ИИ и иерархия потребностей: всем ли организациям надо самоутверждаться? Ч.2
От классификационной пирамиды к пирамиде потребностей в инструментах ИИ
Сконструированная в предыдущей части статьи классификация инструментов искусственного интеллекта в части определенных в ней типов ИИ может быть соотнесена с классическими (по Маслоу) потребностями человека. Организация – объект в высшей степени социальный. Почему бы ей не проявлять коллективные потребности?
Пирамидальные потребности организации
Результат соотнесения потребностей организации с уровнями (типами) инструментов ИИ позволил составить следующую картину (см. Таблицу 1):
Таблица 1. Связь по линии «потребность – тип инструментов ИИ»
Номер уровня |
Потребности по Маслоу |
Подходящие инструменты ИИ | Комментарий |
---|---|---|---|
1 | Физиологические | Классификатор | Использование этого типа инструментов ИИ закроет подавляющее большинство потребностей в ИИ (базовый уровень или «гигиенический минимум»). |
2 | Потребности в безопасности / защите | Чат-боты | Чат-боты и RPA – относительно простые и распространенные инструменты с ИИ (и без него), которые позволяют внедрить их в автоматизацию бизнес-процессов и даже получить от этого видимый эффект. |
3 | Социальные потребности | RPA | |
4 | Самоуважение | Системы поддержки принятия решений | Первый тип инструментов ИИ, который работает на основе полномочий и выходит за пределы потребностей и возможностей большинства организаций. Их внедрение потребует не только применения модели большого языка (LLM) и больших мультимодальных моделей (LMM), но и серьезных инвестиций в разработку и сопровождение. |
5 | Духовные потребности | Универсальный ИИ | Самый сложный в разработке, внедрении и сопровождении инструмент ИИ, функционал которого все еще напоминает научную фантастику, а бизнес-задачи, которые он может решать, лежат несколько за пределами мечтаний большинства организаций – будущих владельцев инструментов ИИ. |
Логика таблицы легко переносится на модель в форме пирамиды, отражающую потребности организации в технологиях ИИ (см. Рис. 3).
Рис. 3. Иерархическая модель потребности организаций в технологиях ИИ
Уровень готовности и способности организации к использованию технологий ИИ, как было отмечено ранее, находится в прямой, пусть и математически нечеткой зависимости от двух показателей:
- уровня автоматизации процессов, который служит прямым индикатором завершенности традиционной автоматизации и косвенно отражает степень упорядочивания деятельности организации;
- степени завершенности цифровизации (цифровой трансформации), которая позволяет судить о прогрессе организации на пути к цифровой форме своей деятельности.
Вам также может быть интересен материал Компас CIO:
Разработка и внедрение системы сквозного планирования с элементами ML-технологий
В результате этого внедрения компании удалось оптимизировать процессы планирования продаж, производства и закупок, что привело к снижению недопоставок, уменьшению страховых запасов, повышению гибкости в реагировании на изменения рынка и улучшению качества данных для принятия решений. Читайте подробнее о реализации.
Шкала уровня автоматизации может содержать пять градаций: «низкий», «ниже среднего», «средний», «выше среднего» и «высокий». Диапазоны для каждой из поименованных градаций уровней автоматизации – категории условные, плод экспертных ощущений, не более.
Степень завершенности цифровизации или отношение к цифровизации внутри организации условно можно разделить на следующие градации: «не началась», «достигнуты начальные цели», «достигнуты основные цели», «достигнуты все цели».
Строим гипотезы. Исходя из предположения, что организации с более высокой степенью автоматизации процессов, скорее всего, раньше вошли в тему цифровизации и достигли больших результатов, а если вошли в цифровизацию с низким уровнем автоматизации процессов, то скорость движения к целям цифровизации была ниже, сделаны гипотезы о комбинациях этих двух показателей и связях их с потребностями в инструментах ИИ. Результаты построения таких гипотез представлены в Таблице 2.
Таблица 2. Рекомендованные для использования инструменты ИИ в зависимости от уровня автоматизации процессов и текущего статуса цифровизации
Уровень автоматизации процессов | Отношение к цифровизации | Уровень потребностей по пирамиде Маслоу |
Типы инструментов ИИ по пирамиде потребностей организации |
||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
(1) Классификаторы |
(2) Чат-боты |
(3) RPA |
(4) Системы поддержки принятия решений |
(5) Универсальный ИИ |
|||
Высокий 75% и выше |
Достигнуты все цели | Духовные | Да | Да | Да | Да | Да |
Выше среднего, 60–75% |
Достигнуты основные цели | Самоуважение | Да | Да | Да | Да |
Нет, обсуждаемо |
Средний, 50–60% |
Достигнуты начальные цели | Социальные потребности | Да | Да | Д а |
Нет, обсуждаемо |
Нет |
Ниже среднего, 40–50% |
Не началась | Потребность в безопасности / защите | Да | Да |
Да, обсуждаемо |
Нет | Нет |
Низкий Менее 40% |
Не началась | Физические потребности | Да |
Да, обсуждаемо |
Нет | Нет | Нет |
Пояснения к значениям отметок для типов инструментов ИИ в таблице:
- «Да» – однозначная рекомендация искать возможности применения этого типа инструментов ИИ в деятельности организации;
- «Нет» – однозначный запрет на применение этого типа инструментов ИИ в деятельности организации;
- «Да, обсуждаемо» – форма варианта «Да»: «Скорее да, чем нет, но однозначный ответ зависит от условий конкретной организации»;
- «Нет, обсуждаемо» – форма варианта «Нет»: «Скорее нет, чем да, но однозначный ответ зависит от условий конкретной организации».
Как можно заметить из таблицы, по мере роста уровней автоматизации и цифровизации деятельности компании растет потребность в использовании более сложных инструментов ИИ. Более детальные выводы и рекомендации приведем в заключительной части статьи.
Заключение. От искусственного интеллекта обратно к автоматизации
В этой статье мы предприняли попытку выстроить логику перехода «от традиционной автоматизации к нерегулярному искусственному интеллекту». Стоит, однако, учесть, что в нашей стране уверенно следовать за лидерами в плане внедрения технологий и инструментов ИИ готовы еще не все компании и предприятия. Представителям таких организаций можно посоветовать использовать следующую тактику: вернуться на «исходную позицию», скорректировать текущий уровень автоматизации/цифровизации и только потом приступать к внедрению ИИ.
В завершение – несколько рекомендаций практического толка для тех, кто планирует внедрять искусственный интеллект:
Не умножайте хаос. Не автоматизируйте, не цифровизируйте и не интеллектуализируйте хаос. Общий хаос в деятельности организации и «тематический» хаос в бизнес-процессах нужно непременно ликвидировать до начала автоматизации, цифровизации, интеллектуализации. Не пытайтесь перейти из ИТ-феодализма в ИТ-социализм одним прыжком. Это все равно у вас не получится. Прежде чем поднимать флаг цифровизации, честно ответьте на вопрос, готовы ли вы поменять ключевые бизнес-процессы под влиянием цифровых технологий.
Очевидно, что новые практики и техники автоматизации (например, пресловутый Scrum и его «приспешник» Agile) дарят надежду на то, что можно попробовать опровергнуть этот консервативный совет. Пробуйте!
Не бойтесь проводить реинжиниринг процессов. Реинжиниринг процессов – хорошее упражнение по наведению порядка и прекрасный повод не только для их переосмысления и кардинального улучшения, но и для разработки гипотез по автоматизации, цифровизации, роботизации, интеллектуализации.
Наведите порядок в ИТ-ландшафте. Перестаньте думать об ИИ, проведите глубокий анализ текущего ИТ-ландшафта, разберитесь с прикладными системами: уберите ненужные, добавьте нужные, реформируйте работающие. Сделайте это одновременно с реинжинирингом процессов. Помните: хорошая автоматизация лучше плохого ИИ!
Оцените уровни зрелости. Если уровень автоматизации ваших процессов не выше среднего, а уровень зрелости ИТ – примерно такой же, то семь раз отмерьте и трижды подумайте о том, чтобы идти в историю с ИИ.
И все-таки – за ИИ! Что же делать, если «партия и правительство» требуют внедрить искусственный интеллект в организации? Освойте первые два или три уровня в пирамиде потребностей в ИИ, а на сэкономленные средства подтяните традиционную автоматизацию.