Сервис для оптимизации исходящего смс-трафика

Заказчик:
ПАО ВТБ
Руководитель проекта со стороны заказчика
Год завершения проекта
2025
Сроки выполнения проекта
октябрь, 2023 — январь, 2025
Масштаб проекта
7000 автоматизированных рабочих мест
Цели

1. Сокращение расходов на исходящие сообщения за счет:

  • Увеличения доли шаблонированных смс-сообщений внутри банка (ИИ-поиск шаблонов и определение типа трафика сообщения)

  • Понимания длины сообщений в разных типах трафика (рекламного, сервисного, транзакционного, авторизационного)

  • Сокращения длины сообщений путем переформулирования с ИИ. Сообщения тарифицируются по сегментам (1 сегмент ~70 символов), длина сообщения напрямую влияет на стоимость отправки. 

  • Перевод в Push рекламных (нешаблонированных) сообщений

2. Оптимизация работы с мобильными операторами за счет добавления найденных внутренних шаблонов в справочники шаблонов мобильных операторов для снижения их тарифов отправки сообщений.

Цель проекта - автоматизация потока исходящих смс клиентам от банка с целью выявления паттернов текста, которые могут быть преобразованы в шаблоны.

В результате реализации проекта был разработан аналитический пайплайн обработки исходящих нотификаций банка, что позволило

  • Снизить долю нешаблонированного трафика за срок реализации проекта более чем на 20%

  • Перевести на Push более затратные коммуникации

  • Сократить длину отправляемых смс-сообщений

Экономия на отправке смс-сообщений в результате использования системы, созданной в ходе проекта – более чем 560 млн. руб. только за первые 3 месяца использования модели, в дальнейшем данный эффект стабильно увеличивался.

Вся исходящая коммуникация банка обрабатывается разработанным решением, что позволяет получать экономию всем бизнес-подразделениям ВТБ,  снизить операционные затраты на ручную и полуручную обработку сообщений, в следствие чего сфокусироваться на решении других задач.

Уникальность проекта

Нет аналогов проекта на рынке. Отсутствуют научные публикации и готовые решения по тематике проекта, в виду чего можно заключить, что реализованное решение уникально. Было создано и протестировано несколько вариантов решения задач проекта (в т.ч. частотный анализ словосочетаний, морфологический анализ). Оптимальный, выбранный как лучший, вариант решения сочетает внутренние разработки и использование открытых моделей ИИ с их доработкой/кастомизацией для устранения их недостатков. Первый пилот был реализован всего за 1.5 месяца.

Решение позволяет обрабатывать большой объем данных, требуемый постановкой задачи (~1 млрд. сообщений ежемесячно) за краткие сроки (~1 день). В отличие от подходов, основанных на ручной классификации сообщений, созданная система работает автоматически, что позволяет проводить оптимизацию на гораздо большем объеме трафика. Предложенное решение имеет научную значимость.

Использованное ПО

Проект был реализован на языке Python 3 с использованием фреймворка Pyspark для обработки больших данных, расчеты осуществлялись на кластере Hadoop с использованием интерфейса JupyterHub. Шаблонизация осуществлялась с использованием языковых моделей Natasha. Для генерации сокращенных текстов использовались LLM.

Сложность реализации

В силу отсутствия готовых решений и научных работ, требовалось провести масштабное исследование различных методов и алгоритмов для решения задачи в сжатые сроки, осуществить сбор датасета и провести интеграцию с LLM-моделями.

Требовалось обеспечить обработку ресурсоемкими моделями машинного обучения ежемесячного потока данных в ~1 млрд. сообщений в месяц за короткое время (~1 сутки). Необходимо было разработать принципиально новое архитектурное решение при ограничениях инфрастуктуры компании.

Требовалась устойчивость к разнообразию формулировок сообщений и форматов шаблонов операторов, а также к ошибкам в работе моделей машинного обучения с исходным открытым кодом.

Итеративный процесс разработки ввиду отсутствия требований к формату/выделению шаблона – поиск баланса между слишком общими и слишком частными шаблонами, что требовало новых модельных решений и постобработки результатов (дедупликация шаблонов).

Описание проекта

Проект представляет собой пример практического применения ИИ в банке для снижения операционных затрат и оптимизации исходящего потока сообщений клиентам банка. Решение позволяет автоматизировать ручные процессы бизнеса по шаблонизации, сокращению длины и оптимизации стоимости рассылки сообщений.

В основе решения лежит применение NLP и технологий работы с Big Data. Было протестировано более 7 разных вариантов решения, итоговое наилучшее решение объединяет несколько алгоритмов и рассчитывается ежемесячно для всех исходящих нотификаций в банке.

Основные составляющие решения:

  1. Модуль шаблонизации сообщений. В данном модуле для всех исходящих сообщений в банке рассчитывается их внутренний шаблон. Для этого используется гибридный подход, сочетающий ИИ-модели для частеречевой аналитики, а также кастомизированные решения для улучшения качества и быстродействия их работы. Кастомзированные решения позволяют учитывать специфику доменной банковской области, исправлять множественные ошибки открытых ИИ-моделей. При выделении шаблонов важен компромисс между слишком общими и слишком частными шаблонами. Использование кастомизированных решений позволило дедуплицировать результаты открытых моделей и сократить количество выделяемых шаблонов более чем в 4 раза. 

  2. Модуль оптимизации тарифов рассылки сообщений. В данном модуле осуществляется сопоставление внутренних шаблонов с шаблонами операторов связи, определение типа трафика рассылаемых сообщений и анализ длины сообщений. Для более дорогих нотификаций осуществляется оптимизация стоимости рассылки с помощью перевода на Push, добавления сообщений в справочники операторов и других методов.

  3. Модуль сокращения длины текстов сообщений. В данном модуле формируются предложения по переформулированию текстов сообщений для их сокращения с помощью LLM модели. В ходе данного этапа происходит автоматическое сокращение сообщений с длиной более 1 сегмента оператора для оптимизации затрат на отправку длинных сообщений.

Для реализации проекта была использована распределённая вычислительная среда PySpark, обеспечивающая высокую скорость обработки сообщений, подбор оптимальных параметров позволил достичь стабильности и высокой производительности даже при большом объёме данных. Сейчас данное решение используется для обработки всех исходящих нотификаций в банке, ~1 млрд. нотификаций ежемесячно и обработка производится всего 1 день.

География проекта

Все регионы РФ

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.

Год
Предметная область
Отрасль
Управление
Мы используем файлы cookie в аналитических целях и для того, чтобы обеспечить вам наилучшие впечатления от работы с нашим сайтом. Заходя на сайт, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie.