FlyBI: делаем ставку на универсальность
FlyBI – российский продукт класса Self-Service BI, позволяющий легко визуализировать данные и решать задачи Data Discovery с помощью обширной библиотеки визуализаторов без привлечения ИТ-специалистов.
Разработчик FlyBI – компания «Форсайт».
Создатели продукта FlyBI – ведущий продуктовый менеджер Евгений Богданов и владелец продукта Илья Головкин – рассказывают о том, для каких задач можно использовать новый инструмент, в чем его основные преимущества и на каких пользователей он ориентирован.
– Расскажите, каковы основные цели продукта, и какие потребности он закрывает на рынке аналитики данных?
Илья Головкин: Наш продукт нацелен на то, чтобы повысить скорость создания аналитических отчётов и по максимуму сократить лишние взаимодействия на этапе установки системы.
Как складывается ситуация в большой компании, где нет системы лёгкой бизнес-аналитики? В этом случае работа идет с Enterprise-решением. Для этого нужно поставить систему, развернуть её, приступить к формированию аналитического отчёта – это достаточно серьёзный список, состоящий из множества задач, крупных и мелких. Также для этого потребуется большой состав специалистов. В итоге получается, что скорость запроса от директора до финальной версии отчёта очень низкая.
FlyBI можно легко (относительно других подобных систем) установить, запустить и начать с ним работать. Мы сокращаем путь от постановки задачи до ее реализации: получения среза, детализации и аналитического отчёта.
Следующая цель вытекает из самого понятия Self-Service, основная идея которого – «самообслуживание». Это значит, что вам не нужно просить кого-то или добиваться реакции через множество инстанций, чтобы, например, проверить гипотезу, получить срез информации или корреляцию данных. Вы сможете самостоятельно посмотреть нужные показатели, «покрутить» их и проверить свои догадки.
Суть нашего продукта состоит в том, чтобы обеспечить прозрачность процессов анализа данных и упростить ряд технических деталей, переводя их в пользовательский формат, когда компетенции аналитика могут быть невысокими. Безусловно, пользователь должен обладать техническим бэкграундом, но при этом речь не идет о высоком уровне сложности работы: всё понятно, легко и доступно «в процессе».
По итогу вы самостоятельно можете контролировать формирование и получение различных аналитических отчётов. К тому же – это очень красиво с точки зрения визуализации!
Евгений Богданов: В целом, наш продукт призван существенно сократить финансовые и временные затраты компаний на визуализацию и анализ данных. Мы ставим перед собой цель решать такой класс задач максимально оперативно, не привлекая при этом дополнительных ресурсов со стороны ИТ-подразделений, а сам процесс сделать прозрачным и удобным для пользователя.
– Для кого предназначен продукт?
Илья Головкин: FlyBI нацелен на корпоративных пользователей, то есть он будет интересен ИТ-директорам, директорам подразделений и департаментов. В перспективе мы бы хотели сделать этот продукт более массовым и доступным. В качестве потенциальных пользователей мы видим тех людей, которые работают с финансами и данными, специалистов в области Data Science и бизнес-аналитиков.
Евгений Богданов: Мы ориентируемся на максимально широкий круг пользователей. Постепенная «цифровизация» экономики и перевод любых данных в цифровую форму требует сейчас от аналитика, вчерашнего простого пользователя Excel, подключения к корпоративным «озерам» данных, выполнения процессов связывания и обогащения данных, использования продвинутых видов визуализации, иными словами, выполнения всех действий, которые ранее осуществлялись только сложными BI-системами Enterprise-уровня.
Таким образом, наш продукт позволяет снизить «порог вхождения» и предоставить удобный инструмент для всех специалистов, нуждающихся в анализе данных.
– Можно ли привести примеры задач, подходящих для FlyBI?
Илья Головкин: Всё зависит от бизнес-задачи, рынка. Например, одним из кейсов, вокруг которого мы отстраивали систему, была реализация бытовой техники в крупном ритейле. На входе есть несколько источников, а также донасыщение собственными локальными файлами. Далее формируется аналитический отчёт в части движения средств по группам товаров, датам и регионам, чтобы проанализировать продажи, спрос на те или иные категории товаров, условия продаж и так далее. Также продукт позволяет сгенерировать различные маркетинговые дашборды: когортный анализ, ROPO-отчёт и т.д.
– В чём отличие FlyBI от флагманского продукта компании «Форсайт» – «Форсайт. Аналитической платформы»? Является ли FlyBI независимым продуктом?
Евгений Богданов: Это независимые продукты, но они могут тесно интегрироваться между собой. Принципиальное различие заключается в подходе к анализу данных.
«Форсайт. Аналитическая платформа» является инструментом уровня Enterprise и предназначена для реализации сложных информационных систем различных классов – учетных, аналитических, гибридных, которые интегрируются с большим количеством смежных подсистем. Она решает гораздо более широкий класс задач, в том числе по выполнению сложных многостадийных расчетов, операциям загрузки и трансформации данных, содержит встроенный универсальный объектно-ориентированный язык программирования и средства разработки и отладки, а также множество других функций и инструментов.
Таким образом, платформа в большей степени используется для создания сложных высокоинтегрированных информационных систем, а подход к анализу данных, которые они реализуют, можно назвать «преднастроенным» (Guided Analytics). Такой подход заключается в том, что пользователь получает результат, проходя по цепочке заранее преднастроенных отчетов, дашбордов, расчетных алгоритмов и методик и т.д.
FlyBI призван решать конкретную задачу, возникшую «здесь и сейчас», когда нужно оперативно собрать данные из различных источников, связать между собой и провести их анализ и визуализацию, исследуя и «крутя» данные с разных сторон в произвольных разрезах. Такой подход к анализу называется Data Discovery. Он дает пользователю большую свободу и гибкость, при этом весь путь от идеи (задачи) до её реализации занимает совсем немного времени.
Однако продукты, реализующие эти разные подходы к анализу данных, ни в коем случае не противопоставляются друг другу, а, напротив, дополняют друг друга. Используя эти два продукта в связке, применяя сильные стороны каждого из них в ситуациях, когда это удобно и уместно, пользователи в итоге несомненно получат неоспоримые преимущества в эффективности решения своих задач.
– Какие интересные функции и возможности заложены в продукт FlyBI?
Илья Головкин: В продукте есть интересные функции в части среза Data Discovery, которые называются «синхронизация» и отвечают за блок исследовательских задач. Работает это по принципу передачи параметров отметки между визуализаторами (чартами) в рамках настроенного дашборда (в нашем случае «слайда»), что позволяет находить особенности, связи и закономерности между различными данными.
Мы предлагаем возможность кастомизации визуализаторов, широкий перечень типов, детализации измерений данных и пр. Также FlyBI поддерживает гетерогенные источники – возможность создания модели данных на разрозненных источниках из различных СУБД.
– Можно ли уже сейчас говорить о преимуществах FlyBI?
Илья Головкин: Можно. Одно из них – это форма представления продукта. При разработке продукта важно опираться на опыт работы пользователя в других подобных инструментах. Во FlyBI мы учли этот момент и предполагаем, что он закроет большинство пользовательских ожиданий, так как понятен и прост в обращении.
Ещё один плюс FlyBI – его концептуальность. Рабочее пространство пользователя базируется на таком принципе, как Canvas – условно-бесконечная область для работы с объектами анализа. Процесс работы во FlyBI можно сравнить с работой увлечённого художника на бесконечном холсте: его красками становятся данные, они приобретают причудливую форму узоров в виде визуализаторов.
То есть по сравнению с другими инструментами у нас присутствует элемент открытого поля деятельности, свободы. Вы можете придаваться размышлениям, внутреннему анализу при поиске закономерности и связей при исследовании данных на этом поле, а можете оперативно получать ответы на чёткие запросы. При работе с продуктом у вас не возникает больше вопросов, а появляется больше ответов. Это реальный помощник в решении ваших задач, независимо от сферы или контекста, в которых вы работаете с данными.
– Прошел уже год с момента выхода на рынок, каковы основные итоги работы?
Евгений Богданов: Во-первых, продукт был внесен в реестр отечественного ПО.
Во-вторых, за год у нас появился целый ряд заказчиков, и мы видим, что FlyBI востребован в самых разных отраслях, он интересен и крупному, и небольшому бизнесу.
Сейчас FlyBI используют государственные заказчики, от крупных федеральных структур до региональных центров информатизации, а также крупнейшие предприятия в секторах добычи и переработки, небольшие компании в сфере IT и телеком.
И, конечно, за прошедший год команда FlyBI реализовала целый ряд новых функций. Мы сильно прокачали блок безопасности – в связи с тем, что продукт внедрялся у крупных заказчиков, подтянули его до корпоративного уровня. Например, мы поддерживаем интегрированную доменную авторизацию с использованием как Windows Active Directory, так и Linux OpenLDAP. Расширили состав поддерживаемых источников данных: добавили коннекторы Clickhouse, Greenplum/Arenadata, появилась возможность использовать SQL-запросы в модели данных. Расширили список визуализаторов – у нас появились диаграмма рассеяния (ScatterPlot), индикатор (KPI), карта с точками. Появилась возможность публикации контента и встраивания во внешние веб-сайты и веб-порталы, а также возможность всем пользователям FlyBI делиться своими проектами с коллегами.
У нас большие и интересные планы на будущее: мы добавим новые визуализаторы, представим более удобный инструмент конструирования дашбордов и существенно расширим интеграцию с «Форсайт. Аналитической платформой». Не останется без внимания и наш API для подключения произвольных внешних библиотек визуализации, благодаря которому наши заказчики и партнеры уже сейчас могут легко добавлять требуемые для данной бизнес-задачи виды визуализации данных.
Для нас важно, чтобы FlyBI мог стать удобным инструментом совместной работы для команд аналитиков, поэтому обязательно будем расширять средства коллаборативной работы пользователей. Наша цель – стать прорывным инструментом на рынке платформ Self-Service BI.
Реклама ООО "Форсайт"