Роль ИТ в современном бизнесе: самостоятельная структура или интеграция?

Вопрос об оптимальной организации ИТ-функции крайне актуален. С одной стороны, необходима тесная интеграция ИТ в бизнес-процессы для быстрого реагирования на изменения. С другой - требуется финансовая прозрачность и учет отдачи от инвестиций в ИТ. Найти баланс между этими целями - ключевая задача не только для компаний финансового сектора. От ее решения зависят скорость цифровой трансформации, эффективность разработки продуктов и финансовые результаты бизнеса.

Две противоположные точки зрения на роль ИТ в организации обсудили в рамках эфира ЗА КАДРОМ Константин Меденцев, советник Банка УРАЛСИБ, Александр Мезенцев, директор по информационным технологиям «Свой Банк», Гасан Абдурагимов, руководитель направления инфраструктурных решений «Свой Банк», и Алексей Северов, системный архитектор банка ВТБ. Детально разобрали особенности вариантов организации ИТ-подразделения, их преимущества и недостатки, критерии выбора, а также решения, сочетающие разные подходы. 

Какие подходы используются при создании ИТ-подразделений?

Первый подход предполагает, что ИТ-подразделение – самостоятельная структура, ориентированная на максимальную отдачу от специалистов. При этом заказчик должен получать максимальный эффект от инвестиций. ИТ работает как поставщик услуг, подрядчик с понятным составом сервисов, взаимодействует с бизнесом по выстроенным процессам, а бизнес – полноценный заказчик ИТ.

«В ИТ-подразделении должна быть внедрена система учета. Она позволяет прогнозировать и видеть эффективность различных инициатив, использовать финансово-экономические модели, – рассказал Константин. – ИТ-подразделения в данном случае точно знают стоимость ИТ-услуг, могут влиять на нее через сокращение объема задачи или сроков реализации. Можно внедрить систему мотивации сотрудников, показывать финансовые результаты деятельности ИТ».

Во второй модели ИТ распределяется по бизнес-вертикалям для максимальной интеграции с бизнесом. Продуктовые команды, отвечающие за разработку и сопровождение ИТ-сервисов, должны включать ИТ-специалистов. В этом случае они лучше понимают клиентский опыт, риски и экономику продуктов, ускоряется внедрение решений. Основная цель такого подхода – избежать разобщенности ИТ и бизнеса.

Преимущества и недостатки каждого подхода

В первом случае преимуществом будет возможность эффективно измерять и оценивать работу подразделения и каждого сотрудника. Во втором – достаточно сложно в долгосрочной перспективе удержать инфраструктуру от накопленных сбоев и поддерживать эффективность реализации инициатив, потому что для бизнеса главное – быстрее получить решение, подчеркнул Константин.

«Основные преимущества второй модели – меньше бюрократии, за команду (бизнеса и ИТ) отвечает один человек. Однако это большие накладные расходы на менеджмент. Руководители должны хорошо разбираться и в ИТ, и в бизнесе, – рассказал Гасан. – Первая модель проста и надежна. Ее минус – меньшая скорость реакции и большее время на согласования».

По мнению Александра, обе модели жизнеспособны, вопрос в уровне зрелости бизнеса, Плюсы первой – эффективность, возможности управления и развития экспертизы, фокус на стабильности и надежности ИС и их функций, прозрачность, но для качественного и эффективного управления работой ИТ-команды, нужны четко выстроенные процессы и контроль.

«Цель второй модели – быстро выпускать на рынок новые функции, – подчеркнул Александр. – Весомый плюс – общая ответственность за бизнес-результат. Однако второй моделью сложно управлять. Бизнес должен быть зрелым. Тогда эта модель будет работать».


8160

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.

Предметная область
Отрасль
Управление
Мы используем файлы cookie в аналитических целях и для того, чтобы обеспечить вам наилучшие впечатления от работы с нашим сайтом. Заходя на сайт, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie.