Виртуальные технологии для решения бизнес-задач


Современный рынок и пользователи становятся всё более требовательными. Бизнес постоянно задумывается о том, как удовлетворить запросы клиентов и чем их зацепить, как повысить вовлеченность и сделать коммуникацию более интерактивной. Здесь на помощь приходят технологии расширенной реальности (Extended Reality, XR – общий термин для всех виртуальных технологий, которые объединяют виртуальные и реальные миры, создавая уникальные среды и взаимодействия). По прогнозам аналитических агентств, за пять лет объем мирового XR-рынка вырастет до $472,39 млрд при среднегодовом темпе роста в 34,94%.

В этой статье эксперты ИТ-компании SimbirSoft расскажут, почему растет спрос на виртуальные технологии, как XR-решения помогают компаниям получить новые инструменты для работы и оптимизации процессов и на что обратить внимание при разработке таких решений.

Почему XR становится все более популярным

Популярность технологий расширенной реальности обусловлена растущим интересом к инновационным решениям и возможностью погружения в увлекательную среду. Бизнесу это позволяет создавать новые формы взаимодействия с клиентами, увеличивать их лояльность, повышать качество обучения сотрудников, оптимизировать процессы и снижать затраты. Сейчас XR-решения стремительно развиваются в промышленности, образовании, медицине, индустрии развлечений и розничной торговле.

XR включают в себя три основные технологии:

  • AR (Augmented Reality, дополненная реальность) – технология наложения цифровых объектов на предметы реального мира.

В бизнесе AR позволяет создавать маркетинговые кампании с высокой степенью вовлечения и интерактивности, помогая брендам выделяться на рынке. Элементами таких кампаний могут быть фильтры в социальных сетях, навигация с использованием AR, 3D-демонстрация продукции или расположения виртуальной мебели в доме и прочее. AR помогает сделать продукт или услугу более привлекательными для клиентов. В промышленности мы можем видеть критически важную информацию об инфраструктуре там, где это актуально прямо сейчас.

  • VR (Virtual Reality, виртуальная реальность) – технология, которая погружает пользователя в виртуальный мир, отрывая его от реальности. Это достигается с помощью VR-гарнитуры, закрывающей обзор и полностью погружающей его в виртуальную среду.

Примеры VR-приложений включают видеоигры, виртуальные экскурсии, архитектурные проекты и даже симуляции для профессиональной подготовки медиков, летчиков, пожарных и других представителей сложных технических специальностей, среда обучения которых является сложной и опасной для регулярного воспроизведения в реальном мире.


VR помогает бизнесу организовывать тренинги и обучение в безопасной виртуальной среде. Это позволяет снизить затраты на обучение и обеспечить лучшее качество подготовки, поскольку пользователи могут проходить реалистичные симуляции. В индустрии развлечений VR открывает новые возможности для монетизации через разработку уникального контента.

  • MR (Mixed Reality, смешанная реальность) – технология, которая сочетает в себе элементы AR и VR, позволяя пользователю видеть реальные и виртуальные объекты одновременно, причем виртуальные элементы могут взаимодействовать с объектами реального мира.

MR позволяет пользователям не просто видеть цифровой контент, но и взаимодействовать с ним, что особенно полезно для создания комплексных решений в проектировании и медицине. Бизнес получает возможность интегрировать виртуальные модели в реальную среду, ускоряя процесс разработки и принятия решений, сокращая издержки на подготовку физических макетов и тестирование, а также имеет более интересные возможности применения в маркетинге, обучении и рекламе, поскольку является синергией представленных технологий.

Основные этапы разработки XR-решений

Этап 1. Определяем цели, целевую аудиторию и требования к продукту

Начало разработки XR-решения всегда начинается с анализа целевой аудитории и определения целей продукта. Это помогает создавать XR-продукты, которые решают конкретные задачи и приносят максимальную пользу заказчику. Это снижает риск, что система не будет востребована, и помогает оптимизировать затраты на разработку.

Технологии AR, VR и MR способны решать множество бизнес-задач и открывать новые возможности для роста. Вот некоторые примеры, как они могут поддержать цели бизнеса.

AR-технологии помогают:

  • увеличивать продажи и конверсии
    • С помощью AR клиенты могут примерять одежду, обувь или оценивать мебель в своем интерьере перед покупкой, что повышает уверенность и конверсии.
    • Виртуальные туры по продукции помогают наглядно продемонстрировать товар, позволяя клиенту взаимодействовать с продуктом.
  • сокращать возвраты и снижать издержки
    • AR позволяет клиентам точнее оценить товар до покупки, что снижает количество возвратов и экономит средства компании.

  • повышать вовлеченность клиентов
    • AR помогает создавать креативные рекламные кампании, которые повышают вовлеченность клиентов, позволяя им взаимодействовать с брендом. >
    • AR-инструкции для продуктов помогают пользователям легко изучить функциональность товаров и сократить обращения в службу поддержки.
  • оптимизировать рабочие процессы и обучение
    • Работники предприятий могут использовать AR для доступа к пошаговым инструкциям и поддержке в виде оператора или бота, который на основе данных с камеры и дополнительной информации может оказать консультацию прямо на месте.
    • AR-инструменты помогают инженерам и техническим специалистам находить и устранять неисправности, накладывая полезные данные на реальные объекты.

VR-технологии помогают:

  • создавать реалистичные тренировочные программы
    • VR позволяет проводить тренировки в условиях, связанных с высоким риском, без угрозы здоровью сотрудников, что важно для медицины, промышленности и системы безопасности.
    • Тренировки со симуляцией взаимодействий с клиентами или коллегами помогают развить навыки общения и уверенности. 
  • сокращать затраты на обучение и тренинги
    • VR заменяет физические учебные центры, уменьшая расходы на аренду и оборудование.
    • VR обеспечивает доступ к обучению для сотрудников по всему миру, улучшая их навыки и сохраняя высокие стандарты подготовки.
  • повышать вовлеченность и удерживать клиентов
    • VR позволяет клиентам «посетить» объект, например, квартиру или новый автомобиль, перед покупкой, что повышает их интерес и доверие.
    • VR-игры, квесты и интерактивные шоу вовлекают пользователей и формируют позитивный опыт взаимодействия с брендом.
  • внедрять инновации и проводить исследования
    • В VR можно моделировать и тестировать продукты до их реального производства, что помогает улучшить дизайн и функциональность.
    • VR предоставляет возможность проводить исследования в смоделированной среде, оптимизируя процессы и улучшая новые продукты.

MR-технологии помогают:

  • оптимизировать производственные процессы и управление оборудованием
    • MR позволяет сотрудникам управлять сложными устройствами с визуализацией данных на реальных объектах. Это упрощает контроль и повышает производительность.
    • Для диспетчеров и инженеров MR предоставляет информацию о работе систем и оборудования, делая управление более точным и оперативным.
  • создавать условия для коллаборативной работы и удаленного сотрудничества
    • В MR сотрудники могут работать с виртуальными объектами в реальной среде, позволяя командам из разных локаций работать вместе, обсуждая и модифицируя проекты в реальном времени.
    • MR помогает специалистам решать проблемы на месте через удаленные консультации, накладывая на реальное оборудование подсказки и инструкции.
  • улучшать клиентский опыт и обеспечивать поддержку продаж
    • Клиенты могут «увидеть» сложные технические продукты в их реальном окружении и разрезе.
    • MR позволяет клиентам видеть инструкции прямо на устройстве, которое они обслуживают или чинят, что снижает потребность в поддержке и повышает удовлетворенность пользователей.
  • снижать затраты на создание и тестирование сложных систем
    • При создании прототипов MR позволяет инженерам и дизайнерам тестировать модели в реальном масштабе и в реальной среде, оптимизируя процесс до финального производства.
    • MR помогает проводить демонстрации для заинтересованных сторон, ускоряя процесс утверждения проектов.

Этап 2. Выбираем технологии и платформы

Выбор оптимальной технологии и платформы позволяет сократить издержки на разработку и поддержание решения, а также гарантирует, что продукт будет доступен на тех устройствах, которыми пользуется целевая аудитория. Это делает продукт более конкурентоспособным и экономит бюджет.

AR-решения разрабатывают для смартфонов и планшетов, VR часто требует дорогостоящих гарнитур и контроллеров, как и MR. Современные шлемы виртуальной реальности могут объединять в себе как VR, так и MR-функции. Например, Meta* Quest 3 поддерживает функции MR и VR, в Meta Quest 2 функции MR по многим параметрам уже хуже, а самая ранняя модель Meta Quest 1 поддерживает только VR.

* Организация признана экстремистской и запрещенной в РФ


Также немаловажно выбрать оптимальные инструменты разработки.

Из огромного количества движков наиболее популярными для XR-решений являются Unity и Unreal Engine. Они поддерживают готовые решения ARKit, ARCore и различные API для VR и MR-устройств. Это может существенно облегчить разработку, сэкономив время и бюджет. Поскольку это очень популярные и известные платформы для разработки, проблем с поиском специалистов не будет.

Если опасаетесь браться за работу с иностранными компаниями (Unity и Unreal Engine зарегистрированы в США) есть и другие варианты. В частности, UNIGINE (разрабатывалась российской студией и включена в реестр отечественного ПО), Nau engine (разрабатывается российской студией, на данный момент находится в стадии бета-тестирования).

Помимо удобства, важно рассмотреть и финансовый аспект использования платформ. При использовании движка в коммерческих целях и достижении определенного уровня доходов потребует заплатить комиссию.

Этап 3. Разрабатываем решения, учитывая специфические особенности UI/UX

При разработке XR-решений важно учесть особенности UI/UX, поскольку они сильно отличаются от традиционных приложений. Это связано с тем, что пользователь взаимодействует с интерфейсом в трехмерном пространстве – за исключением AR, оно может быть выполнено в виде обычного 2D-приложения.

Рассмотрим ключевые особенности UI/UX в XR для 3D-пространства:

1. Пространственный интерфейс (3D UI)

  • Особенности: элементы интерфейса должны органично вписываться в окружающую среду, быть легко различимыми и не перекрывать важные объекты.
  • Что учесть? Расположить интерфейсы на уровнях, которые соответствуют зонам комфортного обзора пользователя. Например, информационные панели лучше размещать на уровне глаз, чтобы минимизировать движение головы.

2. Интуитивные жесты и взаимодействия

  • Особенности: в XR-приложениях пользователь взаимодействует через жесты, движения головы или взгляд, что требует особого подхода к разработке. Все действия должны быть интуитивными и легко выполняемыми.
  • Что учесть? Стандартные жесты, такие как «щипок» для увеличения, взмах для удаления или удерживание для выбора, должны поддерживаться и работать одинаково во всех сценариях.

3. Плавная анимация и адаптация интерфейса к движению

  • Особенности: в XR-пространстве важна плавная анимация для предотвращения дискомфорта. Анимации должны быть реалистичными, чтобы создавать ощущение присутствия и учитывать движения пользователя.
  • Что учесть? Элементы UI должны легко следовать за пользователем и адаптироваться к его перемещению. Например, панели интерфейса должны появляться перед ним, а не оставаться позади.

4. Адаптация к физическому комфорту и предотвращение киберукачивания

  • Особенности: дизайн UI/UX должен минимизировать укачивание, избегая резких перемещений интерфейсов или быстро сменяющихся анимаций. Область взаимодействия должна быть в пределах естественного поля зрения.
  • Что учесть? Элементы интерфейса лучше размещать в статичных местах относительно пользователя или объекта. Плавные переходы и отсутствие резких смен ракурсов помогают снизить нагрузку на вестибулярный аппарат.

5. Использование пространственного звука

  • Особенности: в XR важна не только визуальная, но и звуковая обратная связь. Пространственный звук помогает пользователю ориентироваться и направляет его внимание на нужные объекты.
  • Что учесть? Если пользователь смотрит в определенную сторону, звук может подсказывать расположение объектов или событий, находящихся позади него, создавая более полное ощущение пространства.

6. Доступность интерфейса на разных уровнях взаимодействия

  • Особенности: пользователь должен иметь доступ к интерфейсу на разном расстоянии и в разных положениях. Необходимо учитывать, что объекты и кнопки в зависимости от расстояния будут восприниматься иначе.
  • Что учесть? Важные элементы, например, меню, лучше размещать на доступном расстоянии в пределах досягаемости руки или взгляда, а менее важные можно переместить на второстепенные уровни.

Продукт с продуманным интерфейсом и UX позволяет пользователям быстрее и удобнее освоиться, что повышает их лояльность. Хорошо проработанный дизайн помогает минимизировать негативные впечатления и обеспечивает позитивный пользовательский опыт, улучшая восприятие бренда.

Этап 4. Тестируем и оптимизируем ресурсы

Тестирование XR-решений требует особого подхода. Прежде всего, нужно учитывать удобство ношения оборудования, плавность графики, задержки и производительность, особенно в VR и MR. С целью оптимизации ресурсов устройства нужно стараться снижать нагрузку на процессоры (CPU GPU) для минимизации лагов, которые могут вызвать у пользователя дискомфорт. Важно также обеспечить поддержку на разных устройствах и платформах для широкого охвата аудитории. И таких тонкостей в разработке XR-решений еще очень много. Если не готовы к таким сложностям, наймите подрядчика.

Качественное тестирование и оптимизация гарантируют, что продукт будет стабильно работать на различных устройствах и не вызовет дискомфорт у пользователей. Это сокращает вероятность возвратов и отказов от использования, минимизирует жалобы и повышает общую удовлетворенность пользователей.

Тестирование, как правило, проводят мануально, поскольку специфика устройств подразумевает погружение пользователя в виртуальную среду и оценку субъективного опыта. При проверке стоит акцентировать внимание на так называемую морскую болезнь (или киберукачивание), которая в большей степени характерна для VR-приложений и в меньшей для MR, так как в последних есть возможность увидеть реальные объекты и это помогает вестибулярному аппарату адаптироваться к наличию виртуального слоя.

Морская болезнь в VR возникает из-за конфликта сенсорных сигналов, поступающих в мозг пользователя. В реальной жизни движение, которое мы видим, ощущается и вестибулярным аппаратом, контролирующим равновесие и ориентацию в пространстве. Однако в виртуальной реальности этого соответствия зачастую нет, что и вызывает дискомфорт.

Чтобы минимизировать киберукачивание, советуем:

  • Использовать высокую частоту обновления кадров (не менее 90 Гц) и плавную анимацию.
  • Минимизировать задержки между движением пользователя и реакцией VR-системы.
  • Добавлять стационарные визуальные опоры в виде неподвижных элементов, на которых можно фокусироваться.
  • Ограничивать резкие перемещения и вращения в приложениях, делая движение более естественным.
  • Интегрировать тактильную обратную связь или легкую вибрацию для создания ощущения взаимодействия с объектами.

Это поможет сделать использование VR-решения более комфортным и снизить риск возникновения укачивания.

Как это работает на практике: несколько практических кейсов

SimbirSoft имеет большой опыт разработки решений с помощью XR-технологий. Далее расскажем о нескольких кейсах для разных отраслей и результатах применения.

Для одной из крупных промышленных компаний, совместно с инженерами по безопасности, мы проектировали возможные улучшения VR-тренажера для отработки действий при возникновении чрезвычайной ситуации. Тем самым, помогли заказчику потенциально снизить количество инцидентов. Сотрудники, которые прошли обучение на 100 баллов, лучше подготовлены к реальным ЧС, меньше склонны к ошибкам и могут правильно реагировать в нестандартных ситуациях. Снижение числа ошибок и промахов в реальных ЧС позволяет сократить аварии и простои, а значит сэкономить сотни тысяч долларов из-за остановки добычи, восстановления инфраструктуры, а также возможных штрафов и компенсаций.

Более высокие показатели квалификации сотрудников также позволяют снизить затраты на страхование на 5-10% ежегодно, что может составить сотни тысяч долларов для крупной компании с высокими рисками. Ну, и наконец, если 40% сотрудников успешно сдали экзамен на максимальные баллы, это снижает необходимость в дополнительных курсах и повышении квалификации. Таким образом, компания экономит на организации повторных обучений. Переобучение одной группы сотрудников в условиях удаленных объектов и платформ стоит компании значительные средства. Если эти затраты снижаются хотя бы на 20-30%, экономия может составить до нескольких десятков тысяч долларов на группу.

На подобных проектах мы рекомендуем многоэтапную стратегию тестирования, которая включает многоуровневое тестирование с реальными пользователями на этапе MVP. Цель – определить, как пользователи реагируют на аварийные ситуации в симуляции и насколько комфортно им работать в VR-решении. Тестирование проводят на группе пользователей. На первом этапе тестируются все сценарии на выявление технических ошибок, на втором – на удобство использования, чтобы понять, насколько интуитивным и понятным является интерфейс. На третьем этапе проверяется устойчивость к укачиванию.

Раннее обнаружение ошибок и недочетов позволило избежать дорогостоящих доработок в финальной стадии проекта, сократив расходы на исправление багов на 30%, что сэкономило компании бюджеты на этапе внедрения. А тестирование отказоустойчивости и исправление этих отказов позволило в итоге разработать приложение, которое не перегружает оборудование и не вызывает частых сбоев. Это уменьшило количество простоев и продлило срок службы устройств, экономя бюджет на амортизационные расходы.

Также вместе с нашим клиентом мы приняли участие в разработке VR-тренажера для проведения медицинской операции в ходе подготовки студентов медуниверситета 4 и 5 курсов. Как показывает практика, это помогает будущим специалистам отрабатывать сложные навыки в виртуальной среде, что повышает их квалификацию.

Для одного из наших заказчиков мы разработали и внедрили сервис сканирования штрих-кодов, который показывает специальные предложения и скидки на отсканированные продукты. В результате торговое предприятие отказалось от печати купонных журналов, за счет чего теперь экономит свой бюджет и увеличивает постоянный рост уникальных регистраций пользователей.

Подробнее об этих и других кейсах можно почитать на сайте.

Подводя итог, скажем, что XR-технологии, безусловно, позволяют бизнесу не только выделиться на рынке, но и предложить своим клиентам и сотрудникам более гибкие и интересные варианты взаимодействия, повышая конкурентоспособность компании.

Хотите на практике ощутить возможности технологии? Получите прямо сейчас демо-доступ к стенду с демонстрацией возможностей AR/VR-решений.

Реклама. ООО «СимбирСофт», simbirsoft.com


1969

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.

Предметная область
Отрасль
Управление
Мы используем файлы cookie в аналитических целях и для того, чтобы обеспечить вам наилучшие впечатления от работы с нашим сайтом. Заходя на сайт, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie.