Уволить нельзя мотивировать
Кадры решают все. Сколько бы ни появлялось машин, устройств, программ, роботов, до сих пор была, и в ближайшее время будет, актуальна тема человеческих ресурсов.
Машины и программы все еще дороги и не везде доступны, но главное - они пока не в силах решать все задачи, необходимые для существования человечества. Итак, в центре внимания человек, ценный сотрудник, необходимый компании. Бизнес не может существовать без людей, но люди не машины, они могут терять здоровье, квалификацию, интерес к работе. И, хотя компания и руководители не в силах влиять на это стопроцентно, многое можно сделать, чтобы сохранить ключевых людей, тем самым застраховать себя от серьезных вложений в новый персонал, а также от издержек при замедлении бизнес-процессов, а, значит, опять от убытков. Ведь все знают, каково на самом деле найти подходящий персонал, обучить, адаптировать, вывести на «рабочий» уровень.
Рассмотрим издержки на поиск и адаптацию сотрудников. Сотрудников ищут и при расширении, и на замену, и когда появляется потребность в специалистах, которых в организации просто нет. При этом нужно будет учесть разные виды трат. Но даже если мы заменяем сотрудника, стоимость этого будет разная, в том числе она зависит от статуса: так, замена рабочего будет примерно в два раза дешевле замены менеджера среднего звена, а замена менеджера среднего звена будет не менее чем в два раза дешевле, чем замена топов. Затраты можно поделить на прямые и косвенные.
К прямым относят:
-
увольнение;
-
поиск;
-
наем;
- адаптация.
К косвенным:
-
снижение производительности;
-
снижение лояльности и потеря клиентов;
-
репутационные риски;
-
потеря экспертизы;
-
недополучение прибыли;
- потеря бизнеса.
Российские компании традиционно не считают стоимость нового сотрудника, но и среди зарубежных компаний у нас это не распространено. А стоило бы посчитать. Если привязать расходы к категориям, то получится такая картина:
Стоимость замены сотрудника по данным кадрового холдинга Анкор
тип сотрудника |
стоимость замены (% от годовой зарплаты) |
рабочий |
23% |
специалист |
21% |
топ-менеджер |
от 20% до 150 % |
+ косвенные расходы, которые сосчитать крайне сложно.
Если изучить цену замены, то стоит задуматься о мотивировании имеющихся сотрудников, обучении, правильном изначальном наборе и адаптации, качестве работы собственной HR-службы и/или выгоде от сотрудничества с рекрутинговыми агентствами. Может стоит удерживать персонал, может взять в лизинг?
Какова же ситуация на российском кадровом рынке? Уже много лет мы имеем на российском кадровом рынке две проблемы, все те же «дураки и дороги», – «нет сотрудника», «нет вакансии».
А как у вас? Предпочитаете набрать новых или замотивировать имеющихся?
Подготовила Анна Кожурина