АнтиФриз (Миграция на новый ИТ-контур и поддержка бизнес-трансформации)
- Заказчик:
- Yota
- Руководитель проекта со стороны заказчика
- Поставщик
- Nexign
- Год завершения проекта
- 2023
- Сроки выполнения проекта
- декабрь, 2021 — декабрь, 2023
- Масштаб проекта
- 740000 человеко-часов
- Цели
Перевод клиентской базы (>6 млн) и всех процессов оператора Yota на новый ИТ-контур (включая смену биллинга) с целью снижения затрат, повышения эффективности бизнес-процессов и поддержания новой бизнес-стратегии Yota с большой амбицией по росту при условии минимального влияния на бизнес-показатели, сохранения бизнес-идентичности Yota, ключевых аспектов клиентского опыта и распределенного управления абонентскими базами операторов.
- Результаты
-
Проект завершен в срок в запланированном объёме и целевым качеством;
-
Проект выполнен на 20% дешевле изначального бюджета;
-
Ежегодные затраты (TCO) на ИТ-поддержку Yota сокращены на 50%;
-
На фоне трансформации годовые бизнес-цели компании выполнены >target с учетом целей новой бизнес-стратегии;
-
Бизнес получил преимущества нового ИТ-контура – конфигурирование большинства продуктов\процессов без разработки, ускорение ТТМ вывода продуктов.
-
Уникальность проекта
-
Перенос уникального клиентского опыта Yota в полностью новый ИТ-ландшафт с сохранением клиентских фронтов AS-IS (мобильное приложение, сайт);
-
Изменено 159 ИТ-систем по всем ИТ-доменам телеком-оператора, реализовано >400 бизнес-процессов и >500 клиентских продуктов;
-
Одновременная реализация ИТ-трансформации и внедрения новой бизнес-стратегии с изменением множества клиентских продуктов и бизнес-процессов;
-
Поддержка и развитие старого ИТ-ландшафта параллельно с созданием нового на фоне непрерывности бизнес-развития;
-
Постепенная (9 месяцев) миграция клиентской базы с бесшовным и незаметным для клиентов переходом в новый ИТ-контур;
-
Поддержание сквозной управленческой\аналитической отчетности между старым и новым ИТ-контурами;
-
Рекордные темпы миграции – в пике до 1,5 млн клиентов за ночное окно;
-
Проект делался на позитиве, с множеством неформальных активностей, ярким использованием айдентики проекта и вовлечением команды проекта
- Проект решает задачи импортозамещения
- Да
- Использованное ПО
Множественное использование open source. Развертывание >400 новых серверов и 40 Баз данных. Перенастроены интеграции с >10 внешними компаниями\партнерами.
- Сложность реализации
-
Изменения новой бизнес-стратегии сформировались через 8 месяцев после старта ИТ-трансформации, что потребовало комплексного пересмотра архитектуры, требований, структуры ответственных, модели управления проектом и плана проекта без сдвига конечного срока
-
Одновременное развитие и поддержка старого решения, и создание\постепенный перевод на новое решение клиентской базы
-
Специфика клиентского пути\продуктов Yota (например, тариф-конструктор) и большой объём накопленной недокументированной специфики потребовали кардинальных доработок базовой платформы в течение 1,5 лет и серьезного контроля постоянного изменяющегося скоупа.
-
Продолжительность, комплексность и общий объём изменений в проекте в особой степени требовали системного управления изменениями и сохранения команды как на время реализации, так и после него.
-
Изменения затрагивали все (20+) функций компании, что осложняло их вовлечение, синхронизацию между собой и общее планирование\управление работами
-
- Описание проекта
В Телекоме самыми сложными проектами считаются биллинговые трансформации – миграция из одного биллинга в другой. Мы не только меняли биллинг – мы поменяли 70% ИТ контура, при этом учитывая все изменения новой бизнес-стратегии. В компьютерных играх это назвали бы hard mode.
При такой сложности, длительности и объёме изменений ключевые риски – потеря команды, демотивация, рассинхрон. Мы осознанно делали проект с «огоньком», максимально несерьезно и искренне. Это создало буфер на стресс, облегчило восприятие изменений и объединяло команду.
Не малую роль сыграло название - АнтиФриз. Для нас оно не только несло четкий посыл - «бежать без остановки»\«не останаливать бизнес», но и создавало особую атмосферу. Нашим символом стала канистра Антифриза (на одном из мероприятий мы в химзащите разливали из канистр синие напитки, а на одном из роликов мы заморозили модемы в большие глыбы льда и потом размораживали их горчим «АнтиФризом»). Мы разработали айдентику и логотип, наше название выделялось среди операционной деятельности компании и других проектов.
Почему об этом так много? В таком проекте критически важно настроение команды и общая идея, к которой все идут, для нас это был приоритет.
В рамках проекта мы должны были фактически «собрать Yota с нуля», воспроизвести всю специфику, которая копилась 15 лет, отсечь лишние атавизмы и сделать все это так, чтобы клиенты насколько возможно не заметили наших действий.
Требовалась очень слаженная работа ИТ и бизнес-подразделений, при том по всем видам процессов оператора связи – продажи, обслуживание, самообслуживание, тарификация, платежи, работа с базой, антифрод, бизнес-анализ, клиентский опыт и тд.
Вторым приоритетом стали четкие модель управления и проектные установки. Изменения затрагивали все функции, поэтому модель управления формировалась с учетом конечной ответственности представителей функций за их процессы и общий результат команды проекта.
Важными установками стали: приоритет на сохранение клиентского опыта, недвижимость конечного срока проекта, жесткие рамки на ресурсное обеспечение проекта, топ-приоритет по проекту на уровне CEO\CEO-1, фокус на маленькие победы, поэтапный запуск с MVP. Это требовало большой работы с коммуникациями и постоянной адаптации – установки не менялись, но их кол-во росло с учетом выявления вызовов. Вишенкой на торте стала установка «2 года это 1,5», амбиция закончить проект на 6 месяцев раньше. Кажется, именно благодаря этому мы уложились в изначальные 2 года.
>1,5 лет подготовки – требования, архитектура, разработка, конфигурирование, тестирование, отладка первых миграций, ошибок и переделок привели к последнему рывку в 5 месяцев, за которые нужно было перевести бОльшую часть базы и адаптировать работу бизнес подразделений в новом решении. И ключевые роль в успехе сыграло вовлечение людей и команд, их инициативность, понимание установки «ни шагу назад». Результат делают люди, и мы гордимся тем, какой командой, с каким настроением и какой результат мы смогли достичь.
- География проекта
Все регионы РФ