Bi-система управления бизнес-направлением B2C в ГК НМЖК
- Заказчик:
- ГК "Нижегородский масло-жировой комбинат"
- Руководитель проекта со стороны заказчика
- Поставщик
- Служба корпоративного развития ГК НМЖК (собственные разработчики)
- Год завершения проекта
- 2023
- Сроки выполнения проекта
- Январь, 2020 - Июнь, 2023
- Масштаб проекта
- 300 автоматизированных рабочих мест
- Цели
· «Прозрачное» управление бизнес-направлением на основе данных в любой момент времени в любой точке России через Интернет
· Постановка бизнес-процессов управления бизнес-направлением, формирование «рычагов» управления, разработка системы KPI
Разработка и внедрение системы управленческих дашбордов, обеспечивающих управление и контроль по всей цепочке
- Результаты
· Разработана система управления, позволяющая в ежедневном режиме «прозрачно» управлять бизнесом по многочисленным параметрам с возможностью проведения детального анализа, и прогнозировать выполнение финансовых показателей на конец месяца.
· Сформировано единое хранилище, из которого берутся единые данные для всех систем
· Качественное улучшение управлением привело к экономии (субъективная оценка) – до 0,5% от выручки за год
· Снижение лицензионной нагрузки за счет переключения более чем 200 сотрудников с системы SAP на работу в PowerBi составило – 200*1500 евро = 300 000 евро в год
· Экономия на разработку за счет работы собственной команды разработчиков - с 4000 руб/час до 700-1000 руб/час - в 4 раза
· За счет контроля за рабочим временем и контроля за выполнением в режиме реального времени KPI торговых представителей и мерчендайзеров - 70% команды было поменяно (улучшение качества работы) и сокращено более 15 торговых представителей
Уникальность проекта
Создана система управленческих дашбордов (более 150), которые покрывают практически все бизнес-процессы бизнес-направления: оценка рынка, наше позиционирование на рынке, целеполагание, планирование, прием и исполнение заказов, контроль отгрузки, контроль прима заказов, контроль состояния скалов отгрузки, контроль состояния каналов через доступ к складам дистрибьюторов (более 130), прогнозирование и контроль исполнения KPI по структурным уровням.
Качественно поменялось технология управления, любая информация становится доступной руководителю и сотрудникам сражу же после ее появления.
Сформирован механизм получения обратной связи в ежедневном режиме, что позволило организовать прогнозирование выполнения финансовых показателей на конец текущего месяца.
Организовано «прозрачное» управление всеми процессами бизнес-направления B2C ГК «НМЖК» на основе данных из нескольких транзакционных ИТ-систем. Во время проекта проведен реинжиниринг бизнес-процессов управления бизнес-направлением, разработка единого хранилища данных, разработка системы дашбордов, обеспечивающих визуализацию бизнес-процессов управления, а также, анализ и просмотр ключевых KPI на основе технологий PowerBi и PowerApps.
- Использованное ПО
· Система SAP ERP s/4Hana как источник транзакционных данных
· Система интегрированного планирования SAP IBP как источник прогнозов и планов продаж и производства
· Система мобильной торговли «Чикаго» как источник данных о заказах, состоянии складов дистрибьюторов (более 130)
· Система 1С-Промо – система учета промо-акций собственной разработки на платформе 1С
· Хранилище на основе MS SQL Server (Enterprise Edition) и аналитического сервера MS SASS
· Платформа разработки Bi-систем Power BI, Power Apps
· Шина данных SAP CPI DS для обмена данными между всеми системами
· Складская система SAP Warehouse – как источник данных об остатках на складах и о ежедневных отгрузках
- Сложность реализации
· Сложность реализации заключается в его комплексности и интегрированности, разработке в режиме «рабочего» использования
· Данные из всех систем имеют несбалансированные справочники, поэтому пришлось делать свой отдельный справочник мастер-данных (продукты, клиенты …).
· Постановка задачи несколько раз менялась в процессе разработки в сторону усложнения и расширения объемов.
· Параллельно с разработкой системы велось внедрение транзакционной ERP – системы SAP S/4Hana и ее последующая доработка, это привело к тому, что многие расчеты делались на этапе ETL (а не в самой транзакционной системе)
5-10 самых важных моментов, про которые нельзя забывать при осуществлении подобного проекта:
· Поддержка «первого лица» - руководителя бизнес-направления
· Быстрый «quick win», демонстрирующий возможности технологии и устанавливающий доверие к команде разработчиков
· Разработка step by step – разработка по этапам с получением обратной связи от заказчика
· Использование agile-технологии в условиях увеличения объема проекта
Стандартная ситуация: как только возможности технологии проверены и установлено доверие к команде, то тотчас же возникает дополнительных поток требований и дополнительный объем задач
· Использование системы с самого начала в реальных условиях с реальными бизнес-процессами.
· Категорический запрет на ведение альтернативных баз данных и альтернативных расчетов «на коленке». Тогда возникает заинтересованность в обеспечении «чистоты данных»
- Описание проекта
Ядром системы является единое хранилище данных на MS SQL Server. Пополнение хранилища выполняется через шину CPI DS и промежуточный коммуникационных сервер по расписанию с частотой от «1 раз в день» до «1 раз в 5 минут в зависимости от критичности данных» из транзакционной системы ERP s/4Hana, системы интегрированного планирования SAP IBP, системы мобильной торговли «Чикаго», трейд-маркетинговой системы 1С-ТМА и данных, получаемых от маркетинговых агентств.
При этом при загрузке выполняется очистка данных, приведение к единым форматам и их «обогащение».
Хранилище данных является единым источником данных для всех управленческих дашбордов и для других систем.
Управленческие дашборды позволяют отслеживать и управлять следующими направлениями:
· Прогнозное и фактическое исполнение заказов по дням
· Объемные показатели по продажам по каналам продаж, по категориям готовой продукции, по ответственным с детализацией до каждого sku и грузополучателя
· Выполнение финансовых показателей и их прогноз до конца месяца
· Текущий и прогнозный P&L в целом и по категориям продукции, факторный анализ
· KPI выполнения задач КАМ, мерчендайзерами и торговыми представителями по дням
· Проведение трейд-маркетинговых акций и контроль трейд-маркетингового бюджета по дням
· Текущий уровень сервиса поканально с причинами отклонений
· Контроль новых sku, контроль листингов и делистингов по федеральным и локальным сетям
· Состояние собственного склада (остатки, детализация по срокам годности …) и состояние складов дистрибьюторов (более 130)
· Динамика первичных и вторичных продаж
· Состояние рынка по данным ACNieslen (доля по категориям, уровень дистрибуции и ценовое позиционирование … ) ежемесячном/еженедельном режиме
· Состояние торговых полок по данным offtakes по федеральным сетям (ежемесячно)
· Состояние торговых полок в сети X5 «Пятёрочка» в ежедневном режиме по данным из системы Dialog.Logistics.X5
Система разработана полностью собственными разработчиками на платформах PowerBi и PowerApps, что обеспечило доступ из любой точки России через Интернет, а также проведение детального анализа по технологии drill-down.
Основные управленческие дашборды доступны также со смартфона (мобильная версия).
- География проекта
- Вся РоссияДоступ к управленческим дашбордам осуществляется из различных регионов России (более 300 рабочих мест)Используется в ежедневной работе