Внедрение сервиса "Ассистент преподавателя" в региональную систему методического сопровождения учителей в ЯНАО
- Заказчик:
- Региональный институт развития образования ЯНАО
- Руководитель проекта со стороны заказчика
- Поставщик
- СберОбразование
- Год завершения проекта
- 2024
- Сроки выполнения проекта
- апрель, 2024 — октябрь, 2024
- Масштаб проекта
- 1245 человеко-часов
- Цели
1. Повышение качества образования.
2. Автоматизация обратной связи для педагогов и повышение её качества, создание документов и данных об обучении (преподавании).
3. Оптимизация методического ресурса и снижение издержек на data-driven аналитику обучения.
4. Выявление и тиражирование результативных педагогических практик.
5. Создание базы данных об образовательном процессе.
- Результаты
-
Увеличение охвата педагогов методической работой более чем в 10 раз.
-
30% — экономия бюджета с учётом стоимости использования сервиса.
-
Появление практики документирования учебного процесса и его анализа.
-
Появление нового формата методического сопровождения.
-
Увеличение показателя «Цифровая зрелость в сфере образования».
-
Появление практики data-driven мониторинга и управления индивидуальными образовательными маршрутами учителей.
-
Уникальность проекта
Проект "Ассистент преподавателя" является уникальным, поскольку впервые даёт возможность массового использования прямой data-driven аналитики (аналитики на основе данных), персонализированной обратной связи в виде метрик. Сервис использует технологии ИИ для решения текущих проблем в системе повышения квалификации, совершенствования навыков преподавания и методической поддержки преподавателей, создавая современную и объективную основу для data-driven обратной связи.
-
Использование ИИ для стандартизации оценки уроков.
-
Формирование единой и постоянно обновляемой базы данных для анализа и планирования обучения.
-
Автоматизация обработки больших объёмов данных.
-
Системный мониторинг и анализ эффективности образовательных практик и реальных данных для тиражирования успешных практик в регионе.
-
Создание условий для профессионального роста педагогов.
- Проект решает задачи импортозамещения
- Да
- Использованное ПО
Научная часть разработана при поддержке:
· Санкт-Петербургского государственного университета,
· Московского городского педагогического университета (МГПУ).
Используются технологии отечественного ПО:
· GigaChat от Сбера,
· Salutе Speech от Сбера,
· собственный программный код СберОбразования.
- Сложность реализации
Сложность заключалась в проектировании новой (data-driven) системы методической поддержки учителей в масштабах региона. В частности, в вопросе, как выбирать и суммировать значения мониторинга качества учебного процесса и прогресса навыков преподавателей, передавать их в информационные системы региона без участия преподавателя (автоматизированная передача значений метрик и создание дашбордов).
- Описание проекта
Ассистент преподавателя — сервис для педагогов с применением технологии искусственного интеллекта. Он создаёт конспекты занятий и стенограммы речи, распознаёт и анализирует приёмы общения с классом, создаёт отчёты по занятиям в виде графиков и диаграмм, даёт методические рекомендации. В сервисе также есть:
- ИИ-помощник — умеет создавать, тесты, составлять планы занятий;
- Конструктор викторин — в нём можно создавать и использовать уже готовые обучающие викторины.
В рамках пилотного запуска часть сервиса, связанная с аналитикой занятий, была внедрена в Ямало-Ненецком автономном округе, подключены 1500 педагогов.
Задача, которая стояла перед регионом:
Разработка и внедрение единой региональной системы методической поддержки педагогов, которая обеспечит согласованность подходов к оценке преподавания, качественную обратную связь учителям, хранение и обработку данных об уроках. Создание прозрачной системы взаимодействия между всеми участниками методического сопровождения.
Задействованный функционал:
- Составление конспекта урока на основе звуковой записи речи учителя и фоновых звуков (без распознавания речи учащихся).
- Автоматическое формулирование темы и цели урока.
- Анализ урока по ряду метрик, включая методические приёмы, особенности социологической составляющей урока, атмосферу в классе.
- Автоматическое формулирование рекомендаций по итогам урока.
- Автоматический сбор и анализ данных нескольких уроков от разных учителей.
Результаты, достигнутые после пилота сервиса:
- Обеспечено единство подходов к анализу и оценке уроков, их прозрачность и объективность, последовательная и обоснованная обратная связь.
- Создание непрерывно обновляемых баз данных о реальном учебном процессе, которых ранее не существовало, для планирования и совершенствования образовательных процессов.
- Снижение необходимости участия узкоспециализированных методистов. В существующих масштабах сервис способен освобождать их ресурсы и время для решения более комплексных и творческих задач.
- Мониторинг реального учебного процесса в масштабах региона, рост эффективности учебного процесса.
- Изучение особенностей и содержания эффективных педагогических практик, их внедрение в образовательные учреждения для роста качества образования в регионе.
В рамках пилотного запуска также были проведены следующие мероприятия:
· Два семинара для повышения переквалификации методистов с традиционного наблюдения и анализа уроков на data-driven подход в анализе уроков.
· Персональное методическое сопровождение команды учителей-экспертов и создание на основе их обратной связи раздела «Статистика по школе и группе» в сервисе.
Широкое применение Ассистента преподавателя предоставило региональным методистам возможность сравнивать результаты анализа работы педагогов успешных и испытывающих профессиональные затруднения, выявлять значения метрик уроков, показывающих лучшие академические результаты.
Сервис не заменил методиста, но открыл систему сопровождения педагогов на основе прямой оценки учебного процесса.
- География проекта
Ямало-Ненецкий автономный округ
- Дополнительные презентации:
- АП_B2B-2.pdf