Телепортация уже не фантастика
Умение работать с вероятностями может колоссально изменить подход ко многим процессам нашей жизни
Быть техническим директором Intel — каково это?
Если вы заканчивали кафедру физики полупроводников и микроэлектроники российского вуза, то эта работа — одна из высших точек профессионального развития. Работать в полупроводниковой компании, заложившей фундамент всей индустрии интегральной электроники – это величайшая честь, и, оглядываясь назад, трудно пожелать себе другой судьбы. Полупроводниковая индустрия – это фундамент, на котором стоят все облачные технологии, интернет, персональные компьютеры – это все основано на технологиях интегральных схем, старт которым Intel дал 50 лет назад.
Работать непередаваемо интересно. Последний год прошел насыщенно и спрос на цифровые технологии превысил самые смелые прогнозы. Все три компонента нашего датацентричного мира – обработка, хранение и передача данных – успешно развиваются компанией, так что мы были, есть, и, надеюсь, останемся ключевым разработчиком технологий для проектов любого масштаба.
Мы с уверенностью смотрим в 2020 год, так как у нас за плечами хорошее продуктовое портфолио и огромный накопленный опыт.
Как вы знаете, Intel представлен в России уже более 20 лет, и у компании в нашей стране несколько крупных подразделений общим числом более 850 сотрудников. В частности, в самом большом по численности офисе, в Нижнем Новгороде, сосредоточена разработка программного обеспечения, библиотек. Московское же подразделение, в первую очередь, сфокусировано на работе с клиентами, на внедрении новых проектов и на развертывании значимых масштабных решений. Поэтому моя задача как технического директора московского офиса – это, в первую очередь, поддержка, внедрение и применение новых продуктов и проектов.
Какие особенные качества требуются для работы в вашей компании?
Для технического директора необходимо профильное образование, практический опыт и понимание работы такого сверхсложного специфического бизнеса, как полупроводниковая индустрия и ИТ в самом широком смысле. Экономика полупроводников уникальна. В ней действуют собственные принципы, и один из главных – это закон масштаба. Надо создавать продукт, который сможет решать тысячи разных задач и найдет применение в миллионах устройств. Вот уже более полувека цифровая индустрия развивается высочайшими темпами, и снижения этих темпов в ближайшем будущем не предвидится. Каждый год процессоры, память, сетевые компоненты совершенствуются и приходят на рынок за условно те же деньги. Иными словами, с каждым поколением продукт становится лучше и в итоге производительность/объемы хранения/сетевой траффик дешевеют. совершенствуются и приходят на рынок за условно те же деньги. Иными словами, с каждым поколением продукт становится лучше и в итоге производительность/объемы хранения/сетевой траффик дешевеют.
Для того, чтобы работать в этих условиях, необходимо хорошо представлять, как используются полупроводниковые продукты, как строится бизнес партнеров, так как, в первую очередь, вся индустрия строится на сотрудничестве. Учитывая время разработки сложного полупроводникового продукта, которое может составлять несколько лет, приходится внимательно и ответственно прогнозировать будущие технологические решения и приложения, чтобы предсказать (а иногда и подсказать) потребности разработчиков будущего. Как говорил первый исполнительный директор Intel Энди Гроув, тяжело создавать продукт для рынка, которого еще не существует.
В дополнение могу сказать: для того, чтобы увидеть будущее, необходимо помнить прошлое, поэтому опыт работы в индустрии от стартапа до крупных организаций будет крайне полезен.
Какие планы на развитие у компании на ближайшие 20 лет?
Двадцать лет – это уже область футурологии. Оглядываясь назад и оценивая нашу 50-летнюю историю, можно с уверенностью предположить, что и через 20 лет мы будем заниматься серьезным бизнесом, ведь тяга человечества к новым знаниям, их накоплению и обработке никуда не исчезнет. Поэтому в двадцатилетней перспективе мы чувствуем себя весьма уверенно.
О технологических вехах удобнее говорить с горизонтом в 5 лет. Здесь прослеживается эволюция доступных информационных ресурсов, которые вырастают во вполне конкретные и технологически реализуемые 10 петафлопс, 10 петабайт и задержку доступа менее 10 миллисекунд для каждого жителя на планете, которому это нужно. 10 петафлопс и 10 петабайт – это на самом деле не очень много. Для сравнения, просто посмотрите на коннектом (описание нейронных связей) мозга небольшого животного: 10 петабайт – это приблизительно столько, сколько нужно, чтобы оцифровать мышонка.
Сегодня медицина оценивается как одна из основных сфер для применения высоких технологий. Какие у вас успехи в этой области?
Intel очень активно сотрудничает с медицинскими организациями, преимущественно в США. Основы персонифицированной медицины были заложены в двадцатом веке, сейчас они становятся доступными для каждого благодаря росту технологических возможностей. Во-первых, индивидуальная персонализированная медицина требует больших вычислительных возможностей. Современные диагностические методы позволяют собирать колоссальный объем информации о каждом пациенте. Анализ этих массивов данных, выявление корреляций, диагностирование и прогнозирование – один из ключевых методов работы традиционной медицины. Так как объемы данных растут экспоненциально, то на этом рынке Intel оказывается одним из ключевых игроков, который позволяет преобразовывать количество накопленных данных в качественные результаты, доступные каждому врачу и пациенту.
Мы также ведем проекты по внедрению методов искусственного интеллекта, например, в томографических исследованиях.
Более того, мы поддерживаем большое количество проектов по исследованию и борьбе с раковыми заболеваниями и работаем с институтами по предоставлению технологий для инфраструктуры обработки данных в клинических испытаниях новых лекарственных препаратов.
В России из числа наших партнеров можно привести в пример стартап Habilect – эта компания разрабатывает системы реабилитации с помощью технологий для контроля и анализа позы, положения тела в пространстве.
Какая технология сегодня только-только делает первые шаги? Расскажите что-то из того, чтобы почувствовать себя гостем высокоразвитой цивилизации.
Если говорить о футуристичных технологиях, то сейчас, в отличие от фантастов 60-х и 70-х, я думаю, что новые, принципиально новые технологические прорывы будут лежать уже не в области физики, а в области обработки информации. Мне очень нравится концепция звездолета с двигателем на невероятностной тяге в книге «Автостопом по галактике». Именно умение работать с вероятностями может колоссально изменить подход ко многим процессам нашей жизни, и то, что считалось исключительно прерогативой волшебников, станет доступным пользователю сервиса будущего. Мне кажется, в индивидуализированных, построенных на глубоком анализе данных и вероятностей сервисах и заключено будущее. Например, вы подходите к своему столу на кухне, а вас там уже ждет вкусный клубничный мусс. Вы о нем еще не подумали, а он уже появился, но вы понимаете, что именно клубничного мусса и хотелось – система вас так хорошо знает и может предсказать ваши желания. На начальном этапе этого пути нам уже доступен умный дом.
Или возьмем такое явление как телепортация. Зачем ждать открытия новых квантовых принципов, когда уже сейчас можно практически мгновенно передавать огромные объемы информации? Оцифровать, передать и, возможно, в будущем собрать что-то то же самое за много-много километров.
Как раз вопрос: когда мы уже сможем телепортироваться?
Если смотреть на телепортацию не под углом ракетных двигателей, а с позиции информационных потоков, то мы буквально в шаге от этой технологии. Первый пример телепортации уже можно вполне успешно реализовать, разместив на отправной станции камеру для 3D-сканирования, а на приеме – 3D-принтер. Так с некоторыми возможными искажениями будет передан объект. О живых существах пока речи не идет, а вот передача достаточно простых, но, тем не менее, осязаемых предметов уже вполне осуществима.
Какие «ламповые» технологии симпатичны лично вам?
Из ламповых технологий лично мне очень симпатична прекрасная клавиатура с глубоким ходом клавиш и характерным щелчком, которой в свое время комплектовался ПК «Электроника-85». Сейчас тренд на отказ от традиционного клавиатурного взаимодействия с компьютерной техникой, активно набирают обороты голосовые ассистенты, управление жестами, управление context-aware, когда машина сама пытается предугадывать желания пользователя и вместо конкретных задач уже можно отвечать просто «да», «нет», «не знаю», «не хочу». Поэтому, возможно, в скором времени клавиатура станет как раз той ламповой технологией, которая останется симпатичной узкому кругу пользователей, как командная строка линукса, а массовый компьютинг станет более human friendly.
За развитием какой компании вам интересно наблюдать?
Intel. Несмотря на свою полувековую историю, это активно развивающаяся компания, за эволюцией которой всегда интересно наблюдать.
Какая технология уже сейчас готова к практике сама по себе, но в России не обеспечена инфраструктурой?
Это технология 5G. Те 10 миллисекунд, о которых мы говорили чуть ранее, должны быть беспроводными, потому что провода – это ограничение, которое на сегодняшний день уже неуместно. Беспроводные 5G-технологии должны прийти во все инфраструктуры и сделать доступным автономное вождение, доступ к колоссальным по своим возможностям облачным сервисам и создать цифровую инфраструктуру следующего поколения, которая сможет поддерживать самые смелые предсказания на ближайшие 5-10 лет.
Пилотные проекты в России проводились до определенной степени, но есть страны, которые сильно ушли вперед относительно всего мира – США, Корея, Япония, Китай.
В Токио к Олимпиаде будет развернута сеть 5G, пилоты были в Южной Корее, и Intel принимает в этом активное участие.
При этом Intel видит в 5G атрибут персонального компьютера. Как сейчас фактически в каждом ноутбуке есть wi-fi, так же в будущем станет повсеместно доступен и стандарт и 5G. По сути, вам не надо будет приходить домой или искать wi-fi-точку для того, чтобы быть все время подключенным к интернету.
На сколько лет вперед должны видеть СIО?
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть подходы к управлению. Одна крайность – это плановая экономика. В такой системе предполагается, что есть некий фактор, который может точно предсказывать будущее на произвольный период времени. Но существуют динамические, адаптивные подходы к экономике, бизнесу и производству, которые предполагают развитие по спринтам, и любое внешнее воздействие приводит к немедленной корректировке плана. Оптимальный баланс возможен в адекватном балансе этих подходов – важно выстраивать общее направление движения, и при этом система должна оставаться динамичной и адаптивной, несмотря на всю свою сложность и инерционность. Хорошему CIO необходим план, долговременная технологическая дорожная карта, которая складывается из понимания трендов и тенденций, ведь для инвестиций необходим горизонт планирования, специфический для каждой индустрии. Для полупроводников это как раз 5-6 лет.
В заключение могу сказать, что смотрю в будущее технологий в России с оптимизмом. Сегодня видно, что российские разработчики занимают свою пусть пока небольшую, но очень перспективную нишу в мировом IT – отечественные софтверные продукты, в том числе в сфере искусственного интеллекта и машинного зрения составляют достойную конкуренцию на мировом рынке. Надеюсь, эта тенденция сохранится и будет развиваться.