Блокчейн-экосистема для автоматизации документооборота и взаиморасчетов между поставщиками и покупателями

Заказчик:
АО Райффайзенбанк
Поставщик
Райффайзенбанк
Год завершения проекта
2019
Сроки выполнения проекта
Октябрь, 2018 - Август, 2019
Масштаб проекта
2500 человеко-часов
7 автоматизированных рабочих мест
Цели

  • Упрощение и автоматизация документооборота и взаиморасчетов между компаниями поставщиками и компаниями покупателями, включая возможность отсрочки платежей за поставки
  • Повышение прозрачности и управляемости финансовыми потоками
  • Cокращение трудозатрат компаний на поддержание этого процесса и повышение операционной эффективности бизнеса
  • Cведение рисков возможных потерь из-за минимизации влияния “человеческого фактора” в рамках процесса из-за к нулю
  • Сокращение уровня оборотного капитала компаний за счет ускорения денежных расчетов между покупателями и поставщиками

Уникальность проекта

В рамках проекта Райффайзенбанк разработал и внедрил для Группы Компаний Askona Life Group уникальную платформу на основе использования технологий распределённых реестров (DLT) и открытого программного обеспечения (Open Source Software), которая позволяет компаниям автоматизировать документооборот и взаиморасчеты между поставщиками и покупателями в режиме 24x7 за счет создания единого доверенного информационного пространства для участников процесса (компаний-поставщиков, компаний-покупателей и банков) с подключением их информационных систем, избежав при этом значительных инвестиций. Разработанная платформа позволяет вывести сервис, который Райффайзенбанк оказывает корпоративным клиентам, на качественно новый уровень и предложить банковский продукт, которые банки никогда раньше не предлагали своим клиентам. Решение особенно актуально группам компаний, холдингам и крупным компаниям-производителям для автоматизации взаиморасчетов по поставкам и управления финансированием.
Использованное ПО

Использованное ПО:

Quorum - блокчейн-платформа, IPFS - децентрализованное файловое хранилище, PostgreSQL - СУБД, Rabbit MQ – программный брокер сообщений, Крипто PRO v.4.0 – средство криптографической защиты, Java JDK 8 и C++ - средства разработки ПО

Оборудование:
сервера для нод, интеграционных сервисов с информационными системами и СУБД – Операционная Система RHEL7 (64b), CPUs – от 1 до 2, RAM – от 4 до 8 Gb, HDD – от 100 до 200Gb

Сложность реализации
В рамках проекта впервые были отработаны технологические решения, которые позволили с использованием открытого программного обеспечения (Open Source Software) разработать и внедрить сложную, с точки зрения внутренней программной архитектуры, информационную систему, состоящую из блокчейн-платформы, интеграционных сервисов, программного брокера сообщений и программного обеспечения для криптографической защиты информации и электронной подписи, но при этом простую, с точки зрения затрат и времени на интеграцию со стороны подключаемых компаний.
Описание проекта

Проект реализовывался в 3 этапа.

В рамках 1го этапа (октябрь-декабрь 2018 года) был разработан пилотный прототип по автоматизации части бизнес-процесса для отработки архитектуры платформы, возможных вариантов технологических решений и проверки гипотезы об их применимости для целей проекта. По итогам 1го этапа и демонстрации работающего прототипа было принято решение о разработке промышленной версии платформы.

В рамках 2го этапа (январь-май 2019 года) была разработана и внедрена промышленная версия платформы, автоматизирующая основную часть бизнес-процесса с подключением 2х компаний Askona Life Group и интеграцией в режиме 24x7 с информационной системой банка для проведения платежей, проработаны и решены вопросы обеспечения информационной безопасности и юридические вопросы по взаимодействию участников с использованием платформы.

В рамках 3го этапа (июнь-август 2019 года) были выполнены и внедрены доработки по автоматизации возможных отклонений от основного бизнес-процесса и начался процесс подключения к платформе других компаний группы.

В итоге был полностью автоматизирован бизнес-процесс по документообороту и взаиморасчетам между компаниями-поставщиками и компаниями-покупателем включая:

· создание заказа на поставку поставщиком и передача информации о заказе покупателю

· подтверждение получения товара покупателем и информирование об этом поставщика

· корректировка заказа покупателем с подтверждением со стороны поставщика

· корректировка заказа поставщиком с подтверждением со стороны покупателя

· отмена заказа поставщиком до момента поступления поставки к покупателю

· отслеживание даты наступления платежа покупателем

· формирование платежа покупателем

· прием и подтверждение платежа банком и информирование об этом покупателя и поставщика

Пользователи на стороне компании-поставщика и компании-покупателя взаимодействуют друг с другом в рамках бизнес-процесса через блокчейн-экосистему, работая через уже внедренные в компаниях информационные системы (например 1С, Галактика, SAP и т.д.). Обмен операциями и документами между информационными системами компаний осуществляется посредством преобразования их в сообщения в определенных форматах и передачу их в платформу через программный брокер сообщений и специальный интеграционный сервис. Интеграционный сервис в свою очередь передает сообщения в распределенный реестр на ноду (узел блокчейн-сети) участника, после чего сообщения дублируются по блокчейн-сети и через аналогичный интеграционный сервис и программный боркер сообщений передаются в информационные системы других участников. За проверку корректности данных в сообщениях и соответствие их бизнес-процессу в блокчейн-экосистеме отвечает специально разработанный смарт-контракт. Он сверяет поступающие в распределенный реестр данные от покупателя и поставщика, отслеживает изменение статуса заказа и, после того, как покупатель подтвердит получение товара, формирует платежное поручение. Банк, на своей стороне, по факту поступления платежного поручения через блокчейн-экосистему, с помощью специального сервиса автоматически извлекает платежное поручение их распределенного реестра, проверяет его и осуществляет перевод денег со счета покупателя счет продавца. По факту перевода информация об операции передается обеим сторонам. При разработке решения были учтены высокие требования к информационной безопасности, включая использование принятых в банке средств криптографической защиты информации и электронной подписи. В связи с использованием при разработке блокчейн-платформы открытого программного обеспечения (Open Source Software) инвестиции компаний на развертывание платформы или подключение к ней минимальны.
География проекта
Проект реализовывался АО Райффайзенбанк в качестве технологического партнера для группы Компаний Askona Life Group, в состав которой входит крупнейшая в Восточной Европе фабрика товаров для здорового сна «Аскона», несколько заводов, осуществляющих производство сырья и комплектующих, фабрика кроватей и диванов, а также 820 фирменных магазинов в России и странах СНГ.

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.

Год
Предметная область
Отрасль
Управление
Мы используем файлы cookie в аналитических целях и для того, чтобы обеспечить вам наилучшие впечатления от работы с нашим сайтом. Заходя на сайт, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie.