Построение процессов унификации управления качеством и тестированием ИТ-продуктов РСХБ

Заказчик
ООО «РСХБ-Интех»
Руководитель проекта со стороны заказчика
ИТ-поставщик
ООО «Тест АйТи»
Год завершения проекта
2022
Сроки выполнения проекта
Сентябрь, 2020 - Ноябрь, 2022
Масштаб проекта
2400 человеко-часов
Цели

· Выстраивание процессов тестирования в организации для обеспечения выпуска качественного программного обеспечения.
· Организация единого формата хранения тестовой документации, быстрый доступ к инструментам групповой работы с ней.
· Обеспечение качественного взаимодействия проектных команд, а также своевременный контроль и оптимизация работы команд тестирования.
· Внедрение инструментов по управлению тестированием.

Результаты
Реализация всех этапов позволила организовать качественный и непрерывный выпуск доработок по программным обеспечениям Банка.

Уникальность проекта

Уникальность проекта заключалась в необходимости внедрения системы управления тестированием в государственный Банк, что накладывает определенные ограничения, связанные с интересами Банка в области импортозамещения. При этом система должна полностью покрывать интересы команды, отвечающей за тестирование выпускаемых продуктов. Тщательный анализ рынка позволил выбрать решение, которое полностью отвечало интересам тестирования, а также не противоречило требованиям Банка.

При внедрении системы было важно сохранить наработанные тестовые модели и перенести их в выбранную TMS (test management system), но сложность заключалась в том, что все тестовые сценарии имели разные форматы написания, были написаны на разном ПО (Word, Excel), а их количество было настолько велико, что ручной перенос в систему мог затянуться на годы. Избежать этого помогла разработка утилиты, которая переводила все тестовые сценарии в единый формат (Excel-файл), разбивала на части и по средствам отправки запросов позволяла формировать все данные в TMS.

Следующая трудность — существующий стек в Блоке обеспечения качества и выпуска изменений ПО Банка не позволял запускать автотесты непосредственно из системы. Jenkins не мог распознать формат, в котором TMS передавала JSON — запрос через Webhooks, так как механизм Jenkins не позволяет распарсить параметры, содержащие идентификаторы автотестов и тестовой среды. Поэтому был разработан сервис, который запускается из Windows. Сервис анализирует параметры, полученные от Webhooks, и вызывает параметризованный Job через API Jenkins.

Проект решает задачи импортозамещения
Да
Использованное ПО

· Операционные системы семейства Windows и Linux
· Docker
· Docker-compose
· Система управления тестированием Test IT
· Язык программирования C#
· Язык программирования Java
· Jenkins

Сложность реализации

· Децентрализация управления, отвечающего за тестирование, что приводит к сложности внедрения разработанных методологий работы, а также к проблемам с обучением и контролем следования этих методологий.
· Выбор ПО, соответствующего всем параметрам и требованиям государственного Банка.
· Адаптация программного обеспечения под имеющийся технологический стек компании.

Описание проекта

Необходимость в реализации проекта «Построение процессов унификации управления качеством и тестированием ИТ-продуктов РСХБ» возникла после объединения всех видов и направлений тестирования в единый Блок обеспечения качества и выпуска изменений ПО. В связи с тем, что все направления тестирования были разрознены и находились под управлениями соответствующих центров компетенции разработки, стандарты работы и ведения тестовой документации значительно различались.

Первый этап

Начальным этапом реализации проекта стал анализ стандартов и разработка собственной методологии работы, которая включала:

· регламент процесса тестирования, описывающий все этапы тестирования и порядок взаимодействия подразделений;
· методику по разработке тест-кейсов;
· методику предоставления оценок трудозатрат по бизнес-инициативам;
· стандарт тест-дизайна.

Внедрение собственных методологий позволило в той или иной степени унифицировать работу всего подразделения, но для реализации стратегии по оптимизации работы требовались дополнительные инструменты. Контроль ведения и хранения тестовых артефактов затрудняло отсутствие системы управления тестированием, которая объединяет все виды тестирования (функциональное, регрессионное, нагрузочное, автоматизированное).

Второй этап

Принято решение по выбору и внедрению соответствующей системы, которая отвечает следующим требованиям:

· хранение тестовой документации в единых структуре, формате и пространстве;
· управление тестированием (запуск тестовых сценариев, фиксация результатов прогонов тестовых сценариев – как ручных, так и автоматизированных);
· экспорт/импорт тестовой документации в форматах Word и Excel;
· возможность двухсторонней синхронизации с JIRA с целью заведения дефектов непосредственно в системе;
· возможность для менеджеров тестирования равномерно распределять нагрузку между сотрудниками;
· контроль времени прохождения кейсов исполнителем;
· выгрузка отчетности.

Также такая система не должна противоречить интересам государственного Банка по стратегии импортозамещения.

Детальный анализ рынка привел к выбору единственного инструмента, который выполнял все требования — это система управления тестированием Test IT от одноименного разработчика ООО «Тест АйТи».

В процессе внедрения системы возникали трудности, описанные в разделе «Уникальность проекта», но само внедрение позволило добиться значительных результатов в улучшении работы подразделения:

· Время на создание и обновление тестовой документации сократилось на 40%, что позволило уменьшить сроки проведения тестирования.

· В результате объединения ручных и автоматизированных тестов повысилось качество тестирования за счет автоматизации внедрения лучших практик тестирования и внедрения общей стратегии поддержки качества для различных методологий разработки.

· Команда получила возможность прозрачно управлять тестированием и загрузкой сотрудников.

· Сократилось время на сбор отчетности по тестированию.

Третий этап

Разработка отчетности для дальнейшей корректировки работы Блока. Так была создана оперативная и управленческая отчетность с параметрами, позволяющими не только контролировать текущую работу, но и вносить корректировки в дальнейшем.

Оперативная отчетность позволяет наблюдать за ходом производственных процессов тестирования и является инструментом для контроля текущих задач и выполнения отдельных работ в моменте времени с возможностью корректировки при необходимости,

Управленческая отчетность представляет собой систему взаимосвязанных показателей, характеризующих условия и результаты деятельности центров компетенций и Блока в целом за определенный истекший период времени.

Реализация всех этапов позволила организовать качественный и непрерывный выпуск доработок по программным обеспечениям Банка.

География проекта

В связи с большим распределением сотрудников управления тестированием по всей стране, географией проекта можно считать Российскую Федерацию в целом.

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.

Год
Предметная область
Отрасль
Управление
Мы используем файлы cookie в аналитических целях и для того, чтобы обеспечить вам наилучшие впечатления от работы с нашим сайтом. Заходя на сайт, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie.