Маркетплейс для закупки стандартизированной хвостовой номенклатуры
- Заказчик:
- АО "МХК "Еврохим"
- Руководитель проекта со стороны заказчика
- Поставщик
- АО «B2B Трэйд» (бренд Максмарт)
- Год завершения проекта
- 2024
- Сроки выполнения проекта
- август, 2022 — ноябрь, 2024
- Масштаб проекта
- 16648 человеко-часов
- Цели
1. Сокращение сроков закупки ТМЦ от заявки до поставки
2. Снижение транзакционной нагрузки на сотрудников службы снабжения за счет внедрения маркетплейса для МХК Еврохим
3. Повышение уровня удовлетворенности внутреннего пользователя
4. Обеспечение прозрачности закупки хвостовой номенклатуры за счет цифровизации внутренних процессов
- Результаты
1. Сокращение сроков поставки на 55% до 27 дней
2. Оборот составил более 500 млн. руб. в 2024 году, до 26% заявок проходят через площадку маркетплейс
3. На 20% сократилось количество сопровождаемых договоров на активах; 4 спецификации в месяц
4. Более 1000 сотрудников обучено и осуществляют закупку на маркетплейс
5. Более 24 тыс. уникальных товаров доставляется на 70 адресов доставки, более 300 поставщиков осуществили доставку
Уникальность проекта
1. Автоматизация цепочки закупки в SAP ERP от заявки до оплаты (P2P): 26% заявок на закупку оформляется через маркетплейс, при этом цепочка системных и бухгалтерских документов создается автоматически.
Потребность пользователя автоматически подбирается на маркетплейсе за счет меппинга номенклатурного справочника компании и каталогов поставщиков, представленных на площадке.
Система автоматически подбирает аналоги по техническим характеристикам при отсутствии заявленных позиций потребности.
Маркетплейс обеспечивает конкуренцию между поставщиками за счет открытого размещения предложений на площадке.
2. Сформированная команда проекта включала в себя широкий охват функций, т.к. трансформация процесса закупки затронула большое количество процессов, начиная от планирования потребности. В цифровизации процесса принимали участие представители 8 функций: технический заказчик (производство и ТОиР), служба снабжения, казначейство, бухгалтерия, комплаенс, юристы, складское хозяйство и ИТ
- Проект решает задачи импортозамещения
- Да
- Использованное ПО
SAP ERP, площадка маркетплейс "Максмарт", Контур.Диадок
- Сложность реализации
1. Реализация проекта проходила в большой команде, т.к. он затрагивает процессы от формирования потребности до выдачи товара заявителю. Для разработки решения привлекались 10 функциональных направлений, участвовало более 120 человек
2. Недостаточная унификация процессов: хвостовая номенклатура – те позиции, которые находятся вне фокуса внимания ввиду низкого объема затрат. При тиражировании было выявлено, что в рамках даже одной бизнес единицы могут разниться отдельные процессы, необходима была унификация процессов в рамках Группы
3. Проект повышает цифровую зрелость компании в целом. На старте проект встречал сопротивления со стороны заявителей: «Закупщики перекладывают на нас свою работу». Активная коммуникация с заказчиком о необходимости изменений и вовлечение на всех этапах проекта позволило изменить образ мышления. Сейчас обратная связь от заявителей – главный драйвер для точечных доработок в рамках текущего процесса
- Описание проекта
Проект реализован в рамках Группы компаний МХК Еврохим - вертикально-интегрированный производитель минеральных удобрений. Компания входит в ТОП-5 мировых производителей удобрений
Внедрение маркетплейса направлено на упрощение процесса закупки расходных материалов: инструментов, канцелярских и хозяйственных товаров, сварочных электродов, компьютерного оборудования, электрики и электроники, строительных материалов, метизов и прочих ТМЦ.
Концепция проекта – это возможность заявителю самостоятельно выбрать необходимые ему товары для осуществления его работы.
Маркетплейс – крупный проект на стыке классических закупок и современных ИТ-решений, который позволяет сократить количество промежуточных шагов процесса, не создающих ценности для компании при закупке низкостоимостной номенклатуры. Маркетплейс призван снизить нагрузку на блок закупок – номенклатура, переведенная на закупку через маркетплейс представляет собой порядка 30% заявок, при этом стоимость ее незначительна и доля от общих затрат составляет не более 5-6%.
Эффекты в части ускорения сроков поставки, снижения трудоемкости и удовлетворённости пользователя достигаются за счет принципиального реинжиниринга классического процесса закупки и его автоматизации:
-
исключается часть стандартных этапов процесса закупки таких как, проведение самих закупочных процедур, экспертизу полученных предложений - за счет того, что у пользователя появляется возможность самостоятельно осуществлять закупку в рамках действующих лимитов и выбирать для себя необходимую номенклатуру.
-
сокращается договорная деятельность – за счет единого рамочного договора с МП, который является единственным агентом, представленных на платформе поставщиков: как федеральных, так и региональных.
Сроки реализации проекта - 29 месяцев, где:
-
3 месяца – проработка решения и выбор вендора;
-
7 месяцев – разработка концептуального дизайна процессов и архитектуры ИТ ландшафта, включая доработки SAP и интеграция с платформой;
-
4 месяца – пилотирование решения для проверки работы системы: обмен данными между системами работает без сбоев, хорошо работают процессы на стороне площадки, нет проблем с доставкой и приемкой товаров.
-
15 месяцев – тиражирование проекта, в 2х направлениях: расширение географии и расширение номенклатуры. В настоящий момент тиражирование по активам завершено, подключено 13 предприятий. Продолжается работа по тиражированию номенклатурных групп, закупаемых через маркетплейс. Общее количество групп к подключению – 30.
-
- География проекта
13 производственных активов в 6 регионах присутствия:
Волгоградская область
Краснодарский край
Ленинградская область
Пермский край
Ставропольский край
Тульская область
- Дополнительные презентации:
- Маркетплейс для закупки стандартизированной хвостовой номенклатуры Еврохим.pdf