Российский рынок BI-2022: импортозамещение с национальным колоритом

Импортозамещение диктует путь развития множеству направлений в ИТ, сегмент инструментов бизнес-аналитики (BI) – не исключение. О том, что это главный тренд на современном российском рынке BI-систем, свидетельствуют данные исследования, подготовленного компанией Axenix (экс-Accenture).

Критерии

Компания Axenix (экс-Accenture) изучила массив запросов к российским вендорам по необходимому BI-функционалу в рамках исследования рынка BI-систем.

 В целом, российские разработчики и интеграторы решений в сегменте BI являются довольно развитым сегментом ИТ-рынка РФ. По нашим оценкам, совокупный объем их операций по состоянию на 2021 год колеблется в диапазоне 30-40 млрд рублей.

При этом глобальный рынок BI в тот же период, по данным MarketsandMarkets, достиг объема в $23,1 млрд, а основными потребителями BI-решений стали компании, представляющие финансовый сектор.

В ходе изучения структуры рынка аналитики выявили 2 основных сегмента компаний:

  • вендоры, разрабатывающие BI-платформы более трех лет. Они развивали решения параллельно с существующими зарубежными BI-системами, дополняя их возможности своим функционалом;
  • вендоров, вышедшие на рынок недавно. Они развивают решения, замещая привычный функционал ушедших вендоров и адаптируясь к запросам клиентов с учетом новых требований времени.

Говоря об оценке функциональности и общей способности российских BI-решений заменить западные аналоги, отметим, что она осуществлялась по 10 базовым параметрам.

  • Наличие коннекторов для подключения к разным СУБД
  • Набор встроенных элементов для визуализации
  • Возможность рассчитывать бизнес метрики на стороне BI платформы
  • Также оценивалась возможность добавления интерактивных элементов
  • Производительность BI-платформы при работе с большими объемами данных и наличие собственного in-memory движка для таких задач
  • Стоимость лицензии
  • Разграничение прав доступов и публикация отчетов на защищенном сервере
  • Порог входа для BI-разработчиков
  • Наличие развитого сообщества, занимающегося развитием продукта
  • Наличие службы поддержки, различные программы обучения и сертификации.

Все эти характеристики важны для определения способности российского BI-продукта оперативно встроиться в экосистему ИТ-решений бизнеса. Они являются определяющими для выбора BI-платформы крупным бизнесом. Лидерами рынка станут разработчики, которые полноценно реализуют данный функционал.

Глазами клиента

Рынок глазами клиента рассматривался через призму запросов к вендорам. Они звучали приблизительно одинаково: «необходимо заменить существующий функционал по BI в рамках традиционных для компании бизнес-задач».

Важно понимать, что единого ответа на такие запросы, как и универсального скоринга для всех возможных потребностей по BI, не существует. Уход западных вендоров эту ситуацию не изменил. Можно лишь сформулировать важные критерии выбора на основе текущих потребностей и инвентаризации существующих дашбордов. По сути, нужно проводить поиск оптимальной BI-платформы под запросы каждого отдельного клиента.

Одно из первых наблюдений – зачастую описание, которое дают российские вендоры в отношении своих BI-продуктов, не совпадает с их реальным функционалом и спектром выполнимых с их помощью задач.

Это одно из отличий от лидеров международного BI-рынка. Поэтому заявленный функционал нужно проверять на тестовых кейсах. При этом у российских BI-решений практически нет пробных версий. Все знакомство с продуктом проходит в режиме демо-презентаций.

Требования клиентов к BI платформам очень разные. На одном конце спектра – несложные дашборды с базовыми параметрами; на другом – продвинутая self-service аналитика. Также могут присутствовать вынесенный в часть BI-платформы ETL-процесс и очень серьезные требования к SLA.

Признаки качества

В традиционном формате использования BI хорошей практикой является разделение работы системы на два этапа:

  • обработка данных и формирование витрины данных;
  • создание дашбордов, наполнение его визуализациями, интерактивными элементами, многослойностью.

Почему это хорошая практика? Если вынести большую часть расчетов на сторону хранилища, то такой подход существенно облегчит поддержку отчетов. В случае попадания в дашборд некорректных данных или необходимости проверки методологии расчета задача сможет быть выполнена аналитиком или разработчиком корпоративного хранилища данных.

Если функционал ETL по обработке данных можно вынести на сторону существующей в компании инфраструктуры и ПО, то функционал вывода данных на дашборды и отчеты, построение визуальных форм — это прямая задача BI-инструмента.

Таким образом, функционал по созданию визуализаций и дашбордов выходит на первое место при оценке возможностей BI-системы.

Основное назначение BI-системы – возможность создания удобных и понятных отчетов, а также визуальная аналитика и исследование данных.

Поэтому умение создавать качественные, понятные и визуализации с широким функциональным спектром стоит на первом месте, однако возможности по обработке и подготовке данных являются важным дополнением для тех компаний, у которых нет зрелого хранилища данных.

Если же все трансформации и расчеты сделаны на стороне BI-платформы, то для выполнения проекта необходима экспертиза BI-разработчика с опытом работы на российском ПО. Дефицит в таких специалистах очень сильный, т.к. буквально полгода назад спроса на такие скиллы не было.

Зачастую, для создания качественного отчета в российской системе необходимы знания фронт-энд разработки: HTML/CSS, JS. Выходом здесь является переобучение. Специалистам с этими навыками будет легче войти в профессию чем специалистам из других областей.

Выводы

По итогам исследования можно выделить следующие базовые тренды.

На рынке BI в России явно видна тенденция импортозамещения, однако российские BI-платформы развивались иначе, чем западное ПО. В частности, с другим уровнем финансирования разработок. Поэтому не стоит ждать полноценной замены ушедшего продукта 100%-ным российским аналогом.

У российских BI-платформ пока не существует профильных сообществ. Если в процессе работы с платформой у разработчика возникли проблемы или вопросы по отдельным функциям BI-системы, то за консультацией необходимо будет обращаться напрямую к вендорам. Решить проблему самостоятельно путем «гугления форумов» не получится.

Учитывая повышенный интерес к российским BI-системам, можно предположить, что ответ поддержки вендора может занимать от половины рабочего дня до 3-4 полноценных рабочих дней.

Также российские BI-платформы очень сильно отличаются как друг от друга, так и от западных продуктов. Поэтому в них часто встречаются некоторые уникальные функции, которых нет более ни у кого на рынке.

Некоторые российские BI-платформы имеют функцию «write back» и «формы ввода», чтобы пользователь имел возможность вводить данные вручную через интерфейс BI-платформы. Такого функционала очень не хватало западным системам-лидерам рынка BI.

Касательно прогнозов динамики рынка на 2022 год, исходя из вышесказанного можно предположить его рост в относительно скромном диапазоне в 5%-10%, однако в целом рынок российского BI стремительно развивается и уже через год картина будет совсем другая.

В дальнейшем мы ожидаем стремительный рост российского рынка благодаря возросшему спросу со стороны крупных клиентов. Рост объемов BI-рынка по итогам 2023 года может составить до 40%. Высокая динамика связана с тем, что импортозамещение можно проводить не только за счет российского ПО, но и через развитие и адаптацию open-source решений.

Выбор решений будет проходить не спонтанно, а скорее обдуманно. Преимущество будет у производителей, которые окажут качественный сервис поддержки и обеспечат широкий функционал визуальной аналитики, без необходимости кастомной разработки.

Автор: Наталья Сумцова, старший менеджер Axenix

1201
Предметная область
Отрасль
Управление
Мы используем файлы cookie в аналитических целях и для того, чтобы обеспечить вам наилучшие впечатления от работы с нашим сайтом. Заходя на сайт, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie.