Система управления полномочиями интегрированная с облачной электронной подписью
- Заказчик:
- Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям
- Поставщик
- Группа компаний «Центр открытых систем и высоких технологий»
- Год завершения проекта
- 2018
- Сроки выполнения проекта
- Май, 2017 — Ноябрь, 2018
- Масштаб проекта
- 1600 человеко-часов160 автоматизированных рабочих мест
- Цели
- Целью проекта является повышение эффективности работы сотрудников Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям за счет создания системы управления полномочиями на основе юридически значимых процедур назначения полномочий, объединяемых в политики, использующих атрибутные сертификаты в качестве единицы назначаемых полномочий и инфраструктуру облачной электронной подписи на основе программно – аппаратного решения Криптопро HSM.
Уникальность проекта
Уникальность проекта заключается в том, что за счёт сочетания нескольких передовых технологический внедренное решение обеспечивает простой и удобный способ юридически значимого управления полномочиями пользователей системы. В отличие от традиционного подхода, когда назначение прав осуществляется специально выделенным администратором, в развернутом решении процедуры по назначению полномочий являются частью делового процесса Роспечати, и правами по назначению полномочий могут быть наделены различные должностные лица, в соответствии с уже назначенными полномочиями.При этом полномочия могут быть не только назначены или сняты. Поддерживается весь жизненный цикл управления атрибутными сертификатами, к которым полномочия привязываются, включая их отзыв, ограничение срока действия, восстановление ранее отозванных полномочий.
Второй особенностью проекта является применение облачной электронной подписи на основе продуктов Криптопро HSM и Криптопро DSS. Подсистема хранения ключей (подсистема ХК) обеспечивает централизованное защищенное хранение закрытых ключей пользователей, а также удаленное выполнение операций по созданию электронной подписи в интересах пользователей при взаимодействии с Криптографическим модулем.
Совокупность используемых технологических решений является уникальным для России опытом и может тиражироваться при построении информационных решений любого масштаба как в области государственного управления, так и в составе коммерческих информационных систем.
- Использованное ПО
- При разработке решения были использованы следующие программные и аппаратные средства:
Для реализации облачной электронной подписи использован программно – аппаратный комплекс Криптопро HSM / Криптопро DSS.
В качестве решения для управления атрибутными сертификатами, хранящими информацию о назначенных полномочиях, использован "Сервер атрибутных сертификатов» АО «ТопКросс».
Для оперативного управления полномочиям и хранения информации о реестре полномочий и списка пользователей использована служба каталогов с открытым кодом OpenDJ.
Для публикации отчетов о назначении и изменении полномочий пользователей использован сервер публикации COS.Publisher поддерживающий технологию XML Formatted Objects. - Описание проекта
- Система управления полномочиями пользователей в составе ЕАС Роспечати создается для юридически значимого управления полномочиями. Необходимость делегирования полномочий возникает каждый раз, когда должностные лица отсутствуют на рабочем один или более дней по какой-либо причине: по болезни, направляются в командировку, уходят в отпуск и т.д. При этом делегирование полномочий производится в форме приказа, подготовка которого происходит внутри ЕАС Роспечати в электронном виде. До внедрения разработанного решения изменение полномочий пользователей в ЕАС Роспечати производилось в форме бумажного приказа , на основе которого происходило назначение полномочий администратором безопасности, что происходило с задержкой. Кроме того, действия по изменению полномочий не были связаны с полномочиями лица, подписавшего приказ о их изменении. Также известна проблема , заключающаяся в том, что, зачастую, возвращение полномочий после возвращения должностного лица из отпуска или командировки не оформляется документально. Описанные проблемы в описываемом решении решаются следующим образом. Полномочия пользователя формируются в виде атрибутных сертификатов (АС), создаваемых в момент подписания приказа об изменении полномочий должностных лиц, с помощью входящего в состав решения сервера атрибутных сертификатов. АС содержит информацию о назначаемых полномочиях, о лице , осуществляющем назначение полномочий о лице, которому назначаются полномочия. Далее служба атрибутирования (СА) обеспечивает криптографическую связь сертификата ключа подписи с дополнительной информацией, защищенной ЭП, определяющей роль владельца сертификата в ИС (в том числе для целей разграничения доступа и размещения информации уточняющей полномочия), выполняя функцию Инфраструктуры управления привилегиями (Privilege Management Infrastructure, PMI). Для использования электронной подписи применена технология Криптопро HSM / DSS, обеспечивающая облачную технологию работы с электронной подписью. При этом поддерживаются следующие форматы электронной подписи: Электронная подпись ГОСТ 34.10 – 2001; Усовершенствованная подпись (CAdES-BES и CAdES-X Long Type 1); Подпись XML-документов (XML Digital Signature, XMLDSig); Подпись документов PDF (в том числе с отображаемым штампом подписи); Подпись документов Microsoft Office. Техническая возможность формировать сертификаты ЭП по ГОСТ Р 34.10-2012 в системе будет реализована в течение 2019 года. В зависимости от настройки, подсистема хранения и управления ключами обеспечивает возможность реализовывать следующие способы аутентификации пользователя: классическая однофакторная аутентификация по логину и паролю; двухфакторная аутентификация с использованием цифровых сертификатов и USB-токенов или смарт-карт; двухфакторная аутентификация с дополнительным вводом одноразового пароля, доставляемого пользователю посредством SMS (OTP-via-SMS). Полный список полномочий, доступных пользователям ЕАС Роспечати публикуется в корпоративной сети в структурированном виде. Целостность файла с доступными полномочиями обеспечивается ЭП уполномоченного администратора безопасности. Также публикуется список политик. Политика представляет собой группу полномочий, которые назначаются и отменяются, как правило, совместно. В состав атрибутных сертификатов информация о назначаемых политиках не помещается. Политики используются только для удобства назначения полномочий. Формирование отчетности о назначенных и измененных полномочиях производится путем формирования PDF файлов, заверяемых встраиваемой электронной подписью.
- География проекта
- Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям
- Дополнительные презентации:
- FAPMC-GlonalCIOPresentation2.pdf