Маркировка лекарственных средств и ИТ-инфраструктура: рекомендации для ретейлеров.
В течение 2020 года вышли несколько законодательных актов, регулирующих сферу обязательной маркировки, в том числе, лекарственных препаратов. Об эффективных ИТ-решениях, которые стоит использовать ретейлерам, чтобы соответствовать нормам закона и при этом не платить слишком много за разработку, рассказал руководитель отдела развития автоматизации бизнеса компании «Первый Бит» Дмитрий Болтунов.
Что изменилось?
С этого года введена обязательная маркировка лекарственных препаратов, что дает возможность каждому потребителю использовать единую информационную систему и удостовериться в происхождении интересующего средства. Процесс маркировки – новый для России и других стран, он только стартовал и пока не откатан, многие интеграторы проводят еженедельные совещания по актуальным вопросам с оператором единой национальной системы цифровой маркировки - Центром развития перспективных технологий (ЦРПТ).
Сложностей добавляет нестабильная работа платформы «Честный знак», системы маркировки и прослеживания товаров в России. Так, недавно произошел сбой в дисковой системе, обслуживающей продуктивный контур. Из-за этого данные об уже загруженных в федеральную государственную информационную систему мониторинга движения лекарственных препаратов от производителя до конечного потребителя с использованием маркировки (МДЛП) лекарствах оказались утрачены, платформа не позволяла аптекам принимать лекарственные средства, правильно отражать процесс продажи маркируемых лекарственных средств.
Задачи для ИТ-департаментов
С связи с этими изменениями крупные ретейлеры стоят перед задачей автоматизации рабочих процессов. Самый оптимальный вариант, на наш взгляд, это внедрение программы «1С:Управление аптечной сетью». Это практически единственный программный продукт на 1С, в котором реализован типовой функционал маркировки МДЛП для оптовых организаций. Внедрение такого решения позволит обойтись без сверхзатрат, оно примерно в 10 раз выгоднее, чем реализация с нуля функционала маркировки в текущей системе организации.
Для осуществления отгрузок и приемки маркируемого товара от производителей идеально подойдет терминал сбора данных. Программное решение СКЛАД 15 с МДЛП поможет обеспечить удаленную работу линейного персонала склада, в рамках которой автоматизируются такие процессы, как приемка, сбор и отгрузка лекарственных средств с кодами маркировки и взаимодействие с «1С:Управление аптечной сетью» для сбора, отгрузки и агрегации всех данных через «Честный знак».
Из-за малого спроса и специфики, компанией «1С» было выпущено решение только для самостоятельной интеграции. Это требует от сотрудника углубленных знаний программ 1С и навыков в области программирования.
Что можно сделать самостоятельно?
Есть еще ряд вещей, которые можно закрывать по маркировке внутри компании самостоятельно, не нанимая внешних специалистов. Например, в ваших руках контроль за работоспособностью системы маркировки. Необходимо вовремя проводить обновление, следить за корректностью работы оборудования: сканеров, терминалов сбора данных и принтеров, важно поддерживать устойчивую связь с 1С. Крайне важно следить за стабильностью и скоростью интернета: одна из важных обязанностей ИТ службы - обеспечение устойчивости связи с МДЛП. По сути ИТ отдел призван обеспечивать стабильность работы сотрудников организации, а также оперативно реагировать на внештатные ситуации, поддерживая актуальное состояние инфраструктуры и автоматизированные контуры, один из который— маркировка. Разумеется, любой новый функционал нуждается в правильном внедрении и поддержании, поэтому важно вовремя организовать процесс обучения внутренних специалистов, чтобы они в дальнейшем уже могли самостоятельно работать в изменившихся условиях.
Рекомендуем всем руководителям организовать уже сейчас то, что в их силах. Первое и основное — пройти регистрацию на сайте «Честного знака». Для этого потребуется наличие УКЭП (усиленная квалифицированная электронная подпись). Однако, подойдет и та, с помощью которой сдают отчетность в налоговую на имя генерального директора, наличие действующей электронной подписи, настроенной программы Крипто ПРО.
После первого этапа регистрации, проверка которого займет примерно 3-5 дней, можно приступить ко второму: подача заявления на получение регистратора выбытия. Это потребуется только некоторым медицинским организациям, оказывающим услуги (стоматология, медицинские центры и т.д.), в чеке которых не присутствуют лекарственные препараты. Аптеки, производящие отпуск лекарственных препаратов по льготным рецептам, поликлиники, учебные заведения, имеющие медицинскую Лицензию получат Регистратор выбытия бесплатно. При необходимом уровне компетенции сотрудников компании, это может быть: системный администратор, программист, собственный ИТ-специалист — последующую настройку учетных программ и регистратор выбытия можно также настроить самостоятельно.
Коллеги, какие вопросы по маркировке для вас сейчас актуальны? Пишите в комментариях, а мы найдем экспертов для ответа на эти вопросы.