Что менять в первую очередь – ИТ-директора, ИТ-команду, ИТ-стратегию?
Моя профессия, роль ИТ-директора, предполагает, к сожалению, что иногда я прихожу в компанию на замену другому ИТ-директору. Вероятно, им были недовольны, раз решили заменить. В процессе интервью я часто задаю вопросы – «Кого именно вы ищете и зачем?» и «Какой конкретно результат вы хотели бы получить с приходом нового ИТ-директора». Чаще всего в первую очередь говорят про проблемы с развитием компании, инцидентами, кадровой работой, недостаточной скорости внедрения изменений, сложности с коммуникацией ИТ-директора с другими ТОПами. Но в процессе дальнейшей беседы проявляются и другие, менее заметные, но более значимые признаки наличия проблем.
На самом деле, чаще всего бизнес недоволен вовсе не ИТ-директором, а тем, что ИТ-функция не соответствует текущим потребностям бизнеса и ожиданиями ТОП-менеджмента. ИТ-директор попадает в фокус, потому что не может эти ожидания удовлетворить. По какой причине – разберемся дальше в этой статье.
Что же чаще всего ожидает Бизнес? И на что жалуется больше всего?
Ожидает | Жалуется на |
Проактивная позиция и вовлеченность
Хочет, чтобы ИТ-функция сама вникала в проблематику Бизнеса, искала решения и предлагала наилучшие из них, которые приносят максимальный бизнес эффект при минимальных затратах. |
Пассивность и бюрократию
ИТ требует ТЗ на каждое изменение, без заявки никто не хочет даже разговаривать. При наличии проблем в бизнесе говорит, что в ИТ все работает, а остальное нас не волнует и т.п. В проблемах бизнеса не разбираются. |
Прозрачность действий и затрат
Хочет иметь возможность управлять ИТ затратами, оперируя понятиями приоритетов задач, рисков, последовательностью решений задач. Иметь возможность проверять принятые решения. Понимать взаимосвязь затрат с получаемым бизнес-эффектом. |
Черный ящик и шантаж
ИТ несет постоянные затраты на оборудование, ФОТ и лицензии, говоря, что если не купим, то «все рухнет». Но при этом у Бизнеса выбора нет никакого. Или срочно покупаем, или «мы все умрем». Связность затрат с получаемым бизнес-эффектом отсутствует. На конкретно поставленные вопросы отвечает с трудом или не отвечает вовсе. |
Наличие экспертизы и кругозора
Хочет, чтобы при принятии решений, имеющих долгосрочные последствия для компании, руководствовались бы максимально доступной экспертизой, помогающей принять лучшее решение по соотношению цены и качества. |
Узость мышления
ИТ принимает решения исходя из сиюминутных обстоятельств, имеющихся здесь и сейчас знаний и ограничений. Это приводит к созданию новых ограничений, которые постепенно собираются в снежный ком и в итоге создают проблемы для развития и даже обычного функционирования компании. |
Внимание, вопрос. Если заменить ИТ-директора на самого лучшего из всех лучших ИТ-директоров на рынке, возможно ли эту ситуацию кардинально изменить? И создать проактивный ИТ на месте пассивного?
Конечно, возможно, но понадобятся усилия не только от ИТ-директора.
Чтобы разобраться в проблеме подробнее, давайте попробуем покопаться в причинах «плохого поведения» ИТ-функции.
Пассивность и бюрократия
Причина/Проблема | Что делать |
Плохой ИТ-директор
Не имеет опыта, не может общаться, не знает рынок, не работает с сотрудниками, бухтит на всех, на контакт не идет и пр. |
Заменить на хорошего
Тут всё просто |
Проблема с корпоративной культурой
Был у меня опыт работы в компании, где в борьбе за благосклонность руководства было нормой обвинять своих коллег в провалах, приводить доказательства их ошибок публично, при всех унижать, подставлять. И это на уровне ТОП-менеджмента. Это поощрялось со стороны собственника и шло по всей вертикали сверху вниз. В этой компании работало две категории сотрудников – карьеристы, которым эти правила игры нравились. и они ими активно пользовались, и приспособленцы, которым больше некуда было идти, поэтому они терпели и абстрагировались от происходящего. Другие категории сотрудников не задерживались надолго и отсеивались сами, культура их выдавливала. Стоит ли говорить, что в этой компании ИТ-департамент был виноват абсолютно во всех проблемах, а ИТ-директора менялись чаще раза в год (как, кстати, и другие ТОПы). Очевидно, что пассивность в такой культуре – это защитная реакция, а бюрократия – способ работы с окружающей средой, защиты от нее. |
Менять культуру всей Компании
Невозможно изменить культуру только в одном подразделении, и не менять в остальных. Менять надо везде, начиная с ЛПР. Если ЛПР меняться не может или не хочет, менять надо ЛПР. Если ЛПР – это собственник бизнеса, надо отстранять его от операционной деятельности во благо его же бизнеса. Никакие другие решения не изменят ситуацию. Ни смена ИТ-директора, ни смена ИТ-команды. |
Саботаж на местах
Недавно столкнулся с ситуацией, когда весь отдел в полном составе отказывался менять устоявшиеся правила работы, ссылаясь на то, что требования быть прозрачными для бизнеса для них неинтересны, и они их выполнять не будут. На эту тему напишу чуть позже отдельную статью, крайне интересная история. И такое случается сплошь и рядом, в разных масштабах. Люди привыкли, что их не контролируют, потому что не понимают, что они предоставлены сами себе, и что они незаменимы в текущей среде. Они начинают противопоставлять себя компании и окружению, использовать свое исключительное положение. А привычка как раз и была выражена в том, чтобы снизить себе кол-во работы, огородившись заявками и заявками на заявки. В конечном счете это привело к тому, что с этим отделом отказались работать практически все, кто мог себе это позволить. А те, кто не мог, был вынужден терпеть, оказавшись в заложниках. |
Не вести переговоров с террористами
Менять, начиная с руководителя диссидентов. “Резать, не дожидаясь перитонита” (С). Этот вопрос тесно связан с первым пунктом. ИТ-директор обязан не допустить такого положения дел. Даже если он в компании недавно, а саботажники там уже давно. Это все полностью на совести ИТ-директора. Вы вправе от него требовать решения этой проблемы. Если он не может ее решить, смотри пункт первый. |
В одной отдельно взятой компании могут быть в наличии сразу несколько проблем, и решение одной не гарантирует достижения результата, если не будет решена другая. Т.е. если в компании есть трудности с корпоративной культурой, и в компании принято искать виноватого в случае провалов (согласно установке сверху), то никакая смена ИТ-директора не сделает ИТ проактивным, поскольку это сразу же назначит ИТ-функцию автоматически виноватой во всех грехах. В таких компаниях обычно происходит карусель ТОП-менеджмента (кстати, не только в ИТ), все уходят виноватыми, а проблемы компании не решаются годами.
Черный ящик и шантаж
Причина/Проблема | Что делать |
ИТ директор не может объяснить
ИТ-директор не может объяснить потребность в терминах, понятных бизнесу – в деньгах, рисках, бизнес-эффекте. Ему не хватает опыта и/или знаний. |
Учить/менять
Если не хватает знаний, можно отправить на обучение. После чего дать шанс получить опыт и закрепить навык. Можно привлечь наставника с рынка, который поможет и процессы построить и своего ИТ-директора подтянуть. Но если он сам не хочет развиваться, или обучение не помогает, то менять. Возможно, ему нужен другой масштаб, или другая компания для комфортной работы. |
Не хватает ресурсов
Обеспечение прозрачности деятельности – это тоже работа, требующая для себя ресурсов. В пример можно взять бухгалтерию предприятия. Чисто теоретически, без бухгалтерии предприятие работать сможет, причем даже быстрее и лучше, чем с ней. Никто не будет требовать документы и правильность их заполнения. Правда просуществует это предприятие, скорее всего, недолго. |
Выделить ресурс
Важно понимать, что выделение ресурса на построение прозрачности и управляемости расходами ИТ, хоть и приведет к росту локальных затрат, в конечном счете окупится за счет принятия более верных решений на корректных цифрах. Решения, принимаемые на цифрах, обычно точнее решений, принимаемых интуитивно, если мы не говорим об астрологии и гадании на кофейной гуще. |
Манипуляции команды
В предыдущем блоке уже анонсировал кейс про команду, не заинтересованную в прозрачности. Причины могут быть совершенно разные, но чаще всего речь про сокрытие информации. Скрыть, что делается, как много времени тратится, какие задачи решаются, сколько всего задач решили за неделю и какие планы на следующую. Ключевая цель – не дать материал для формулирования правильных вопросов со стороны руководства. С закупками оборудования, кстати, там была такая же история. |
Менять, исключать из контура компании
С террористами не договариваемся. Если выяснилось, что причина не в отсутствии опыта или знаний, а в злом умысле, вычищать нещадно. Не дать распространить подобную культуру на окружение. |
Узость мышления
Причина/Проблема | Что делать |
Некорректные ИТ процессы
Если ИТ-процессы предполагают “колодезный подход”, т.е. каждый исполнитель крутится только в своем узком контуре, не пересекаясь с окружающими, то широкому мышлению взяться будет неоткуда |
Требовать от ИТ директора
Это прямая задача ИТ-директора – обеспечить полноту компетенций как в технической сфере, так и в бизнес экспертизе. Если у него нет явных проблем, описанных в следующих пунктах, то он обязан задачу решить. |
Недостаток ФОТ
Может быть выражен либо в крайне низких ставках по позициям, или в недостатке, что не позволяет нанимать и/или удерживать опытных специалистов с широким кругозором, а хватает только на джунов. Сталкивался с ситуацией, когда HR департамент компании решил, что рынок несправедлив, и что потолок ЗП у айтишников будет таким, каким его хочет видеть HRD. Это привело к тому, что из-под такого потолка разбежалась вся предыдущая ИТ-команда, а на эти ставки были спешно приняты джуны, которых не брали в другие компании. Как вы думаете, как это отразилось на результатах? Компания сэкономила на ФОТ, но заплатила затем втридорога на результатах. |
Менять кадровую стратегию
Если работать некем, то результат будет сложно достичь. Очевидно, что в другую крайность в виде расточительства ресурсов тоже нельзя пускаться. но минимально необходимый ресурс с компетенциями должен быть. И задача ИТ-директора – его очертить и показать ЛПРу для совместного принятия решения. |
И теперь самое интересное :)
Что же в первую очередь?
Согласно основам науки управления, чтобы сотрудник справился с задачей, руководитель должен:
- Четко сформулировать задачу и критерии ее решения
- Убедиться, что сотрудник правильно понял суть задачи
- Убедиться, что сотруднику достаточно материальных и трудовых ресурсов для решения задачи
- Убедиться, что сотруднику достаточно знаний для решения задачи, или он знает, где взять недостающее
- Убедиться, что сотруднику достаточно времени для решения задачи
- Дополнительно еще можно ознакомиться с последовательностью действий и планом работ сотрудника. И делать это регулярно, например, чтобы еще и прогресс контролировать.
Вот то же самое работает и в нашем случае:
- В первую очередь убедитесь, что вы сами понимаете, какие задачи цифровизации в компании вы хотите решить. И как вы поймете, что ваши задачи решены. Если вам для этого не хватает компетенций или опыта, обратитесь к специалистам, которые вам помогут.
- Затем вам нужно сформулировать ИТ-стратегию компании. Для этого у вас должна быть вообще стратегия развития бизнеса, поскольку ИТ-стратегия должна ей соответствовать. Если у вас нет понимания, как это сделать, обратитесь к специалистам. Тут скажу крамольную вещь, но вообще-то ИТ-стратегия вашего бизнеса не должна зависеть от вашего ИТ-директора. ИТ-директор отвечает за ее реализацию, но не обязательно ее формирует.
- Затем вам нужно убедиться, что вашему ИТ-директору хватает технических, организационных, личностных навыков и опыта для реализации этой ИТ-стратегии. И если нет, то принять решение, учить или менять.
- И уже потом вместе с ИТ-директором на этапе формирования ресурсного плана, оргструктуры, требований к ИТ-компетенциям, принять решение о соответствии текущих ИТ команд или отдельных сотрудников этому плану. И если есть проблемы с соответствием, то или развивать, или менять.
Поэтому, уже отвечая на вопрос в заголовке статьи:
- Сначала формируем ИТ-стратегию (если надо, то меняем)
- Затем встраиваем подходящего ИТ-директора (если надо, то меняем)
- И уже потом структурируем команду (возможно, с какими-то изменениями)
В табличках выше у меня не было цели раскрыть абсолютно все причины, по которым ИТ-функция может не справляться со своими обязанностями и удовлетворять ожидания руководства компании, их в разы больше тех, что я привел в пример. Я лишь хотел показать, что чаще всего вашему ИТ-директору нужна помощь и поддержка в решении задач компании. И если ему эту поддержку оказать ради совместных будущих достижений, то возможно и менять его не придется (если, конечно, он не террорист).
Поэтому прежде, чем начать изменения, задумайтесь, корректно ли вы идентифицировали причину и ту ли проблему решаете в данный момент.
Как говорится: «Главное, в процессе расследования, – не выйти на самих себя».