Единая автоматизированная информационная система обеспечения социальной защиты и социального обслуживания населения Московской области

Заказчик:
Министерство социального развития Московской области
Руководитель проекта со стороны заказчика
Поставщик
ООО «Систематика Консалтинг»
Год завершения проекта
2018
Сроки выполнения проекта
Ноябрь, 2016 — Октябрь, 2018
Масштаб проекта
50000 человеко-часов
2400 автоматизированных рабочих мест
Цели
  • Создание единой информационной системы, обеспечивающей автоматизацию деятельности органов социальной защиты населения Московской области;
  • Повышение эффективности управления деятельностью территориальных структурных подразделений Министерства социального развития Московской области;
  • Повышение качества оказания государственных услуг гражданам льготных категорий, проживающих на территории Московской области.

Уникальность проекта

  • Система поддерживает одновременную работу 2 000 пользователей с различными функциональными обязанностями;
  • На учёте в системе находится 5 000 000 граждан Московской области;
  • Ежемесячный расчет сумм ведется по 2 000 000 уникальных назначений с формированием 5 000 000 выплатных сумм в месяц.

В рамках проекта была осуществлена интеграция с уникальными региональными информационными системами, характерными исключительно для Московской области.

Еще одной особенностью проекта является подсистема безопасности, позволившая произвести гибкие настройки разграничений прав различных групп пользователей, в том числе и внешних государственных ведомств.

Использованное ПО

Информационная система базируется на прикладной платформе отраслевого назначения, которая в свою очередь является функциональной надстройкой платформы быстрой разработки распределенных трехуровневых приложений.

Трехуровневая архитектура платформы состоит из:

  • Уровня хранения данных;
  • Уровня приложения (бизнес-логики);
  • Уровня представления.

Уровни архитектуры реализованы с использованием следующих функциональных элементов:
  • Уровень хранения данных: СУБД и файловая система;
  • Уровень приложения: сервер приложений (ядро);
  • Уровень представления: клиент (тонкий клиент на основе веб-браузера) — консоль управления.
Описание проекта

В ходе проекта были выполнены работы по анализу бизнес-процессов Заказчика, структур баз данных исходных программных комплексов, справочников и классификаторов, форматов информационных обменов и системы отчетности.

По результатам анализа были разработаны:

  • Функциональные блоки по учету личных дел граждан;
  • Регистрации обращений за государственными услугами;
  • Настройки подсистемы принятия решений по заявлениям;
  • Функции расчета размеров всех положенных по законодательству мер социальной поддержки;
  • Функции ежемесячного централизованного биллинга выплатных сумм, которые позволили провести оптимизацию организационно-штатной структуры Заказчика и повысить эффективность планирования и управления бюджетными средствами.

Были проведены работы:

  • По конвертации исторических данных из нескольких разноструктурных программных комплексов, архитектурно размещенных в 69 независимых базах данных;
  • По серьезной переподготовке сотрудников Заказчика по работе с новыми интерфейсными и функциональными решениями.

В результате проекта:

  • Создана центральная база данных, содержащая сведения о всех гражданах получателях мер социальной поддержки и социальных услуг;
  • Централизованы все функции системы;
  • Настроены права доступа к функциям системы для всех групп пользователей и разграничены объемы данных в соответствии с ответственностью структурных подразделений Заказчика.

Результаты работ предоставили уникальную возможность для анализа данных и повышения эффективности принятия управленческих решений. Кроме того, была создана основа для организации оптимального взаимодействия с внешними информационными системами. Были сокращены издержки на эксплуатацию комплекса технических и программных средств всей системы органов социальной защиты региона.

География проекта
В рамках проекта вовлекались 69 районных территориальных структурных подразделений на этапе тестирования и внедрения реализованных функций. Это практически все структурные подразделения Министерства социального развития Московской области. Принятие решений о разработке того или иного блока функций осуществлялось ответственными за направления деятельности руководителями самого Министерства социального развития в территориальном структурном подразделении. Кроме того, на этапе интеграции системы с внешними информационными системами, в том числе с многофункциональными центрами, активное участие принимали ответственные за реализацию задач со стороны Министерства государственного управления Московской области.
Коментарии: 14

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.

  • 20.12.2018 15:23

    А уникальность созданной системы не помешает при работе с федеральной ЕГИССО?

    • 24.12.2018 12:14

      Добрый день, Андрей Владимирович!
      Большое спасибо за вопрос и интерес к нашему проекту.
      Уникальность ЕАИС социальной защиты и социального обслуживания Московской области совсем не помешает работе с федеральной ЕГИССО. В нашей системе реализованы похожие принципы архитектурного построения справочников и классификаторов, а также правил их сопоставления.
      В частности, при настройке подсистемы поддержки принятия решения используются классификаторы Мер социальной поддержки (МСП) и Льготных категорий (ЛК), которые в свою очередь аналогичны Классификаторам Мер социальной защиты (КМСЗ), которые используются в ЕГИССО. Поэтому для взаимодействия с ЕГИССО мы заполняем справочники соответствия и выгружаем необходимые для федеральной системы данные в нужном формате.

  • Андрей Миронов
    Рейтинг: 11
    "Объединенная двигателестроительная корпорация", ОАО
    Бизнес-аналитик
    21.12.2018 09:53

    1. Цели проекта

    - Создание единой информационной системы, обеспечивающей автоматизацию деятельности органов социальной защиты населения Московской области;
    - Повышение эффективности управления деятельностью территориальных структурных подразделений Министерства социального развития Московской области;
    - Повышение качества оказания государственных услуг гражданам льготных категорий, проживающих на территории Московской области.

    п. 2 На сколько повысили эффективность, как измеряли?
    п. 3 так же как и во втором пункте на сколько повысили, как измеряли.

    2. Какую СУБД использовали?
    3. Платформы быстрой разработки это какой продукт?
    4. Если аналогичную систему заходят создать в другом регионе, можно ли существующие наработки использовать как шаблон именно с методологической точки зрения?

    • Андрей
      23.12.2018 11:46

      Добрый день, Андрей Владимирович!
      Большое спасибо за вопрос и интерес к нашему проекту.
      Уникальность ЕАИС социальной защиты и социального обслуживания Московской области совсем не помешает работе с федеральной ЕГИССО. В нашей системе реализованы похожие принципы архитектурного построения справочников и классификаторов, а также правил их сопоставления.
      В частности, при настройке подсистемы поддержки принятия решения используются классификаторы Мер социальной поддержки (МСП) и Льготных категорий (ЛК), которые в свою очередь аналогичны Классификаторам Мер социальной защиты (КМСЗ), которые используются в ЕГИССО. Поэтому для взаимодействия с ЕГИССО мы заполняем справочники соответствия и выгружаем необходимые для федеральной системы данные в нужном формате.

    • Андрей
      23.12.2018 11:47

      Добрый день, Андрей Дмитриевич. Спасибо за вопросы.
      Повышение эффективности управления деятельностью территориальных структурных подразделений по нашим оценкам составила более чем 50%. Основная задача, которая ставилась в рамках проекта, это сокращение затрат на персонал и эксплуатацию предыдущих комплексов при одновременно растущем объеме задач.

      За счет исключения дублирующих функций в новой ЕАИС, а также универсализации процессов принятия решений, удалось выполнить планы руководства по сокращению персонала без снижения качества выполняемых задач. Кроме того, централизация системы позволила провести организационные изменения по передаче ряда полномочий с районных структурных подразделений в созданный нами Единый выплатной центр. Измерения эффективности производили, в основном путем расчета и сравнения наших затрат.

      Качество оказания услуг оценивалось нами по степени удовлетворенности граждан, получателей мер социальной поддержки. Основной вклад в этот показатель был достигнут за счет интеграции ЕАИС с другими информационными системами Московской области (Региональный портал государственных услуг Московской области, АИС МФЦ и др.). Общий вектор нашего движения по этому направлению заключается в минимизации количества очных обращений граждан по вопросам предоставления государственных услуг.

      На текущий момент используется MS SQL Server 2008R2 Enterprise. В проработке возможность перехода на СУБД PostgreSQL
      Основным платформенным компонентом является ПО SiTex и прикладной продукт на его основе SiTex-ЭСРН.

      Насколько нам известно, подобные информационные системы на базе озвученного продукта эксплуатируются в органах социальной защиты и ряда других регионов России. Возможно, наш проект является самым масштабным по сравнению с другими в силу своих региональных особенностей. Безусловно мы готовы делиться нашим опытом и методологиями внедрения с другими заинтересованными регионами.

    • Андрей
      24.12.2018 12:13

      Добрый день, Андрей Дмитриевич. Спасибо за вопросы.
      Повышение эффективности управления деятельностью территориальных структурных подразделений по нашим оценкам составила более чем 50%. Основная задача, которая ставилась в рамках проекта, это сокращение затрат на персонал и эксплуатацию предыдущих комплексов при одновременно растущем объеме задач.

      За счет исключения дублирующих функций в новой ЕАИС, а также универсализации процессов принятия решений, удалось выполнить планы руководства по сокращению персонала без снижения качества выполняемых задач. Кроме того, централизация системы позволила провести организационные изменения по передаче ряда полномочий с районных структурных подразделений в созданный нами Единый выплатной центр. Измерения эффективности производили, в основном путем расчета и сравнения наших затрат.

      Качество оказания услуг оценивалось нами по степени удовлетворенности граждан, получателей мер социальной поддержки. Основной вклад в этот показатель был достигнут за счет интеграции ЕАИС с другими информационными системами Московской области (Региональный портал государственных услуг Московской области, АИС МФЦ и др.). Общий вектор нашего движения по этому направлению заключается в минимизации количества очных обращений граждан по вопросам предоставления государственных услуг.

      На текущий момент используется MS SQL Server 2008R2 Enterprise. В проработке возможность перехода на СУБД PostgreSQL.

      Основным платформенным компонентом является ПО SiTex и прикладной продукт на его основе SiTex-ЭСРН.

      Насколько нам известно, подобные информационные системы на базе озвученного продукта эксплуатируются в органах социальной защиты и ряда других регионов России. Возможно, наш проект является самым масштабным по сравнению с другими в силу своих региональных особенностей. Безусловно мы готовы делиться нашим опытом и методологиями внедрения с другими заинтересованными регионами.

  • 26.12.2018 16:52

    Спасибо за подробные ответы, Андрей Александрович!
    Был проделан большой спектр работ, который был однозначно полезен не только с точки зрения сокращения затрат на персонал, но и для создания "единой версии правды", в т.ч. проверки качества и нормализации данных. Как решается вопрос обмена информацией с внешними системами? Настроена ли единая система НСИ или интеграция идёт через промежуточные справочники-словари?

  • Александр Балабанов
    Рейтинг: 858
    MT global
    Директор по развитию бизнеса
    04.01.2019 22:52

    Андрей приветствую! Несколько вопросов по вашему проекту: 1. Каким образов в настоящее время выстроены процессы управления НСИ - кто является владельцем процесса, участники данного процесса, централизована ли функция или децентрализована, имеется ли workflow-система по ведению НСИ? 2. Если не секрет - то каков объем Хранилища на сегодняшний день? 3. Не совсем понял - после сбора данных из 69 БД подразделений - настроена online-интеграция с ними или все перешли на работу в Единой системе? 4. Как были распределены задачи между Заказчиком и Исполнителем? Кто выступил Архитектором ИС?

    • Александр
      09.01.2019 11:31

      Добрый день, Александр! Спасибо за вопросы.
      Управление НСИ у нас ведется централизованно. А владельцами процесса являются МСР (Министерство социального развития) и ЕВЦ (Единый выплатной центр) на которые возложена обязанность за актуализацию НСИ. При ведении НСИ workflow-систему не используем.
      Объем хранилища на сегодняшний день составляет примерно 3 Тб. Плюс еще существует файловое хранилище для хранения скан-копий документов, примерно 15 Тб на текущий момент.
      После сбора данных, мы полностью избавились от 69 БД подразделений, и все перешли на работу в Единой системе.
      Министерство социального развития выполняло в данном проекте организаторскую и управленческую роли. Вдобавок сотрудники территориальных структурных подразделений консультировали исполнителя и участвовали в тестировании и приемке работ. Основным архитектором информационной системы выступил Исполнитель.

  • Анна Коробова
    Рейтинг: 10
    Префектура Зеленоградского АО г.Москвы
    Заместитель Начальника управления экономики и перспективного развития
    05.01.2019 09:39

    Сократилось ли время предоставления услуг и/или количество этапов процесса в результате внедрения системы? Также сейчас ставится задача создания интегрированных пакетов услуг по жизненной ситуации. В описании указано, что система рассматривается как "основа для организации оптимального взаимодействия с внешними информационными системами". Как это уже реализовано или планируется к реализации для оказания пакетного оказания услуг?

    • Анна
      09.01.2019 11:32

      Добрый день, Анна Николаевна.
      Технически время предоставления услуг сократилось, в том числе и количество этапов процесса. Но, время оказания услуг гражданам, установлено административными регламентами по каждой услуге, поэтому формально мы исполняем требования именно этих документов. Естественно все требования этих документов система позволяет выполнить с запасом.
      Что касается создания интегрированных пакетов услуг по жизненным ситуациям, то, как правило, эта задача реализуется на уровне внешних систем РПГУ (региональных порталов государственных услуг) и АИС МФЦ. Наша информационная система интегрирована с ними и, в рамках взаимодействия, принимаем уже информацию отдельно по каждой услуге из набора.

  • 29.12.2018 18:14

    Александр Викторович, спасибо за вопросы.

    При взаимодействии с внешними системами мы как правило стараемся использовать сервисную модель информационного обмена. В случае предоставления сведений внешним системам, публикуем наши сервисы предоставления информации из ЕАИС. Например, при взаимодействии с региональным порталом госуслуг Московской области, с АИС МФЦ Московской области.

    Если информация необходима нам, то реализуем клиенты к сервисам сторонних информационных систем. Например, активно используем сервисы ПФР (сведения о соцвыплатах, пенсиях, сведения о СНИЛС и др.), сервисы ЗАГС (сведения об умерших), сервисы ФНС (выписки ЕГРЮЛ и ЕГРИП, 3-НДФЛ).
    Естественно, в случае отсутствия такой возможности и/или необходимости активно применяем и файловый обмен в различных форматах.

    В нашей ЕАИС используется очень большое количество предметных справочников и классификаторов. Они и составляют основу нашей внутренней НСИ. При их формировании мы, естественно, стараемся максимально использовать значения федеральных справочников. К примеру, тот же ФИАС. Но, к сожалению, очень малое количество федеральной НСИ может покрыть наши потребности, поэтому мы активно проводим самостоятельный анализ используемой нами информации с целью пополнения и актуализации нашей внутренней НСИ.

    И да, вы правы, часто при интеграции с другими внешними системами нам приходиться использовать справочники соответствия наших значений внешним.

  • Максим Скидан
    Рейтинг: 10
    Fx
    Head of T infrastructure (Начальник IT инфраструктуры)
    10.09.2015 08:47

    Что можно за неделю там увидеть? ))

Год
Предметная область
Отрасль
Управление
Мы используем файлы cookie в аналитических целях и для того, чтобы обеспечить вам наилучшие впечатления от работы с нашим сайтом. Заходя на сайт, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie.