Единый Фронт-Офис
- Заказчик:
- АО Банк Дом.РФ
- Руководитель проекта со стороны заказчика
- Поставщик
- АО Банк Дом.РФ
- Год завершения проекта
- 2024
- Сроки выполнения проекта
- декабрь, 2021 — октябрь, 2024
- Масштаб проекта
- 2200 автоматизированных рабочих мест
- Цели
В 2021 году АО "Банк Дом.РФ" инициировал проект внедрения системы Единого Фронт-Офиса, включающей в себя:
-
Автоматизированные рабочие места сотрудников всех отделений Банка для обслуживания клиентов-ФЛ
-
Функционал фабрики продуктов ФЛ для всех смежных систем и цифровых каналов Банка
-
Процессы полностью роботизированной обработки заявок на продукты ФЛ от внешних партнёров и маркетплейсов
Ключевыми задачами являлись:
-
Повышение скорости автоматизации процессов для развития Розничного бизнеса Банка, переход на InHouse разработку
-
Реализация единого окна обслуживания клиентов с доступом оператора ко всем продуктам клиента и возможностью оформления новых
-
Снижение операционных и регуляторных рисков, а также уменьшение человеческих ошибок при обслуживании различных категорий клиентов в отделениях
-
Сокращение ручных операций и повышение эффективности сотрудников в отделениях
-
Расширение партнёрской сети и присутствия продуктов Банка на различных маркетплейсах
-
- Результаты
Реализована масштабируемая микросервисная система, развиваемая и поддерживаемая командами Банка InHouse.
Выбранный для реализации технологический стек обеспечивает быструю автоматизацию бизнес-процессов с низким показателем ТТМ, изолированность сервисов и функционала друг от друга позволяет реализовывать и дорабатывать любые процессы, необходимые «здесь и сейчас», подстраиваясь под тенденции рынка, потребности бизнеса и возникающие ограничения регулятора.
Сотрудники работают в едином окне со всеми продуктами клиента, при этом система формирует алгоритм обслуживания конкретного клиента с анализом всех выявленных факторов риска и автоматически запрашивает необходимые действия, разрешения и документы согласно принятой методологии и регуляторным требованиям.
Максимально автоматизировано заполнение, дозаполнение и подгрузка данных при оформлении заявок и проведении различных операций по запросу ФЛ для экономии времени сотрудника и клиента, внедрены подсказки и предупреждения.
Уникальность проекта
В рамках реализации новой системы Единого Фронт-офиса были учтены одновременно и потребности в импортозамещении устаревшей системы Банка для обслуживания ФЛ, и потребности в оптимизации и недостающей автоматизации процессов Банка, а также цели развития розничного бизнеса (внедрены безбумажные технологии для каждой исполняемой операции, разработан функционал смарт-офисов для взаимодействия с банкоматами и картоматами, электронный архив документов, подключены инструменты AI/ML для ряда операций).
IT решение функционала обработки заявок от маркетплейсов и партнёров не имеет аналогов на рынке, реализовано как самостоятельный независимый продукт, пригодный к многократному переиспользованию, неограниченному масштабированию и расширению партнёрской сети и продуктовой линейки Банка, размещаемой на маркетплейсах.
- Проект решает задачи импортозамещения
- Да
- Использованное ПО
Сценарии обслуживания клиентов и роботизированные флоу обработки заявок обеспечиваются:
-
бизнес-процессами, реализованными в рамках внутренней разработки Банка на движке Camunda, с использованием брокера Kafka,
-
мониторинга в связке Prometheus и Grafana,
-
кластером СУБД PostgreSQL.
Также система использует ПО из перечня Российского реестра.
-
- Сложность реализации
Сложная техническая архитектура проекта и множество интеграций: Единый Фронт-Офис является оркестратором для обеспечения взаимодействия большого количества мидл- и бэк-офисных систем Банка в целях обслуживания клиента, работающих по различным протоколам и паттернам
Параллельно происходящее импортозамещение смежных и core-систем Банка требовало реализовать отдельный абстрагированный слой адаптеров для быстрого последующего переключения на целевое ПО без необходимости переработки внутренних процессов и внутренней логики Единого Фронт-офиса
В ходе системного анализа существующих бизнес-процессов выявлялись утерянные и упущенные шаги и требования, а также скрытые ручные операции сотрудников, которые нуждались в дополнительной автоматизации, оптимизации, переработке устоявшейся методологии обслуживания клиентов в отделениях и актуализации нормативных документов
- Описание проекта
Изначально проект запускался с целью создания импортозамещённой InHouse системы типового обслуживания клиентов в отделениях Банка в формате единого окна и замены устаревшей системы подрядчика, работающей с использованием иностранного ПО.
Процессы обслуживания клиентов уникальны для каждого Банка и достаточно часто меняются и оптимизируются, поэтому важно было выбрать наиболее подходящие для таких изменений технические инструменты и архитектуру решения.
В ходе разработки процессов системы для сотрудников стали очевидны преимущества выбранного тех.стека и микросервисной архитектуры, поэтому скоуп работ и самого проекта был значительно расширен для развития функционала единой продуктовой фабрики Банка, роботизированных процессов обработки заявок из дистанционных каналов и от партнёров, а также внедрения технологий смарт-офисов и безбумажных операций.
Ключевые процессы системы:
-
Оркестрация всех процессов Банка для оформления продуктов ФЛ – накопительных и текущих счетов, вкладов, карт, эскроу, аккредитивов, страховок, сейфовых ячеек и т.д.
-
Оркестрация операций обслуживания – оформление платежей и переводов, раскрытия эскроу, аккредитивов, погашения кредитов, оформления кредитных каникул, формирования справок и выписок для клиентов и т.д.
-
Обеспечение нового поколения процессов смарт-офисов с минимальным участием сотрудников для обслуживания клиента: безкассовое обслуживание с использованием банкоматов, выдача карт в картоматах, безбумажное подписание документов с клиентом, сбор и ведение электронного досье клиента.
-
Сквозные процессы заказа и доставки линейки продуктов Банка с удалённой идентификацией при оформлении заявки на продукт в отделении или в цифровых каналах Банка (при участии партнёрской сети доставки).
-
Обеспечение возможности обслуживания клиентов VIP и премиум-сегментов: в любом отделении Банка по всей стране без предварительного бронирования посещения и уведомления персонального менеджера или без посещения отделения, «по звонку персональному менеджеру» за счёт функционала безбумажного офиса.
В данный момент система Единого Фронт-Офиса продолжает развиваться и обогащаться дополнительным функционалом для развития Розничного бизнеса Банка Дом.РФ.
-
- География проекта
33 отделения в 23 регионах РФ и доставка партнёрами по всей России
Цифровые каналы по всей России
- Дополнительные презентации:
- Импортозамещение ЕФО_design.pdf