Цифровая трансформация на примере Нижегородского Водоканала

Александр Ермольчев, АО «Нижегородский водоканал», директор по информационным технологиям.

Нижегородский водоканал входит в 10-ку крупнейших ресурсоснабжающих предприятий России, имеет порядка 3300 сотрудников, кроме Нижнего Новгорода охвачены и прилегающие районы.

В рамках интервью мы поговорили о внедрении проекта информационных систем, создании проектного центра, новой концепции развития на будущее и др.

Основные вопросы интервью:

  • Расскажите о компании - чем занимается, какие проблемы решает?
  • У вас много проектов по цифровизации (компания неоднократно становилась лауреатом различных премий в области цифровой трансформации организаций). С чем это   связано?
  • Расскажите о наиболее эффективных и актуальных инновациях.
  • За три года Нижегородскому водоканалу удалось воплотить в жизнь свыше 35 проектов, достигнуты большие результаты. Какую подготовку руководство проводило на административном, организационном уровне и технологическом, чтобы поддерживать такой темп изменений и инноваций?
  • Расскажите про трудности, ошибки, как с ними справлялись и чему научились. Что бы делали по-другому?

  • Повлиял ли уход с рынка иностранных поставщиков на работу компании?
  • Какие планы на ближайшее время?

Из всех проектов, помимо технических, как запуски инфраструктурных проектов, внедрение телефонии и др., для нас важны производственные проекты – например, сейчас идет адаптация и планирование внедрения системы прогнозирования аварийных ситуаций с использованием искусственного интеллекта.

Один из интересных проектов, которые внедрила компания, - это система мониторинга работ на сетях: в режиме реального времени идет мониторинг сотрудников, которые работают 24/7, порядка 2000 человек. У каждого мастера есть планшет, и в любой момент есть возможность зайти и посмотреть, какие задачи были решены в течение рабочего дня, что сотрудник делает в настоящий момент.

Следующий шаг – это введение предиктивной аналитики, математического моделирования на основе всех данных, собранных начиная с 2020 г., чтобы в итоге выйти на этап с возможностью прогнозирования, например, аварий на определенном участке, понимая, что через полгода на этом участке надо заранее заменить трубу.

Сервис Водоканала был сделан по принципу устройства Госуслуг – есть Личный кабинет, через который жители Нижнего Новгорода могут подать заявку с применением ЭЦП, т.е. не приходя в офис воспользоваться большим количеством услуг.

В настоящее время компании стали более открытыми и есть возможность обмена опытом, поиска лучших практик в компаниях своей отрасли.

Это помогло в течение последних трех лет создать отдельный центр по цифровой трансформации для отрасли ЖКХ на уровне региона. Здесь собираются лучшие практики со всей России и зарубежья, чтобы помочь другим компаниям найти решения аналогичных проблем.

Ситуация последних месяцев повлияла на изменение стратегии компании – происходит переход на отечественный софт, поиск альтернативных решений, но все в рабочем режиме. ИТ-структуры активно начали заниматься информационной безопасностью еще в 2021 г., поэтому пришлось просто ускорить некоторые проекты, но критических моментов мы не увидели.

В связи с переходом на отечественные разработки в Водоканале занялись вопросом переподготовки и обучения сотрудников. В рамках созданной площадки по цифровой трансформации и при поддержке администрации города и Министерства информационных технологий приглашаются преподаватели различных вузов для создания образовательных треков с точки зрения подготовки кадров.


1178
Предметная область
Отрасль
Управление