Альфа-Пророк – система полного цикла для прогнозирования потребности в лизинге на базе ИИ для повышения эффективности продаж
- Заказчик:
- ГК Альфа-Лизинг
- Руководитель проекта со стороны заказчика
- Поставщик
- "ВейвАксесс"
- Год завершения проекта
- 2024
- Сроки выполнения проекта
- октябрь, 2023 — март, 2024
- Масштаб проекта
- 1103 автоматизированных рабочих места
- Цели
В условиях стабилизации роста рынка лизинговых услуг, ГК Альфа-Лизинг поставила перед собой задачу усовершенствовать взаимодействие с существующими клиентами, заинтересованными в повторных сделках, а также повысить эффективность коммуникаций с новыми организациями, с минимальным участием клиентских менеджеров.
Основная цель проекта — разработка системы скоринга лидов, которая позволит своевременно выявлять наиболее перспективных клиентов и контактировать с ними до того, как их перехватят конкуренты или их приведут через платные каналы.
При этом система должна предсказывать:
-
с какой вероятностью новые или повторные клиенты возьмут лизинг,
-
какой тип предмета лизинга потребуется (легковой автотранспорт, грузовой или спецтехника),
-
предодобренный лимит средств на основании ответов риск-систем,
-
первичный рисковый скоринг.
Задача системы — увеличить продажи, оптимизировать использование внутренних ресурсов и повысить конкурентоспособность на рынке.
-
- Результаты
-
По последним результатам, решение предсказало интерес к повторной сделке у 14 197 контактов. Из них 3240 были квалифицированы Альфа-Лизингом как «лиды» и взяты в работу менеджерами по продажам — 15,5% из них заключили сделку с Альфа-Лизингом.
-
При этом 50% из рекомендованных ИИ новых организаций и 60% повторных клиентов впоследствии подписали договор с одной из лизинговых компаний.
-
Благодаря своевременной коммуникации с перспективными контактами эффективность холодных звонков выросла в 2 раза. Кроме того, заявки от клиентов по каналам онлайн и оффлайн начали поступать без дополнительных расходов на привлечение.
-
Альфа-Лизинг повысила результативность апсейла и увеличила средний чек, а также сократила расходы на компенсации агентам.
-
Использование в проекте платформы ValueAI позволило ускорить внедрение искусственного интеллекта в процессы на 40%.
-
Уникальность проекта
-
Инновационное применение ИИ на рынке лизинговых услуг.
-
Использование данных из открытых источников как бизнес-преимущество.
-
Пилот реализован всего за 1 месяц.
-
Решение развернуто в инфраструктуре компании, что обеспечивает безопасность данных.
-
Предиктивная модель быстро и бесшовно встроена в бизнес-процессы и маркетинговые инструменты.
-
Благодаря использованию платформы затраты на разработку были равны стоимости лицензии, а время на внедрение сократилось на 40% по сравнению с разработкой “с нуля”. Альфа-Лизингу потребовалось выделить всего двух специалистов без экспертизы в Data Science.
-
Система легко масштабируется и адаптируется к изменениям рынка.
-
Доступно тестирование новых гипотез.
-
Проект бесшовно интегрирован с системой DWH, что позволяет проводить перекрестный анализ внешних данных для моделей в сочетании с внутренними данными компании.
-
Несмотря на различия в типах источников данных, удалось провести их интеграцию в DWH без ущерба для производительности и без затрат на сторонние решения.
- Использованное ПО
Со стороны «ВейвАксесс»:
-
Платформа для ИИ-разработки ValueAI
-
Фронтенд: Angular
-
Бэкенд: Nginx, Python, Flask, SDK, MINIO, PostgreSQL, Kafka, Zookeeper, Traefik, Workers pool: deploy workers, ML workers, Docker, Kubernetes Apache AirFlow
Со стороны Альфа-Лизинга:
-
Metabase – для отчетов
-
Открытое ПО для анализа контактной информации (фильтрации некорректных ФИО контактов)
-
Dadata, КонтурФокус – для получения данных из открытых источников
-
MDM СПКА (собственное ПО) – для автоматического создания контрагентов, назначения ответственных менеджеров
-
Федресурс – открытые данные о лизинговых сделках
-
Яндекс Аудитории – для автоматической настройки таргет аудитории
-
Mindbox – для управления рассылкой персональных предложений
-
DWH (собственное ПО) – корпоративное хранилище данных
-
Чат-бот botpress – для получения данных о предсказаниях
-
GPT – ассистент, который помог написать 80% кода для обработки предсказанных клиентов (DAG в Airflow)
-
- Сложность реализации
Подготовительная фаза требовала от Альфа-Лизинга систематизации и очистки данных для обеспечения корректного обучения модели и достижения высокой точности прогнозов.
Работа с открытыми источниками данных создавала ограничения:
-
нестыковки из-за ошибок, допущенных владельцами источников;
-
дисбаланс в данных;
-
аномалии в исторических данных за 2020 и 2022 гг., вызванные турбулентностью рынка;
-
скорость и частота выгрузки данных;
-
лимиты на использование платных источников.
При интеграции потоков данных в DWH было найдено решение на базе открытого провайдера ADO.NET, позволившее интегрировать ETL-процессы, построенные на базе MS SQL Server, с источниками в PostgreSQL без ущерба для производительности.
Другие сложности, с которыми бизнес сталкивается при ИИ-разработке: интеграция в ИТ-ландшафт, сроки реализации, дефицит специалистов, интерпретируемость результатов, — были нивелированы благодаря использованию гибридного подхода, сочетающего преимущества кастомной разработки и коробочных решений.
-
- Описание проекта
ГК Альфа-Лизинг совместно с ИТ-компанией «ВейвАксесс» разработали систему Альфа-Пророк, которая прогнозирует потребности в лизинге на основе искусственного интеллекта.
Решение, реализованное на базе российской платформы ValueAI в синергии с внутренними инструментами ГК Альфа-Лизинг, позволяет:
-
Определять контакты, готовые к повторной покупке лизинговых продуктов
-
Предсказывать новых клиентов
-
Прогнозировать предмет лизинга
-
Создавать и переназначать менеджера в CRM
-
Ставить задачу менеджеру в CRM
-
Формировать таргет
-
Создавать и отправлять персональные предложения
Команда «ВейвАксесс» обработала исторические данные и построила модель с использованием алгоритмов машинного обучения.
Как работает система:
-
ИИ-модель обрабатывает базу данных в более чем 400 000 клиентов и тысячи новых контрактов ежемесячно, получая данные из Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц. Она выделяет и рекомендует к обзвону контакты, которые с наибольшей вероятностью готовы заключить сделку в ближайшее время.
-
Отдельная модель в системе отвечает за прогнозирование наиболее подходящего предмета лизинга: легковые автомобили, грузовая или специальная техника.
-
Также решение способно выделять из сторонней системы проверки контрагентов организации, ранее не заключавшие договоры на лизинг, но потенциально имеющие такой запрос. ИИ-модель предоставляет список всех перспективных клиентов, данные используются для установки контакта и подбора адресного предложения.
-
Предусмотрена возможность для специалистов Альфа-Лизинга оперативно анализировать отдельные выборки по запросу, загружая данные вручную, в том числе используя витрины данных DWH.
-
Полученные предсказания система обогащает данными из открытых и внутренних источников – такими как реквизиты, лимиты, контакты и т.д. Далее программа создает выборки для каждого канала привлечения (Таргет, Email, Продажи, Банк, Колл-центр, Агенты) и формирует отчеты для ответственных сотрудников.
-
Система ставит задачи в CRM и создает контрагентов, при необходимости назначает или меняет ответственного менеджера в CRM.
-
- География проекта
Россия
- Дополнительные презентации:
- Image 3_Summa po vsem sdelkam posle predskazaniya.jpegImage 3_Comments.pngImage 2_Poyavlenie sdelki na Fedresurse.jpegImage 2_Comments.pngImage 1_Voronka povtornih klientov.jpegImage 1_Comments.png