ИТ-аутсорсинг на практике. Сервисная модель-модель будущего
Мария Попова, независимый эксперт
Сервисная модель, включая ИТ-аутсорсинг и облачные услуги, становится базой для цифровой трансформации организаций. Ее основные преимущества – это быстрое получение необходимых компетенций и ресурсов для поддержки роста бизнеса.
Спрос на ИТ-сервисы продолжает расти во всем мире – глобальный рынок достиг по итогам 2018 года $1 трлн. при росте +4,3%, отмечается в отчете IDC. Стимулирует такую динамику продолжающаяся цифровая трансформация целых отраслей и экономик по всему миру. Такие инициативы вовлекают как стратегический консалтинг, так и масштабную заказную разработку, и интеграцию, и предоставление различных сервисов «по запросу».
Мировой рынок ИТ-аутсорсинга растет на 5% в год, по данным агентства Forrester Research. В его структуре наибольшую динамику показывают сегменты облачных услуг (+38%) и управления приложениями (+16%). В целом технический аутсорсинг глобально в 2018 году сгенерировал $537 млрд. (16,7% от всего объема рынка ИКТ). Его рост составил 6,6% (годом ранее +6,3%), а по итогам 2019 года прогнозируется некоторое замедление – до 5,7%.
Доминируют по выручке аутсорсинг сетевой инфраструктуры (26%), услуги облачного хостинга (20%) и аутсорсинг приложений (20%). Последние два сегмента в первую очередь ориентированы на поддержку быстрого запуска инноваций в организациях – облачные ресурсы позволяют моментально наращивать мощности и обеспечивать бизнесу нужную функциональность в необходимом объеме на требуемый интервал времени. По данным Forrester Research, 76% респондентов используют аутсорсинг для цифровой трансформации своих организаций.
Структура глобального рынка технического аутсорсинга
Млрд долл. | Доля сегмента | |
Инфраструктурный аутсорсинг | 55 | 10% |
Аутсорсинг сетевой инфраструктуры | 138 | 26% |
Поддержка оборудования | 52 | 10% |
Облачный хостинг | 106 | 20% |
PaaS | 44 | 8% |
Аутсорсинг приложений | 105 | 20% |
Другое | 37 | 6% |
Всего | 537 | 100% |
Источник: Forrester Research
Спрос на сервисную составляющую растет и в России. Здесь рынок аутсорсинга уже достиг определенного уровня зрелости, однако по-прежнему речь не идет о длительных контрактах и услугах стратегического аутсорсинга. В фокусе – передача внешнему исполнителю конкретных функциональных задач, непрофильных и некритичных для бизнеса областей. Стремление к сокращению издержек привлекает к аутсорсинговой модели как крупный, так и средний бизнес. Заказчик ждет от провайдера решений, которые при невысоких затратах обеспечат должный уровень надежности, производительности и безопасности. Стимулирует к большему использованию аутсорсинга отсутствие собственных необходимых ресурсов, либо недостаток внутренней экспертизы – особенно в новых технологиях.
Все как сервис (и даже ИБ)
Как сервис можно потреблять все более широкий спектр решений. Наиболее понятна эффективность при передаче типовых и детально формализованных задач. Именно поэтому по-прежнему внешнему партнеру в первую очередь готовы отдать администрирование информационных систем, эксплуатацию сетей, проектирование информационных систем и их сопровождение, а также центр обслуживания пользователей и офисную печать.
Своего рода аутсорсинговый хит - поддержка рабочих мест (АРМ), как одна из самых рутинных и стандартизированных операций, которые большинству компаний сегодня нерационально развивать внутри. В случае крупного заказчика или госорганизации передача этого направления вовне – достаточно прямой и быстрый путь оптимизации издержек.
Пока менее распространенный, но уже обозначивший высокий потенциал роста сегмент – кибербезопасность как сервис. Управляемые услуги по ИБ (MSSP) от сервис-провайдера избавляют бизнес от необходимости закупки специализированного ПО и оборудования (снижая, таким образом, CAPEX). Центр мониторинга и обработки событий ИБ (Security Operations Center, SOC) также необязательно строить самостоятельно, развивая, помимо инфраструктуры, еще и команду штатных аналитиков (с достаточно ощутимым ФОТ). Вместо этого компания может подключиться к внешнему SOC по сервисной модели, что, с учетом развитой экспертизы провайдера, позволит качественно повысить общий уровень своей инфобезопасности. Помимо экономических преимуществ, включая более быстрый возврат инвестиций. А также более прозрачную модель оплаты – только за фактически оказанные услуги.
Выше доверия
Российские заказчики сегодня вполне готовы доверять аутсорсерам – причем уже не зависимо от их «размера». Если раньше поставщиком для крупной организации (основного тогда заказчика аутсорсинга) выступал, как правило, крупный многопрофильный игрок, то теперь наряду с ними рассматриваются и нишевые игроки с высокими компетенциями – например, в цифровых технологиях, включая облачные решения, искусственный интеллект, интернет вещей, мобильные приложения. Растет интерес, в частности, к молодым командам-стартапам, разрабатывающим точечно новые сервисы.
При выборе подрядчиков, например, для заказной разработки ПО, учитывается наличие уже реализованных кейсов (прецедентов успешного выполнения заказанных функций), а также соотношение цены и качества оказываемых услуг. Главное, что заказчик ждет от любого типа аутсорсера – это гибкое управление услугами, инструменты оперативного контроля их объемов и четкий SLA.
Облачный рычаг
ИТ-инфраструктура целиком становится объектом аутсорсинга. IaaS (инфраструктура как услуга) - самое быстрорастущее направление на облачном рынке, позволяющее компании отказаться от собственного оборудования, средств виртуализации, каналов связи и пр. За счет аутсорсинга можно не вкладываться в обновление и поддержку инфраструктуры, при этом гибкость использования вычислительных ресурсов существенно возрастает.
Спрос на IaaS растет на фоне роста стоимости эксплуатации собственных систем обработки данных, которых накапливается все больше, а требования к безопасности их хранения также серьезно повышаются. Облачные сервисы позволяют компаниям быстрее тестировать новые гипотезы и выводить на рынок новые продукты, а также масштабировать процессы, при этом более эффективно используя вычислительные ресурсы.
К настоящему моменту, в силу высокой конкуренции, услуги облаков становятся в России все более доступными, в том числе для крупного и среднего бизнеса. А ценовой фактор по-прежнему остается главным при переориентации на аутсорсинговую модель. Так, по оценкам SberCloud, для компании СМБ использование облака в 40 раз выгоднее, чем использование собственного физического сервера.
Большая доработка
Чем больше бизнес уходит в цифровую плоскость, тем более заметен спрос на услуги по разработке и развитию приложений. «Инхаус» остается, как правило, команда, разрабатывающая уникальный продукт, дающий важное конкурентное преимущество. Во всех остальных случаях все чаще обращаются к подрядчику. Наиболее популярна сервисная модель применительно к тестированию - QA-сервисы под ключ (включая узкую перспективу: нагрузочное тестирование, внедрение CI/CD, интеграцию тестирования в DevOps и пр.).
Усиление роли заказной разработки ПО, в том числе, на экспорт – одна из задач принятой в августе 2019 года Стратегии развития экспорта услуг до 2025 года. В соответствии с ней Россия должна увеличить свою долю в 1,1% от мирового объема услуг до 1,7%, а 48% всего прироста обеспечат ИКТ-сервисы как самый масштабный и перспективный сегмент. Сегодня, по данным Руссофт, экспортом ПО в стране занимаются около 2 тыс. компаний-разработчиков. 50% из них пока либо вообще не работают за рубежом, либо получают несущественные и нерегулярные экспортные доходы.