Разработка и тиражирование автоматизированной системы управления финансовой и закупочной деятельностью
Уникальность проекта ООО «РТ-ИНФОРМ» по созданию автоматизированной системы управления финансовой и закупочной деятельностью заключается в его масштабах. 700 организаций из 15 холдинговых компаний, 60 субъектов РФ, 27 000 уникальных пользователей. В итоге удалось создать единую систему с едиными правилами, едиными механизмами и высокой производительностью.
Проект был реализован в период с января 2017 года по декабрь 2019 года.
Какие факторы повлияли на решение о запуске проекта?
На начало проекта организации Корпорации имели:
- Собственные регламенты и аналитики учета по автоматизируемым процессам;
- Собственные системы автоматизации процессов;
- Непрозрачное взаимодействие между подразделениями внутри организаций;
- Предоставление отчетности вышестоящим организациям в ручном режиме.
У Корпорации и головных организаций Холдингов отсутствовала возможность:
- оперативного получения и проверки управленческой и финансовой информации;
- автоматизированного оперативного управления.
Поэтому ключевыми целями проекта стала разработка и тиражирование АС ФЗД в объеме Корпорации, Холдингов и организаций Корпорации. А также - стандартизация и доработка существующей методологии процессов управления финансовой и закупочной деятельностью. Методология была направлена на решение следующих задач:
- унификация бизнес-процессов управления и повышение их прозрачности;
- рост качества мониторинга, анализа и контроля бизнес-процессов;
- обеспечение сквозной автоматизации бизнес-процессов на всех уровнях управления;
- обеспечение настраиваемых процессов согласования необходимых документов;
- управление операционным риском, уменьшение влияния факторов ошибок и человеческого фактора при выполнении операций;
- снижение издержек и повышение скорости принятия решений по ключевым вопросам деятельности Корпорации, Холдингов и организаций Корпорации;
- повышение скорости и качества отчетных и аналитических сведений в режиме реального времени.
Какие уникальные характеристики проекта можно отметить?
Основные характеристики проекта, которые определили его уникальность: 700 организаций из 15 холдинговых компаний в контуре проекта; 3 года от начала обследования пилотного контура до завершения тиражирования на все организации Корпорации; 60 субъектов РФ в географическом контуре во всех часовых поясах; 27 000 уникальных пользователей, более 300 участников рабочих групп на стороне заказчика; единая система с едиными правилами, едиными механизмами и высокой производительностью; общая команда исполнителя - более 250 специалистов из 20 компаний-соисполнителей, распределенных по 7 региональным центрам РФ.
Какое ПО было использовано?
Внедренные подсистемы:
- Управление НСИ
- Управленческий учет и бюджетирование
- Управление закупочной деятельностью
- Управление договорами и проектами
- Управление финансами и ликвидностью
- Интеграция
Платформа «1С: Предприятие 8». В проекте использовались:
- Сервера приложений 4 шт.: физический 4 x Xeon Gold 6136 3Ghz (12 core) 512 ГБ ОЗУ 4 x SSD 400Gb RAID10.
- Сервера СУБД 2 шт. MSSQL Always ON: Физический 4 x Xeon Gold 6140 2.3Ghz (18 core) 512 ГБ ОЗУ 4 x SSD 400Gb RAID10.
- Система хранения данных NETAPP (Metrocluster) 2x30TB FULL FLASH.
С какими сложностями в ходе реализации проекта пришлось столкнуться?
Сложность реализации была обусловлена масштабом проекта и комплексностью автоматизируемых процессов по четырем группам управления:
1. "Управление финансовыми потоками и ликвидностью":
- формирование, обработка и анализ объективных, полных и актуальных данных о предстоящих ДДС, а также информации о потребностях в ДС, направлениях использования ДС, источниках поступления ДС в заданный период времени;
- автоматизация процесса согласования заявлений на оплату и графиков поступлений;
- автоматизация процесса превентивного бюджетного контроля использования ДС в соответствии с утвержденными бюджетными лимитами (контроль остатков, резервирование);
- обеспечение хранения данных, а также истории изменения данных с целью повышения ответственности при расходовании ДС.
2. "Управленческий учет и бюджетирование"
- планирование мероприятий и ресурсов (материальных, финансовых, кадровых), направленных на достижение целей и решение задач, установленных Заказчиком;
- управление затратами организаций Корпорации;
- создание и согласование инвестиционной программы организаций Корпорации и Холдингов;
- управление финансовыми вложениями;
- контроль хода выполнения поставленных целей и задач;
- получение информации для принятия управленческих решений;
- консолидация по различным сценариям плановых и фактических данных на различных уровнях управления;
- выверка внутригрупповых оборотов между организациями Корпорации;
- контроль хода бюджетной кампании.
3. "Управление договорной деятельностью"
- обеспечение надлежащего уровня контроля ведения договорной работы в Корпорации, Холдингах и организациях Корпорации;
- оперативный учет обязательств Корпорации, Холдингов и организаций Корпорации и рисков, связанных с заключенными договорами;
- контроль выполнения мероприятий по снижению рисков Корпорации, Холдингов и организаций Корпорации;
- принятие решений о целесообразности заключения дополнительных соглашений к договорам с контрагентами;
- контроль дебиторской и кредиторской задолженности;
- контроль исполнения обязательств по договорам (в т.ч. в части авансирования ГОЗ);
- контроль соответствия заключаемых договоров утвержденному бюджету и плану закупок;
- учет текущих обязательств для формирования плана продаж (по группам продуктов в различных аналитических разрезах) и плана закупок по товарным группам;
- аккумулирование информации и сведений для точного и своевременного отражения в реестре договоров, размещенном в ЕИС;
- предотвращение нарушений сроков внесения указанной информации, а также по отслеживанию обстоятельств и фактов, являющихся основанием для применения мер ответственности в соответствии с условиями заключенных договоров.
4. "Управление закупочной деятельностью"
- выполнение функций по накоплению, хранению, передаче и обработке информации о закупочной деятельности Корпорации и ее организаций, в том числе в части закрытых закупок, осуществляемых в соответствии с нормами ЕПоЗ (единое положение о закупках Корпорации);
- информационное обеспечение пользователей о закупочной деятельности;
- получение эффективного инструмента управления закупочной деятельностью Корпорации, Холдингов и организаций Корпорации – заказчиков всех уровней и групп, предусмотренных нормами ЕПоЗ;
- информационная поддержка единообразия в процессах закупочной деятельности;
- обеспечение прозрачности, необходимой для управления закупочной деятельностью;
- обеспечение взаимосвязи процессов бюджетирования и закупочной деятельности;
- обеспечение взаимосвязи процессов казначейского учета обязательств и закупочной деятельности;
- обеспечение выполнения ролевых функций, закрепленных за пользователями АС ФЗД в соответствии с ЕПоЗ, правовыми актами Корпорации, принятыми в его развитие, а также в соответствии с организационными регламентами организаций Корпорации.
Какова архитектура решения?
Решение построено на базе модифицированной конфигурации "1С: Управление Холдингом" на защищенном программном комплексе "1С: Предприятие 8z" в варианте распределенной базы данных. Для организации распределенной базы данных организован специальный интеграционный механизм, позволяющий осуществлять обмен между репликами со средним временем отставания 30 секунд и механизмами гарантированной доставки данных. Скорость автоматизации составила 771,4 АРМ/мес. Трудозатраты проектной команды в расчете на 1 АРМ, составили 32,85 чел.-час. В рамках проекта автоматизировано более 27 000 рабочих мест. Ежедневно системой пользуются более 12 000 человек. Средний онлайн составляет около 7 500 пользователей единовременно. Объем данных, обрабатываемых в системе, составляет 780 Гб. Объем приложенных файлов - 5 ТБ. В системе проведено более 50 000 000 согласований, 1 640 000 платежей, исполняется более 800 000 договоров.
Что стало результатом проекта?
По итогам проекта Корпорация и организации Корпорации работают в единой системе, обеспечивающей следующие показатели:
- Управление договорной деятельностью – 100% договорных обязательств организаций оформляются и исполняются в системе (более 800 000 договоров);
- Управление закупочной деятельностью - 100% закупок проводятся через систему от планирования до заключения договора в соответствии с Единым положением о закупках (более 77 000 заявок на проведение закупок);
- Управление финансовыми потоками и ликвидностью – 100% всех расходных и доходных платежей планируются, согласовываются и проводятся в системе (более 1 640 000 платежей);
- Управленческий учет и бюджетирование – 100% бюджетных форм по организациям Корпорации формируются, согласовываются и контролируются в системе (более 50 000 бюджетных форм).