Разработка стратегии цифровой трансформации некоммерческой благотворительной организации
- Заказчик:
- Российский Красный Крест
- Руководитель проекта со стороны заказчика
- Поставщик
- "я-ИТ-ы" - некоммерческое сообщество цифровых управленцев
- Год завершения проекта
- 2023
- Сроки выполнения проекта
- Октябрь, 2022 - Апрель, 2023
- Масштаб проекта
- 2000 человеко-часов
- Цели
- Цель проекта разработать и утвердить на уровне правления стратегию цифровой трансформации некоммерческой благотворительной организации (Российский Красный Крест).
- Результаты
- 1. Целевая функциональная архитектура для цифровой трансформации (ЦФА)
2. Программа проектов для реализации ЦФА3. Организационная структура внутреннего ИТ Заказчика (включая ориентировочную стоимость сотрудников)4. Рекомендации по грантам и правилам их получения для реализации программы цифровой трансформации
Уникальность проекта
Проект выполнялся некоммерческим сообществом ИТ-директоров "я-ИТ-ы" для старейшей некоммерческой благотворительной организации "Российский Красный Крест". Уникальность и сложность проекта в том, что Заказчик и Исполнитель являются некоммерческими организациями, масштабный проект реализован полностью на благотворительной основе, за счет интеллектуального волонтерства членов сообщества.- Использованное ПО
- 1. Канбан доска - Kaiten
2. Zoom3. Excel
4. Power Point - Сложность реализации
- В целом вызовы, с которыми сталкивается Российский Красный Крест в ходе цифровизации, схожи с теми, с которыми сталкиваются другие организации:
1. дефицит внутренних компетенций для формирования требований и подготовки технического задания.2. отсутствие формализованных бизнес-процессов, сопротивление сотрудников.3. у российских вендоров и интеграторов практически нет решений, адаптированных под процессы НКО, а те, что есть, рассчитаны на НКО со штатом до 50-100 человек (в РКК – на порядок больше) и без сложной юридической структуры.4. уход из России зарубежных вендоров, имевших льготную ценовую политику для НКО и образовательных учреждений.
Достаточно уникальной сложностью, которую хочется выделить для данного проекта, стала работа в проекте только некоммерческих организаций (НКО), как Заказчик, так и Исполнитель являются таковыми. Отсюда вытекают сложности в управлении командой, т.к. в команде находились директора и топовые эксперты страны в своей области с очень загруженным графиком, находить общее время для командной работы и обсуждений, в рамках волонтёрской работы, иногда было очень и очень не просто. - Описание проекта
Потенциальными получателями помощи и гуманитарных услуг РКК являются миллионы людей. Массовость обусловлена направлениями деятельности – надомный уход за пожилыми и инвалидами, поддержка пациентов с ВИЧ и туберкулёзом, а также профилактика этих заболеваний среди наиболее уязвимых слоев населения, оказание помощи пострадавшим при чрезвычайных ситуациях, переселенцам и беженцам. Кроме того, организация ведёт активную просветительскую и образовательную деятельность – обучает желающих родственному уходу и навыкам оказания первой помощи, учит сиделок, соцработников и младших медицинских сестёр, и управляет одной из самых крупных в стране служб бесплатной психологической поддержки. В прошлом году помощь от РКК получили более миллиона человек.
Связать между собой двадцать тысяч точек на карте и наладить их слаженную работу – задача не из простых, поэтому пришедшая в 2021 г. новая команда в качестве одного из своих приоритетов сразу определила цифровизацию. Широкое применение современных технологий – единственный способ постоянно поддерживать в актуальном состоянии знания и навыки большого количества активистов и волонтёров по всей стране, а также обеспечить комплексное сопровождение благополучателей, где бы они ни находились.
Кроме того, только цифра может сделать благотворительность прозрачной и понятной для людей, а также бизнеса и государства, которые также поддерживают Российский Красный Крест ресурсами.
Начать проект было решено с разработки целевой ИТ-архитектуры, которая учитывала бы все направления деятельности и необходимый для всех категорий пользователей функционал. Мы понимали, что, если точечно внедрять какие-то решения, рано или поздно возникнет зоопарк систем. Денег и усилий потратим много, а работать проще не станет. Но откуда взять архитекторов в организации, где тридцать лет никто даже не задумывался об информатизации? Здесь на помощь РКК пришли интеллектуальные волонтёры из некоммерческого сообщества цифровых управленцев «я-ИТ-ы».
После того, как функциональная архитектура была сформирована, РКК совместно с экспертами «я-ИТ-ы» определил перечень и очерёдность реализации основных проектов. За годы отсутствия инвестиций в ИТ РКК накопил ряд внутренних проблем, которые существенно ограничивают пропускную способность всех процессов организации. Вместе с тем, ещё два года не инвестировать во внешние сервисы тоже нельзя – будущее гуманитарных сервисов за цифрой. РКК нужно, как минимум, инвестировать в прототипы решений для тестирования гипотез о том, что на самом деле нужно людям, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях.
Одним из флагманских проектов стало создание первого модуля цифровой платформы Российского Красного Креста, которая станет единым интерфейсом для взаимодействия сотрудников НКО друг с другом, донорами, партнерами, волонтерами и благополучателями. Модуль предназначен для сбора финансовой и нефинансовой отчетности от региональных и местных отделений – одного из наиболее трудоёмких процессов в организации. Актуальность получаемых данных, ввиду временного лага между их сбором и обработкой, низкая. В результате, многие проблемы, которых можно было избежать, приходится решать в «пожарном» режиме.
Параллельно с тестированием модуля отчетности РКК приступил к выстраиванию единой системы учета благополучателей на базе CRM Битрикс24. До сих пор учет людей, обратившихся за помощью, каждое отделение вело самостоятельно, что не позволяло накапливать данные и делать на их базе какую-либо аналитику, но и больших проблем не создавало. Ситуация изменилась, когда РКК стал осуществлять многоцелевые выплаты переселенцам и внутренне перемещенным лицам, столкнулся с попытками подать на выплаты сразу в нескольких регионах. Пришлось ввести централизованную проверку на дубликаты, что увеличило сроки доведения помощи.
Всего было предложено более 8 крупных проектов, оценен их плановых бюджет и срок реализации, расставлены приоритеты для РКК. Выше, в качестве примера, рассмотрено 2 проекта, на всех подробно останавливаться не будем.
Описав структуру проектов, далее потребовалось решить еще 2 задачи, оценить какие гранты существуют и возможно ли их использовать для реализации проектов т.к. Заказчик является некоммерческой организацией, при этом объем финансирования на цифровую трансформацию достаточно существенный. С учетом данных факторов вопрос достаточно чувствительный. Вместе с этим необходимо определить состав внутренней ИТ команды, которая способна реализовать данную программу и в какой-то степени ее далее поддерживать.
Все необходимые результаты были разработаны в рамках проекта, сданы Заказчику и получены положительные отзывы.
- География проекта
- География проекта с точки зрения процессов заказчика:
Российский Красный Крест – это 84 региональных и 684 местных отделения, а также 100 тысяч сторонников. РКК нацелен охватить своей деятельностью все российские регионы и значительно увеличить число своих местных отделений ближайшие 4 года. Создание широкой сети представительств позволит в случае необходимости оперативно и эффективно помогать нуждающимся даже в самых отдаленных уголках страны.
География участников проектной команды так же распределена по РФ, например: Москва, Тверь, Екатеринбург, Воронеж, Нижний Новгород. - Дополнительные презентации:
- РКК.pdf