ИТ-руководитель вчера, сегодня, завтра

1

По мере того, как информационные технологии завоевывают мир, проникая всё глубже в бизнес-процессы, роль CIO/CDO/CDTO в компании становится чуть ли не более важной и престижной, чем роль директора по финансам или маркетингу. Вокруг прорывных технологий возникает большой ажиотаж, вендоры изо всех сил стремятся продемонстрировать пользу инновационных решений. Неудивительно, что от ИТ-руководителя зачастую ожидают, по сути, чуда – как от эксперта, который разбирается во всех нюансах и способен решить самые сложные вопросы. Однако чем шире у него полномочия, тем выше ответственность за результат. Да и с бизнесом найти общий язык получается далеко не всегда. Итак, какой он, современный CIO?

CIO: теория большого апгрейда

Мы еще прекрасно помним, как выглядели ИТ-директора «старой формации» образца 2000-2010-х годов. Как правило, это были специалисты с техническим образованием, а иногда даже без него. Если человек лучше всех разбирался в настройках оборудования, проявлял активность и усердие, он без особого труда мог стать системным администратором, а затем и руководителем целого отдела. Правда, особого профита это тогда не приносило. CIO занимались системным администрированием, руководством командами разработки, администрированием сети и баз данных, отвечали за безопасность, серверы, автоматизированные рабочие места, офисную технику – и всегда оставались подчиненными.

Трансформация роли ИТ-руководителя, которая происходит сейчас, – неизбежный и органичный процесс. Бурное развитие ИТ-отрасли подогревается особым вниманием к ней бизнеса и государства на самом высоком уровне. Цифровая трансформация затрагивает как отдельные компании и корпорации, так и национальные экономики целиком. ИТ-подразделение становится ключевым проводником происходящих вокруг изменений, гарантом эффективности и бесперебойности бизнес-процессов. Теперь оно не просто обслуживающее звено, а движущая сила любого механизма. Новая задача CIO (а затем и его новых «реинкарнаций» – CDO, CDTO) – обеспечить операционную деятельность бизнеса, гибко реагируя на вызовы времени, поддерживая высокие темпы цифровизации и внедрения инноваций.

Таким образом, можно выделить три причины перехода CIO на новый виток развития. Первая причина кроется в высокой скорости изменений и небывалой ранее сложности технологий. Вторая – в распространении революционных технологий и нетрадиционных подходов к корпоративным информационным системам, позволяющих повысить производительность бизнеса без существенных денежных и временных затрат. Третья – в переходе компаний на клиентоориентированную модель, когда ИТ и автоматизация позволяют наладить коммуникации с клиентами (внешними, внутренними) и повысить уровень сервиса.

Банковская отрасль традиционно одной из первых реагирует на технологические тренды и включается в цифровые процессы. В ведущих европейских и американских банках уже к 2014 году ИТ-директора начали появляться в составе топ-менеджмента, фигурировать среди членов совета директоров или занимать аналогичную позицию, соответствующую своему высокому статусу. В России, Узбекистане, Казахстане эта тенденция оформилась несколькими годами позднее. А за финансовыми организациями потянулись и остальные.

«В Узбекистане в период с 2017 по 2020 годы почти все ИТ-директора стали зампредами, руководителями компании, либо основали собственный бизнес, – приводит пример член Совета UniversalBank (Узбекистан) Абдулазиз Саттаров. – То есть из исполнителей превратились в управленцев. Соответственно, если раньше мы вообще не задумывались об экономической эффективности бизнеса, то сегодня это наша основная задача: эффективное управление, ускорение выпуска продуктов на рынок, возврат инвестиций. Эксперты рынка говорят о том, что самая авторитетная и ответственная должность в менеджменте предприятия сейчас – это не генеральный директор, не председатель совета директоров, а именно CIO. Он за очень много вещей отвечает. Ему требуются высочайший уровень профессиональной грамотности и глубинное понимание сути бизнеса».

ИТ-директор: тогда и сейчас

Мир движется к тому, что традиционные компании сходят с дистанции, если не принимают новые, цифровые «правила игры» и не перенаправляют в этом направлении свои ресурсы. По сути, на рынке уже нет других компаний, кроме технологических.

Современный ИТ-директор в такой технологической компании – это уже не «мастер на все руки», а бизнес-консультант и топ-менеджер, который управляет бизнес-процессами, формирует бюджет (причем не только на ИТ) и является основным разработчиком продуктов. В фокусе его ответственности – не технологический блок, а новые и максимально критичные области, такие как информационная безопасность, управление рисками и данными. Поэтому помимо технического вуза за его спиной – программа MBA. Он знает конкурентные преимущества компании и с помощью имеющихся (или оперативно внедренных) ИТ-ресурсов помогает ей быстро среагировать на меняющиеся условия рынка. Он направляет усилия на то, чтобы оптимизировать затраты компании и увеличить прибыль.

CIO сегодня обладает «стратегическим» правом голоса. Если раньше в компаниях сначала разрабатывалась бизнес-стратегия, а на ее основе принималось решение о развитии ИТ, то сегодня ИТ-стратегия является основной. Общая стратегия находится под постоянным контролем подразделения ИТ и координируется им.

Более того, в результате цифровой трансформации и следования рыночным тенденциям организационная структура компании может существенно поменяться. «Мы в UniversalBank вслед за банком HSBC запустили наряду с традиционным цифровой банк как отдельную структуру. Это была компания, где все должности – юриста, казначея, проектного менеджера и других – занимали люди с компетенциями в ИТ. Сегодня этот цифровой филиал приносит нам 80% чистой прибыли», – замечает Абдулазиз Саттаров.

Современный CIO, в отличие от ИТ-директора из недалекого прошлого, отлично знает бизнес-процессы и сам их создает. Вместо стремления минимизировать риски, склонности к консервативным решениям и проверенным продуктам – мы видим готовность пробовать и рисковать, открытость новым разработкам и разным поставщикам ИТ-решений.

Когда что-то идет не так. Ошибки CIO

До сих пор у ИТ-директоров, которых мы описывали в этом материале, всё шло по плану: им удавалось выстроить коммуникации с бизнесом (https://globalcio.ru/discussion/27180/) и завоевать доверие пользователей. Однако так бывает далеко не всегда. Часто в компаниях с более консервативным управлением CIO не могут доказать руководству необходимость цифровизации процессов, внедрения того или иного продукта или увеличения штата ИТ-подразделения. В этой ситуации обвинять в косности людей, принимающих решения, и пытаться противостоять им – вероятно, не самый эффективный способ решения конфликта. Стоит оценить позицию главы компании и понять, на чем сделать акцент при очередном разговоре с ним.

«Я сам создал несколько компаний и хорошо понимаю, чего хотят от ИТ-директора учредители, совет директоров: они хотят, в первую очередь, продаж, прибыли в краткосрочной перспективе и доли рынка в долгосрочной. Сегодня невозможно управлять продажами без цифровых технологий. Надо заниматься тем, что быстрее дает эффект, оцифровать это и увеличить прибыль. Если ИТ-директор знает, что такое продажи и как на них влияют ИТ-технологии, – это его большой козырь. То есть надо заходить не со стороны расходов, а со стороны доходов. В госучреждениях немного по-другому, там, скорее, ИТ должны обеспечивать стабильность и некие показатели роста», – утверждает Абдулазиз Саттаров.  

Другой сценарий ИТ-директора при взаимоотношении с консервативным руководством – выжидательный. Рано или поздно бизнес встает перед выбором: внедрение новых технологий или потеря рынка. Какой бы неповоротливой ни казалась крупная компания, вопрос выживания заставит ее двигаться в нужном направлении.

Однако и сам ИТ-директор может допустить ряд ошибок, которые не позволят ему грамотно выстроить процессы цифровизации. В первую очередь, это неспособность оценить культуру организации и подобрать соответствующий этой культуре стиль лидерства, игнорирование обучения и саморазвития, недооценка людей. Чтобы добиться успеха, нужно знать, какие решения существуют на рынке и какие будут работать именно в вашей организации. Не стоит также забывать, что деятельность ИТ-директора – это работа в первую очередь с людьми, а не с технологиями. Нужно выстраивать отношения на всех уровнях организации – от топ-менеджеров до конечных пользователей внедряемых продуктов, – чтобы понимать их потребности.

CIO в будущем: бизнес-партнеры и проводники культуры

Как ни удивительно, предпосылками для быстрого развития нового поколения CIO станут нестабильность и неопределенность. Именно эти факторы заставляют организации пересматривать ИТ-стратегии и увеличивать инвестиции в инновации. Цифровые технологии снижают риски, вызванные нестабильностью: например, риски, связанные с киберугрозами.

Следующее поколение CIO будет ориентироваться на такие тренды, как Big Data и искусственный интеллект, облачные сервисы, мобильность и IoT, информационная безопасность. Обретут популярность новые функциональные роли CIO: цифровой директор (Chief Digital Officer), директор по данным (Chief Data Officer), директор по аналитике (Chief Intelligence Officer), директор по интеграции (Chief Integration Officer), директор по Интернету вещей (Chief IoT Officer). Разумеется, это не какие-то новые сущности – они были на слуху еще в начале 2010-х годов. Но можно сказать, что сегодня эти руководящие должности в конечном итоге получили мощную технологическую «обвязку».

Так, одной из целей директора по данным станет реализация подхода к управлению бизнесом на основе больших данных (Data Driven). В целом этот процесс уже начался, по крайней мере, в России: к осени 2022 года в большинстве крупных российских компаний большие данные уже использовались для оптимизации бизнес-процессов и принятия управленческих решений. (https://globalcio.ru/discussion/27562/)

Будущее ИТ-директора видится нам следующим образом. Как бизнес-партнер CIO будет помогать CEO, принимать активное участие в создании коммерческой ценности компании, способствовать увеличению итоговой прибыли и совершенствовать модели ведения бизнеса.

Как стартап-ментор CIO сможет создать атмосферу стартапа внутри компании: передавать знания, экспериментировать, воспитывать инновационные команды, искать перспективных сотрудников. К слову, согласно недавнему исследованию Global CIO, 64% ИТ-руководителей уже готовы выступить в качестве ментора и делиться опытом. (https://globalcio.ru/discussion/22471/)

Как агрегатор услуг, технологий и данных CIO будет должен действовать в качестве связующей силы для выработки общего плана действий.

Наконец, ИТ-директора будут формировать корпоративную культуру. Речь идет, прежде всего, об организационной составляющей. «Раньше практически всегда главный бухгалтер должен был совершать все свои транзакции только в периметре компании. После пандемии компании пересмотрели это правило – главный бухгалтер теперь должен уметь работать удаленно. Другой пример: раньше сленг ИТ-директоров считался чем-то грубым и непонятным. Сейчас эти слова, термины стали модными, вошли в обиход, все их используют. Поэтому, после пандемии особенно, ИТ-директора отвечают за корпоративную культуру компании, сами создают ее для коллег», – поясняет Абдулазиз Саттаров.

12536
Коментарии: 1

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.

  • Вадим Коноваленко
    Рейтинг: 93
    ФГБОУ ВО Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И.Мечникова
    Начальник Управления информатизации и связи (CIO/CDTO)
    26.01.2023 14:03

    В принципе, согласен в отношении CIO, работающих в банках, страховых компаниях или ином бизнесе.
    Но в статье как-то упущен немалый пласт CIO из госучреждений...
    Вот это в том числе про госконторы:
    "Другой сценарий ИТ-директора при взаимоотношении с консервативным руководством – выжидательный."
    Консервативное руководство -- это мягко сказано...
    "Рано или поздно бизнес встает перед выбором: внедрение новых технологий или потеря рынка." Бизнес-то может и встанет перед указанным выше выбором, но госконтора вряд ли.
    Куда дунет министерский ветер, туда дорога будет.
    Чудеса цифровизации тому яркая иллюстрация.
    Надо, не надо, готовы, не готовы - шагом марш в цифровое болото с широко закрытыми глазами!

Предметная область
Отрасль
Управление
Мы используем файлы cookie в аналитических целях и для того, чтобы обеспечить вам наилучшие впечатления от работы с нашим сайтом. Заходя на сайт, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie.