Предпосылки и задачи внедрения MDM на пищевом предприятии

3

MDM (Master Data Management) – один из основополагающих элементов цифровизации. Деятельность любых систем учета и аналитики напрямую зависит от качества входных данных. Если данные некачественные, их анализ и дальнейшее использование теряет всякий смысл.

Данные можно поделить на две группы: нормативно-справочная информация и транзакционные данные. Сегодня поговорим о первой группе. Валерий Немцов, менеджер продукта интеграции компании "Константа", разобрал предпосылки и задачи внедрения MDM системы, а также варианты ее организации.

Предпосылки к внедрению MDM

1. Более 20 ИТ систем

Когда ИТ-ландшафт предприятия развивается и приложений становится все больше, для бесперебойного взаимодействия систем друг с другом лучше, чтобы НСИ первично велась в одном месте. Также организационно кто-то должен отвечать за качество данных, соответственно, это первая важнейшая предпосылка.

2. Одинаковые справочники в разных ИТ-системах

Если данные заносятся децентрализованно, то в итоге мы запросто получим неконсистентные данные.

3. Дублирование справочных данных

Меньшее из зол при введении одних и тех же данных в несколько мест – это трата времени специалистов. Хуже то, что это неизбежно влечет за собой ошибки. И чем больше данных, тем больше ошибок.

4. Сквозные бизнес-процессы, основанные на разных ИТ-системах

Сложности добавляет не только то, что у нас могут быть разные ИС. Сами процессы тоже иногда достаточно сложные и идут через несколько систем – в одной начинаются, во второй продолжаются, в третьей заканчиваются, и потом данные еще улетают в аналитику. Как следствие – это может приводить к дублям в анализе и тратить дополнительные ресурсы на трансформацию данных в информацию для управления бизнесом.

5. Несколько владельцев записи в справочнике

Если решение не сильно кастомизированное, но у разных людей/подразделений есть необходимость видеть в нем какие-то свои нюансы, они неизбежно будут бодаться за то, что должно быть написано в наименовании в карточке номенклатуры.

6. Некорректные отчеты

Вопрос внедрения MDM появляется и становится все актуальнее, когда мы идем в усложнение ИТ-ландшафта. Появляется потребность в единой системе, которая обеспечит достоверность справочных данных для дальнейшей обработки.

Варианты организации MDM систем

1. Централизованная

Когда данные вносятся в централизованной системе управления НСИ. Вариант достаточно прагматичный, хорошо управляемый. Из минусов: приходится корректировать бизнес-процессы работы бизнеса в системах-подписчиках.

2. Аналитическая

Когда данные вносятся в приложения. Вариант кажется более простым в реализации, чем предыдущий. Но на выходе, там, где у нас отчеты, мы можем получить сильно искаженную картинку (например, наличие дублей).

3. Гармонизированная

Когда данные могут заводиться как в приложениях, так и в централизованной системе управления НСИ. Этот вариант вроде бы лучше с точки зрения бизнес-пользователей, потому что пользователь может получить данные сразу в том приложении, в котором пользуется. Но с точки зрения проектируемых решений это сложно и дорого.

Когда мы говорим про организацию MDM, чаще всего приходим к тому, что применять надо централизованный подход. Да, есть моменты, где приходится договариваться с бизнесом и перестраивать процесс, но организационно это залог успеха и более прагматичный вариант с точки зрения бюджетов на автоматизацию.

Больше материалов на эту тему читайте в Компас CIO

Задачи внедрения MDM

1. Механизм запуска заявок НСИ

Люди должны иметь возможность запускать заявки на новые элементы НСИ или на их изменение.

2. Настройка интерфейсов работы с заявками

Чтобы людям было удобно, поэтому мы продумываем варианты интерфейсов. При этом это могут быть интерфейсы не только с точки зрения программной формы, но, возможно, даже какие-то Excel.

3. Настройка маршрутов согласования

Сам процесс с точки зрения бизнеса может быть достаточно сложный и ветвистый. За разные составные части реквизитного состава могут отвечать разные люди из группы экспертов (иногда в рамках предприятия/холдинга сложно чтобы 1 человек понимал все особенности в ИТ ландшафте). Для упрощения согласований нужен свой инструмент.

4. Механизм оповещений

Этот инструмент особенно важен для людей, которые ждут, что появится какой-то элемент НСИ, или для тех, кто отвечает за обогащение данных в системе. В MDM не всегда переносят 100% реквизитного состава. Часто туда забирают только какую-то золотую середину, а остальное необходимо потом обогащать в системах-подписчиках (информация, которая ведется локально и не требует централизации).

5. Механизм нормализации

Это как раз то, что ведет к повышению качества данных. Например, к исключению дублей, к обеспечению полноты данных.

6. Аудит данных

Мы должны понимать не только куда и как данные раздаются, а главное, кто, когда и почему захотел эти данные поменять. Важно при необходимости иметь возможность вернуться и разобраться.

7. Контроль доступа

Не все сотрудники должны иметь права на чтение/изменение данных. Особенно это важно, когда дело касается ФЗ 152 (закон о персональных данных).

Ну и в завершении 2 коротких напутствия

  • Думайте о людях, которые будут пользоваться системой, которую вы внедряете и потреблять ее результаты.
  • Не забывайте про обеспечение качества и консистентности данных. 
3288
Коментарии: 3

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.

  • Михаил Писарев
    Рейтинг: 28
    ООО Открытая мобильная платформа
    Директор направления «Корпоративная мобильность»
    04.09.2024 14:47

    Коллеги, в данном случае речь не про MDM (Mobile Device Management), а про MDM (Master Data Management).

  • Елена Аверьянова
    Рейтинг: 336
    АО GlobalCIO
    Редактор
    04.09.2024 14:59

    Добрый день. Спасибо за замечание, редакция приносит извинения за опечатку.

  • Евгений Климов
    Рейтинг: 32
    ЦТП
    Эксперт
    10.09.2024 22:22

    Извините, коллеги, но статья ради статьи.
    Для образовательной статьи слишком бессистемно, много неподтвержденных ничем мнений, слабые формулировки.
    Для рекламной статьи - слишком мало конкретики.
    Какую цель преследовали?


    Как определили магическое число 20 приложений? Почему не 19 или 21?
    А если справочник в одном приложении, но очень важный и с процедурой согласования изменений? Номенклатура, например?

    Каким образом наличие одинаковых справочников в разных системах требует внедрения MDM? Если справочники не требуют процедуры согласования, ведите спокойно в одной мастер-системе и реплицируйте на здоровье в остальные.


    То же про дублирование. Все очень просто. Не дублируйте.

    Пассаж про процессы вообще не понятно как относится к MDM. Он собственно, вообще не понятен. (я, конечно, имея соответствующий опыт понимаю, наверное, что имел в виду автор, но из текста это не следует, и для непосвященной аудитории, на которую, очевидно ориентирована эта статья, информация ценности не имеет).А кроме того - это уже никак не предпосылка, а следствие неправильного управления данными, причем не только НСИ.

    На этом остановлюсь, но каждый пункт статьи вызывает изумление. Особенно перечень задач, которые не задачи, а механизмы и функции системы.


Предметная область
Отрасль
Управление
Мы используем файлы cookie в аналитических целях и для того, чтобы обеспечить вам наилучшие впечатления от работы с нашим сайтом. Заходя на сайт, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie.