Сегодня – время возможностей российских вендоров

Сегодня говорим с Давидом Мартиросовым, вице-президентом по ИТ эксплуатации и инфраструктуре ПАО "Ростелеком" и генеральным директором отечественного вендора "Базис", о том, что происходит на рынке российских вендоров, как обстоят дела с информационной безопасностью, где взять талантливых сотрудников и о планах на ближайшие 5-7 лет.

В какой роли вы сегодня выступаете?

У меня несколько ролей: я отвечаю за эксплуатацию ИТ в Ростелекоме и, соответственно, в другой роли являюсь генеральным директором компании Базис – это отечественная компания, которая предоставляет решения в области управления инфраструктурой и виртуализации.

Как вы сейчас оцениваете развитие отечественного рынка вендоров IT-решений?

У нас на рынке сложилась довольно-таки уникальная ситуация, потому что иностранные компании ушли, и для российских вендоров начинается период возможностей. При этом клиенты привыкли к высокому уровню качества, надо это понимать. Несмотря на то, что мы сейчас эффективно импортозамещаемся, требования к отечественным вендорам очень высокие. Пока не весь рынок достиг достаточного уровня зрелости, и у нас впереди – очень серьёзные вызовы в целом для рынка. И мы – как компания Базис – стараемся помочь этому процессу. На мой взгляд, весь рынок находится если не в начале пути, то в одной его трети, и расслабляться пока не стоит.

Какие вы видите риски для отечественных вендоров, в том числе и для себя?

Первый ключевой риск – это возврат иностранных компаний, скорее всего, рано или поздно, они точно вернутся. Может быть, это произойдёт через 2-5 или 10 лет, но это точно произойдёт. А с учётом того, что на текущий момент на рынке по ряду категорий лидеры ещё не сформировались, например, по сегменту операционных систем, там у нас, по-моему, не больше 20 участников, по системам виртуализации приблизительно также, то понятно, что мы встретим через какое-то время иностранные решения. Есть угроза, что они просто нас всех смоют в будущем, и ключевая задача сейчас – это сформировать лидеров на российском рынке и быть готовыми к тому, что будет происходить в тот момент, когда эти иностранные компании вернутся. Вторым серьёзным вызовом являются требования заказчиков к импортозамещению. Клиенты привыкли к высокому качеству, и дело даже не в том, что отечественный продукт уступает в этом плане. У нас сейчас наблюдается довольно-таки большой прогресс, особенно если посмотреть динамику ситуации. Но вопрос в том, что зрелый вендор – это не только продукт, это и качество технической поддержки, это скрипты, методологии, внедрения, огромный накопленный опыт этого внедрения, и нашему рынку предстоит ещё большой путь. Команда компании Базис этот путь успешно проходит в силу того опыта, который мы накопили.

При возвращении иностранных вендоров, даже если уже будут готовы отечественные решения, все предпочтут их, вы так не думаете?

Абсолютно верно, и если посмотреть пристально, то мы не первые, кто по этому пути идёт. Можно обратить внимание на опыт Китая: западным решениям на этом рынке очень тяжело, потому что он был длительное время закрыт, но это им позволило вырастить таких гигантов, которые у них сейчас есть.

Дело в том, что китайцы, как правило, приходят с комплексным предложением: помимо продукта они предлагают ещё и кредитное плечо по льготной ставке, возможно, какое-то технологическое партнёрство. Нам ещё предстоит этому научиться. Конечно, когда ты предлагаешь только продукт, этого недостаточно, даже если он технологически более зрелый, а вот наличие других преимуществ у того же китайского предложения делает эту конкуренцию гораздо более сложной. И это – проблема сегодняшнего дня.

Крайне непросто сейчас страховать дебиторку, это создаёт большие риски для всей цепочки поставок. Это проблема, которую надо решать, и я знаю, что коллеги из Минцифры этими вопросами занимаются. Они действительно помогают отечественным вендорам продвигать свои продукты на иностранных рынках. Мы, как Базис, приняли решение, что готовы брать полностью риски на себя, тем самым создавая более комфортные условия для наших партнеров.

Что является сдерживающим фактором сейчас для роста компаний?

Многие думают, что сдерживающим фактором являются инвестиции, но, на самом деле, в стране денег немало, потому что мы видим много успешных отечественных вендоров и компании в области информационной безопасности. Также мы видим большое количество инвесторов, которые имеют возможности и желание инвестировать в какие-то растущие бизнесы. Так что основным сдерживающим фактором являются отнюдь не деньги, а невозможность в моменте привлечь большое количество специалистов, особенно разработчиков. И для нас это самый большой вызов. Мы реально прикладываем много усилий для того, чтобы расти, а мы хотим расти. Нехватка кадров, в том числе, связана с тем, что многие айтишники уехали, но если взять статистику Ростелекома и Базиса, то у нас уехало минимальное количество ИТ-специалистов.

Мы активно взаимодействуем с высшими учебными заведениями нашей страны. В прошлом году мы запустили программу подготовки инженеров в четырёх вузах и готовим на их базе специалистов. При этом Базис предлагает этим вузам лицензию своих продуктов за 1 рубль, что важно. В этом году они уже выпустили 2.200 студентов, а сейчас у нас стартует обучение на базе шестнадцати вузов в стране, и мы рассчитываем выпустить уже в следующем году 10 000 специалистов. Наш план – это выйти на 50.000.

В последнее время появляется информация об утечках данных, как обстоят дела с информационной безопасностью?

Это очень важный вопрос, все уже поняли, что игнорировать информационную безопасность нельзя ни в коем случае. И в Базисе мы серьёзно к этому относимся. Мы привлекли институт системного программирования Российской академии наук, они действительно крутые в своем деле и помогают нам выстроить процесс безопасной разработки. В каком-то смысле это парадигма организации информационной безопасности. Что же касается утечек, возможно, я ошибаюсь, но на рынке становится меньше этой информации. Кажется, что последние вызовы, которые наша страна прошла, позволили нам стать в этом вопросе более зрелыми. Сейчас уже стало понятно, что экономить в вопросах ИБ нельзя.

Как вы считаете, как будет развиваться рынок отечественных вендоров в ближайшие 5-7 лет?

Думаю, мы увидим ближайшие несколько лет череду IPO, потому что нам показали очень хорошие и позитивные примеры на рынке: холдинг Астра прекрасно прошла этот путь. Так что в ближайшее время мы, возможно, увидим и экспансию на иностранные рынки, у нашей страны есть подобные примеры – Лаборатория Касперского, ребята делают потрясающие вещи. Поэтому, как только отечественным вендорам станет на российском рынке тесно, они устремятся на рынки СНГ, Африки и Азии.

А что вас лично увлекает в том, что вы сейчас делаете со своей командой?

Мы как айтишники росли в период таких доминантов, как Microsoft, Citrix и другие. Эти компании были и остаются мировыми технологическими лидерами. Раньше было сложно даже предположить, что мы окажемся в ситуации, когда будем их замещать, да не просто замещать, а создавать продукты, которые их замещают. Сейчас мы точно верим, что мы это можем, видим, что у нас это получается. Это, конечно, вселяет в нас высокий уровень оптимизма и заряжает всю команду. Получается, что в этом смысле последние события оказались достаточно позитивными для российского рынка, и многие мои сотрудники и коллеги говорят о том, что если бы не санкции, их надо было бы придумать, даже так.

Реклама ООО «БАЗИС»


4843

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.

Предметная область
Отрасль
Управление
Мы используем файлы cookie в аналитических целях и для того, чтобы обеспечить вам наилучшие впечатления от работы с нашим сайтом. Заходя на сайт, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie.