Внедрение ERP-системы в Группе компаний «Самолет»
- Кейс группы «Самолет» и задачи цифровой трансформации компании
- Как выбирали платформу для ERP-системы
- Как защититься от рисков?
- Кейс «Хеликон»: в основе – 1С
- Кейс компании «Рольф»: с Oracle на микросервисную платформу
- Кейс ГК «Гала-Центр»: переход на 1С
- Вопросы и ответы
Внедрение системы ERP требует тщательного планирования и анализа, учета специфики рынка, но при правильном подходе может значительно повысить эффективность бизнеса. Участники дискуссии ЗА КАДРОМ обсудили примеры проектов миграции на российские ERP-системы, поделились опытом и дали рекомендации. Приглашенный гость, Ксения Позднякова, ИТ-директор группы «Самолет», рассказала, как в компании проходил выбор платформы для ERP-системы в условиях импортозамещенного рынка, какие решения были рассмотрены. Модераторы дискуссии Денис Левченко, директор по ИТ и цифровой трансформации компании «Рольф», Павел Казановский, генеральный директор ГК «Гала-Центр» , и Максим Медведев, ИТ-директор компании «Хеликон», обсудили проблемы выбора платформы для трансформации. Компании рассматривали различные платформы, включая 1С и ТУРБО, принимали во внимание сложность обучения сотрудников и поиск ресурсов для внедрения ERP-систем, а также потенциальные риски.
Кейс группы «Самолет» и задачи цифровой трансформации компании
«Самолет» начал заниматься цифровизацией в 2019 году и сразу сфокусировался на решениях для основного бизнеса – девелопмента. Поскольку готовых продуктов подобного уровня на рынке не было, то компания стала развивать собственную разработку. Так появилась платформа «Самолет 10D», которая предназначена для управления и автоматизации всего строительного цикла и на данный момент включает в себя 38 связанных модулей. Компания активно развивает ИТ-направление, создает новые продукты высокого класса и постепенно выводит их на рынок. Например, после ухода SAP SuccessFactors была разработана HR-платформа Team by Samolet, которая обеспечивает цифровизацию организационного управления и всех основных HR-процессов компании.
В середине 2022 г. Самолет запустил финансовую и ИТ-трансформацию, цель которой построение системы управления международного класса для принятия решений на основе данных. Рыночной практикой для решения такого рода задач до последнего момента было внедрение одной из зарубежных ERP-платформ с уже встроенными наборами сквозных бизнес-процессов, контролей и отчетности. Это было не столько технологическое решение, сколько стратегическое: компания приобретала процессы, обогащенные опытом рынка и консультантов, оптимизировала бизнес и получала четко выстроенную операционную деятельность. Но с уходом поставщиков данных решений потребовалось искать новые подходы.
Как выбирали платформу для ERP-системы
Анализируя рынок, «Самолет» рассматривал такие системы, как 1С, «Парус» и «Галактика», «Ма-3» и Global ERP, однако комбинация нужных критериев в этих платформах не была найдена: где-то не было опыта крупных внедрений, где-то необходимого функционала, также компания столкнулась со сложностями при поиске ресурсов для масштабного проекта и подрядчиков, которые были бы готовы взяться за внедрение.
Одним из условий была интеграция новой платформы с существующим в компании ИТ-ландшафтом, обслуживающим операционную деятельность, закупки, продажи и пр. «В нашей производственной платформе, «Самолет 10D», уже реализован весь жизненный цикл стройки, – продолжила Ксения, – поэтому основной функциональный фокус при выборе ERP-платформы касался комплекса финансовых процессов - финансовый и договорной учет, управление платежами и ликвидностью, контроллинг и др. В этой части строительная отрасль предъявляет более сложные требования, чем, например, ритейл. В параметрах мы ориентировались на ~800 юридических лиц, десятки строительных проектов, в которых необходимо корректное распределение затрат и аллокации для тысяч квартир с разными дополнительными опциями и сервисами в области недвижимости. При этом выбираемая система также должна учитывать необходимость сквозной прослеживаемости и поддержки постоянно растущего объема данных самой быстро растущей компании на российском рынке, позволять в одной базе ведение и недевелоперского бизнеса. Не все рассматриваемые системы могут предоставлять аналитику необходимого уровня. Поставщики 1С предлагали нам различные варианты разделения данных между базами, объединение информации на консолидации с потерей детальности и аналитичности данных.
Безусловно, мы анализировали опыт других компаний, ходили на референсы, искали аналогичные примеры решения нашей задачи. Компании, использующие платформу 1С, либо ориентируются на другой объем бизнеса, либо решали несколько другие задачи, либо проект реализовывался в другой отрасли, где требования к учету существенно отличаются. Кроме того, «Самолет» предъявляет определенные требования к скорости процессов, в том числе, итогом проекта должна быть возможность ежемесячного закрытия периода на 3й, максимум 5й день.
«Мы поняли, что аналогов 1С с точки зрения оперативного отслеживания и внесения в продукт требований законодательства нет. Остальные вендоры не всегда в нужное время предоставляют новые релизы, соответствующие актуальным изменениям в законах, либо не всегда готовы этим заниматься. Делать это самостоятельно означает нецелесообразную трату огромного количества ресурсов. В итоге мы пришли к архитектуре, где 1С используется как платформа для РСБУ и налогового учета, а остальные задачи решаются на других платформах» – сообщила Ксения.
Для реализации контура финансовых процессов «Самолет» остановился на платформе ТУРБО, которая позволяет решать актуальные задачи, подходит по производительности и архитектуре, обладает достаточной функциональной гибкостью. Однако, несмотря на 20-летний путь развития, эта ERP мало известна, хотя есть крупные внедрения в государственных и коммерческих компаниях. И в этом есть серьезный вызов: найти на рынке нужное количество специалистов и партнеров для выполнения масштабного проекта, а также вырастить с нуля внутреннюю экспертизу. Справляться с этой задачей «Самолету» помогает компания «Консист» - вендор платформы Турбо.