анализ потребностей бизнеса, связь ИТ-стратегии и бизнес-стратегии, формирование и утверждение бюджета: все эти вопросы классические, на них известны не менее классические ответы. Однако онлайн эфир Клуба ТОП-100 «ИТ-бюджет и как его согласовать с топ-менеджментом» прошел очень динамично и содержательно. Аудитория была не просто активна, она была требовательна и настроена на максимально продуктивный диалог.
Причины понятны: жесткое время – жесткие вопросы. Ниже некоторые яркие факты и тезисы. Полную версию материала, включая разобранные кейсы и ответы на вопросы, читайте в Компас CIO.
Что ИТ-стратегия должна вытекать из стратегии бизнеса, ей соответствовать и ее поддерживать – всем известно. Но как, если три года назад в бизнес-стратегии «Шереметьево» планировался в 2024 году пассажиропоток 60 млн. человек в год, а сейчас он совсем другой?
Всегда считалось правильным не допускать роста операционных расходов на ИТ если не растет сам бизнес. После принятия Указа Президента РФ N 166 об импортозамещении расходы на ИТ в госкомпании «Шереметьево» выросли втрое.
Ирина Диденко добавляет: «Сейчас многое зависит от ключевой ставки. В этом году нам пришлось существенно отклониться от стратегии и сократить бюджеты на инвестиционную деятельность именно из-за этого». Каждый месяц, каждые полгода, каждый год стратегия может кардинально поменяться, подчеркнул Алифанов. Однако работа продолжается и планируется и в таких условиях. Опыт каждой компании был изложен детально и интересен. Подробный разбор рассмотренных кейсов дан в полной версии материала в Компас CIO.
Как согласовать бюджет?
Интеллектуальный шантаж – вполне традиционный метод убеждения стейкхолдеров. «Если не заменить то и то, если не внедрить то и то, то будет вот так плохо». Метод старый, но от этого не менее надежный. Однако, не пора ли перейти к применению отраслевых бенчмарков?
Оценки рисков кибер-угроз тоже были рассмотрены и обсуждены. Похоже, и здесь личный опыт лучше множества теоретических выкладок. О своем прошлом эксперименте рассказывает Кирилл: «Мы проверили, что удаленно можно выключить свет в свинарнике. Погибнут 5000 свиней, это дорого. В свободном доступе мы нашли все паспорта акционеров, членов семьи и все их карточки, а еще мы нашли пароль сотрудницы блока пиар, он был qwerty123. Тут генеральный директор говорит: «О, надо бы мне тоже поменять пароль». Тогда бюджет на кибербезопасность удалось обосновать полностью. Это не единственный кейс, иллюстрирующий практику согласования бюджетов. Детальное изложение доступно в Компас CIO.
Ирина упомянула еще об одной характерной проблеме: нефункциональный бюджет. Руководство ИТ-блока честно пытается урезать все возможные расходы, но итоговый план действий не позволяет решить ни одну из признанных проблем. «Как если бы у вас была туба с теннисными мячиками, полная. Но только от каждого мяча осталась лишь половинка».
Был дан и ответ, что же делать в такой ситуации? Ничего сверхъестественного, придется добавить денег.
Быть понятным
Отвечая на традиционный вопрос: «Чего хочет бизнес от ИТ» Кирилл Алифанов ответил: «Слушайте, коллеги, да, в принципе, совет-то один: быть максимально понятным. Для бизнеса зачастую до сих пор айтишники звучат как пришельцы. Двадцать лет уже об этом говорим. А бизнес просто хочет, чтобы было понятно: мы 100 рублей потратили, получили, условно, 105. Понятно, что за этим стоит умение говорить на языке собеседника. Если нужно, берите курсы ораторского мастерства, учитесь объяснять свои мысли. Это тоже банальные вещи, но зачастую этого по-прежнему не хватает айтишникам. Понятно, что на уровне топ-менеджмента проще, но все равно. Потому что нужно же на всех уровнях уметь объяснять. На шахтерском матерном каком-то нужно объяснять людям, зачем им нужен контроль за тем, как работает их оборудование под землей, чтобы они его не ломали все время. И на уровне топ-менеджмента, акционеров, которые разговаривают английскими терминами, тоже уметь объяснять надо».
Спикеры объяснили, что же конкретно они делают, когда собирают потребности функциональных подразделений или же сами частично формируют такие потребности. Что они делают, когда аллоцируют бюджет на отдельные статьи, как они считают эффективность вложений в ИТ, как вносят изменения в уже принятые и утвержденные на год бюджеты. Были порекомендованы конкретные книги и курсы, которые могут помочь научиться понимать язык бизнеса, использовать экономические, финансовые термины.
Полная видеозапись и материал по итогам встречи Клуба «Топ-100 ИТ-лидеров», а также множество других материалов доступны в Компас CIO.