Airport Control Center
- Заказчик:
- АО Международный Аэропорт Шереметьево
- Руководитель проекта со стороны заказчика
- Поставщик
- внутреннее подразделение
- Год завершения проекта
- 2023
- Сроки выполнения проекта
- Май, 2022 - Декабрь, 2022
- Масштаб проекта
- 1800 человеко-часов
- Цели
- Назначение проектаСбор, агрегация и динамическое отображение показателей производственной деятельности аэропорта, для повышения оперативности принимаемых решений в Центре управления аэропортом.
Задачи проекта- Обеспечить сбор оперативных показателей деятельности аэропорта из 40 производственных ИТ систем в режиме online
- Обеспечить агрегацию данных и расчет бизнес-метрик, на основе собранных показателей
- Унифицировать бизнес-метрики контролируемых показателей
- Представить рассчитанные бизнес-метрики пользователям в интерактивном режиме, с возможностью настройки отображения
- Обеспечить автоматический мониторинг превышения показателей
- Обеспечить повышение оперативности принятия решений в Центре управления аэропортом
- Результаты
- Система была внедрена в эксплуатацию, и на практике подтвердила заложенную в проект идею - повышение оперативности принимаемых решений.В т.ч. за счет:
- Унификации контролируемых показателей
- Автоматического мониторинга порогов превышения
- Унифицированного представления показателей
- Автоматического сопоставления плановых и фактических показателей
Все специалисты подразделения Заказчика отмечают повышение удобства, оперативности и объективности получаемых данных.Система частично заменила собой ранее использовавшуюся специализированную аэропортовую BI систему - швейцарскую Zeus NeuroPie.
Формальных оценок данных метрик до и после внедрения системы не проводилось. Однако, по оценке заказчика, внедрение проекта позволило повысить оперативность принятия решений по основным производственным задачам аэропорта на 40-50%.
Ключевая метрика – Международный аэропорт Шереметьево продолжает оставаться одним из самых пунктуальных аэропортов мира, а также лучшего аэропорта Европы по качеству обслуживания пассажиров.
Уникальность проекта
Представленное решение абсолютно уникально на российском рынке аэропортов.
Шереметьево представлял данный проект на нескольких отраслевых форумах, и получил позитивный фидбек от других участников рынка.
Аналоги есть у крупных иностранных вендоров, таких как SITA, Amadeus, Zeus и другие.
Однако, они базируются только на собственных источниках данных, и не подразумевают интеграцию с системами сторонних производителей.
- Проект решает задачи импортозамещения
- Да
- Использованное ПО
- Решение полностью построено на Open Source компонентах.
- Визуализация - Grafana
- СУБД - PostgreSQL
- TimeSeries Database - InfluxDB
- ETL - Apache NiFi
- Backend / ETL - Python
- Frontend - JavaScript
На 2024 года намечен перевод системы на использование отечественного ПО, в части системных компонент. - Сложность реализации
- Основные проблемы при реализации проекта
- Архитектурная сложность. Сбор данных из 40 разрозненных производственных ИТ систем.
- Унификация бизнес-метрик. В различных системах одни и теже данные могут быть представлены по разному, сотрудники разных подразделей по разному воспринимают данные метрики. В ходе данного проекта пришлось унифицировать все данные в плотном взаимодействии с Дирекцией главного технолога.
- Оперативность обновления. Для обеспечения оперативного сбора данных в ходе проекта пришлось переработать механизмы интеграции систем.
- Визуализация. Для ряда производственных показателей стандартных элементов визуализации не хватило. Пришлось разработать собственные виджеты для Grafana.
- Описание проекта
- В аэропорту Шереметьево еще в 2010 году было организовано подразделение - Центр Управления Аэропортом, где собраны оперативные дежурные всех подразделений аэропорта - более 50 человек.
Данное подразделение было организовано в рамках реализации концепции A-CDM - Airport Collaborative Decision Making - система совместного принятия решений. Аэропорт Шереметьево - единственный аэропорт РФ полностью реализовавший данную концепцию у себя.
Проблема заключалась в том, что представители разных служб используют в своей работы различные ИТ системы, имеющие разный контекст и несколько разные представления одних и тех же данных. Для получения объективной картины требовалось проверить данные по нескольким системам, сформировать отчет и доложить сменному Начальнику аэропорта.
Идея проекта пришла в голову практически одновременно и Заказчику (Дирекция Центра Управления Аэропортом), и ИТ подразделению (Дирекция ИТ систем управления производством). Заказчик увидел похожее решение в одном из крупных азиатских аэропортов, а внутри ИТ созрело технологическое решение для реализации проекта.
Идея проекта состояла в том, чтобы:
- Обеспечить сбор бизнес-метрик из 40 различных ИТ систем аэропорта
- Унифицировать их семантику
- Обеспечить оперативное отображение
- Обеспечить автоматический мониторинг пороговых значений
- Обеспечить возможность настройки Dashboard индивидуально для каждого пользователя
Чтобы, в конечном итоге, повысить оперативность принимаемых решений, для повышения пунктуальности, качества, скорости и безопасности обслуживания пассажиров.
В качестве основных метрик используются:
- Показатели пунктуальности по взлету и вылету
- Количество пассажиров в различных зонах аэропорта
- Наличие очередей
- Погодные условия на летном поле и терминалах
- Загруженность паркинга
- Возникновение нештатных ситуаций
- Своевременность наземного обслуживания ВС
- Информация о подлете ВС к аэропорту
- Многие другие показатели
В настоящее время, по просьбе Заказчика перечень контролируемых показателей расширяется, в систему подключаются новые источники данных, добавляются новые виджеты отображения и метрики.Система позволяет как выводить информацию на общую видеостену, так и формировать индивидуальные панели для каждого сотрудника на ПК, и на мобильных устройствах.
Для получения общей картины происходящего в аэропорту, сменным специалистам достаточно взглянуть на видеостену. В случае отклонения какого-либо показателя, дополнительная информация может быть получена с помощью специализированных Dashboard'ов, или в специализированных ИТ системах аэропорта.
Видео-презентация проекта - https://cloud.svo.aero/s/Rv6mrtttemBvt0l
Презентация проекта - https://disk.yandex.ru/d/xeFh50AGWXnWww
- География проекта
- Проект изначально реализован как локальное решение.При этом, результаты проекты включены в рамки проекта "Цифровая экосистема аэропорта", которую аэропорт Шереметьево планирует распространять и внедрять в ряде аэропортов РФ и СНГ, в течение 2024-2027 годов в виде стандартного решения
Аэропорт Шереметьево - первым и наиболее полно реализовал у себя все элементы концепции A-CDM - Airport Collaborative Decision Making, обеспечивающей совместное принятие решений со всеми участниками перевозок. В настоящее время, мы готовы распространять данные опыт и на другие аэропорты.
Проект "Цифровая экосистема аэропорта" реализуется в рамках ИЦК Аэропорты Отраслевого комитета "Транспорт". Аэропорты, входящие в ИЦК: SVO, DME, VKO, LED, холдинги Аэропорты регионов, Новапорт, Аэродинамика.
- Дополнительные презентации: