Импортозамещение ERP-системы с внедрением сервисов на базе ИИ
- Заказчик:
- АО "Гринатом"
- Руководитель проекта со стороны заказчика
- Поставщик
- АО "Гринатом"
- Год завершения проекта
- 2025
- Сроки выполнения проекта
- январь, 2025 — ноябрь, 2025
- Масштаб проекта
- 10000 автоматизированных рабочих мест
- Цели
-
Сокращение входящего трафика обращений, поступающих от пользователей в поддержку.
-
Снижение времени ожидания пользователем ответа на обращения.
-
Снижение нагрузки на первую линию поддержки.
-
Повышение доли обращений пользователей, которые закрываются в автоматическом режиме, до 20%.
-
Снижение доли ручного ввода, отказ от интерактивных проверок качества ввода данных, увеличение скорости ввода данных.
-
ИИ-ассистент «Атом.Зая» позволил при постоянном увеличении количества предприятий в периметре проекта и пользователей 1С ERP 2.0 «Цифровой Росатом» не увеличивать пропорционально команду поддержки.
В результате использования «Атом.Око» удалось добиться сокращения ошибок ввода данных, увеличения производительности, автоматизации процесса ввода данных:
-
Время ввода документов сокращено: на 50% - для документов ЭДО, на 20% — для скана
-
Достигнута высокая точность распознавания: для ЭДО - 100%, для скана - 70%
-
Использование встроенного чек-листа позволило достигнуть 0% дефектов в документах
-
Сотрудникам не требуется проверять указанные в чек-листе реквизиты
-
Наглядность и удобство интерфейса позволяют одновременно отображать первичный документ, что сокращает время на сравнение последних на 10%
-
Создание цепочки документов позволят сохранить целостность данных в системе
-
Уникальность проекта
Впервые в атомной отрасли в централизованную ИТ-систему были внедрены сервисы на базе искусственного интеллекта, призванные улучшить пользовательский опыт при взаимодействии с ERP-системой, уменьшить время решения обращения в техподдержку, снизить долю ручного ввода данных. В рамках внедрения и развития отраслевой системы управления предприятием 1C ERP 2.0: Цифровой Росатом (с функционалом ведения оперативного, регламентированного, управленческого, бухгалтерского и налогового учета) в систему были внедрены сервисы:
ИИ-помощник «Атом.Зая» – сервис, предназначенный для быстрого поиска информации в пользовательских инструкциях и памятках, формирования краткого ответа на заданный пользователем вопрос;
«Атом.Око» — сервис автоматического распознавания первичных документов и автоматического ввода данных в информационную систему.
- Использованное ПО
Сервис «Атом.Зая» реализован на основе архитектуры RAG (Retrieval-Augmented Generation) — современного подхода к построению интеллектуальных ассистентов, который сочетает механизмы поиска релевантной информации (retrieval) и генерацию ответов (generation) с использованием больших языковых моделей (LLM).
Сервис «Атом.Око» – OCR\IDP продукт, реализующий интеллектуальное распознавание и извлечение данных. Разработан пайплайн распознавания, который включает в себя ML-модели улучшения качества входящих изображений, их коррекции и поворота, детекции, распознавания и извлечения данных. Продукт поддерживает распознавание печатного и рукописного текста, работает с таблицами, печатями, ЭЦП, подписями и QR- и баркодами. Присутствует возможность тонкой настройки классификации типа документа и шаблонов, применяемых для извлечения данных. Доступно применение генеративных моделей для извлечения данных и использование сценариев бизнес-логики, для анализа и преобразования извлеченных данных.
- Сложность реализации
1. Интеграция с существующей ИТ-архитектурой. Была обеспечена бесшовная интеграция решений на базе ИИ с 1С ERP 2.0 «Цифровой Росатом»: обмен данными, минимальной нагрузкой на инфраструктуру и соблюдением регламентов.
2. Информационная безопасность. Проект потребовал адаптации решения к внутренним требованиям по безопасности: использование LLM модели, разворачиваемой в контуре компании, ограничение на обработку чувствительных данных, настройка ролевой модели доступа.
3. Управление знаниями ИИ. Были разработаны процессы систематизации документов, формирования QA-пар и контроля актуальности данных. Введён цикл итеративного обучения с обратной связью для борьбы с неточными ответами модели.
4. Оптимизация скорости. Наблюдалась повышенная задержка при формировании ответа из-за большого объёма индексации и вычислительных затрат генерации. Идет постоянная работа над снижением задержек генерации ответов за счёт оптимизации поиска и обработки данных.
- Описание проекта
Атом.Зая — ИИ-ассистент, предназначенный для автоматизированного поиска и предоставления пользователям релевантной информации из корпоративных документов, пользовательских инструкций и памяток.
Решение позволяет пользователям формулировать вопросы в свободной форме и получать точные, обоснованные ответы на основе документов. Система автоматически выполняет поиск релевантных фрагментов текста, включая документы различных форматов (docx, pdf, xlsx, pptx и др.)., анализирует их и формирует связанный ответ с указанием источников. Интегрирует возможности поиска с генеративными моделями ИИ, что позволяет не просто находить документы, а создавать точные, контекстуально релевантные ответы на запросы сотрудников компании. Пользователь может оценить качество ответа или направить обращение в техническую поддержку, что обеспечивает сбор обратной связи и постоянное повышение качества работы системы.
Архитектура решения включает модули загрузки и обработки документов, извлечения метаданных, индексации, поиска, генерации ответов и сбора пользовательской обратной связи. На текущем этапе основой базы знаний служат инструкции и памятки по работе с 1С: ERP 2.0 «Цифровой Росатом», при этом архитектура системы позволяет масштабировать ассистента под любые тематические направления и источники данных, например регламенты работы, методические правила и т.д.
Внедрение, создание и развитие сервисов на базе ИИ планируется в отрасли и в дальнейшем. В ближайшей перспективе планируется:
• Увеличение скорости ответов «Атом.Заи»;
• Увеличение процента правильных ответов за счет улучшения алгоритмов поиска, тонкой настройки генерации и обучения;
• Создание полноценного чат-бота, чтобы ИИ мог поддержать диалог и задать уточняющие вопросы, что также позволит увеличить процент правильных ответов;
• Подключение синтеза речи, чтобы была возможность задать вопрос голосом и также получить ответ голосом от ИИ-ассистента «Атом.Зая»;
• Реализация интеграции со всеми информационными системами с большим количеством обращений, так как все решения тиражируемы.
«Атом.Око» (распознавание первичных документов) — инструмент, который позволяет на основе скана документа создать цепочку связанных системных документов. В «Атом.Око» встроены контроли, которые помогают избежать критичных ошибок при создании системных документов.
Распознавание первичных документов – это подсистема, которая позволяет сократить время на выполнение рутинных операций. Функционал избавляет пользователей от необходимости вбивать вручную данные с бумажных документов (УПД, счет-фактуры, накладные и т.д.), не требует дополнительной проверки первичных документов (ПД) сотрудниками, позволяет автоматизировать рутинные процессы и ускорить ввод ПД, отработать все контрольные процедуры и избежать ошибок уже при создании системных документов. Позволяет создавать документы на основании сканов ПД и документов ЭДО.
- География проекта
Вся Россия (около 150 предприятий «Росатома» по всей России работают в 1С ERP 2.0 «Цифровой Росатом» и других системах).