Программа подготовки высококвалифицированных ИТ-кадров для цифровой экономики России
- Заказчик:
- ПАО «Ростелеком»
- Руководитель проекта со стороны заказчика
- Поставщик
- ПАО «Ростелеком»
- Год завершения проекта
- 2022
- Сроки выполнения проекта
- Май, 2022 - Ноябрь, 2022
- Масштаб проекта
- 13542 человеко-часа
- Цели
Закрытие потребности страны в ИТ-кадрах в условиях острого дефицита для целей технологического суверенитета государства, в частности, DevOps-инженерах, которые являются наиболее востребованными специалистами в ИТ.
Уникальность проекта
Компания «Ростелеком» совместно с МГТУ им. Баумана, УрФУ, РТУ МИРЭА и МГТУ «СТАНКИН» обеспечила проведение масштабного проекта в сфере подготовки ИТ-специалистов по наиболее востребованным профессиям в условиях острого дефицита кадров для целей технологического суверенитета государства.В частности, определена потребность в DevOps-инженерах, по данным HH.RU, прирост вакансий в области DevOps составляет 59% ежегодно.
Была разработана бесплатная программа «DevOps-инженер с нуля» для студентов старших курсов, и в настоящее время на нее записались более 2000 студентов.
Особенность обучения заключается в практико-ориентированной направленности и использовании отечественного ПО «Базис.Digital Energy».
Лицензия для вузов предоставлена бессрочно за 1 рубль.
В рамках подготовки переобучены более 150 преподавателей.
Также на площадке РТУ МИРЭА запущен центр ИТ-импортозамещения, на базе которого проходит подготовка будущих специалистов и решаются задачи по технологическому и кадровому суверенитету страны.
- Проект решает задачи импортозамещения
- Да
- Использованное ПО
Для обеспечения особенности практико-ориентированной направленности и использования при обучении отечественного программного обеспечения, всем ВУЗам была предоставлена платформа «Базис.Digital Energy», при этом лицензия на ПО для пилотных вузов предоставлена бессрочно за 1 рубль с последующим бесплатным сервисным обслуживанием (при условии использования программного обеспечения в образовательных целях).
Также для пилотных ВУЗов было развернуто отдельное облако под каждый ВУЗ, чтобы проводить обучение студентов.
- Сложность реализации
При реализации данного проекта были написаны с нуля и спроектированы все методические материалы по дисциплине подготовки DevOps-инженеров, весь контент, а это – более 2500 страниц материалов.
В очень сжатые сроки (примерно 2,5 месяца) был подготовлен и согласован план проекта со всеми вузами участниками.
Также для качественной подготовки преподавателей было организовано два цикла обучения и сертификации преподавателей в рамках этой специальности.
Обучены и сертифицированы более 150 преподавателей.
Для проведения практических занятий студентов в кратчайшие сроки развернута инфраструктура в облаках для всех вузов-участников.
В целом, подобные проекты реализуются за более длительные сроки. Так, стандартное внедрение новой дисциплины в вузе занимает примерно около 1 года. В нашем случае в четырех вузах (с индивидуальным подходом к каждому вузу), мы реализовали проект по запуску новых дисциплин за полгода (6 месяцев).
- Описание проекта
В рамках реализации проекта:
-
заключены соглашения о сотрудничестве с 4-мя ведущими вузами;
-
разработана программа для обучения студентов от методических материалов до практических занятий, более 2500 различных страниц;
-
разработана модель педагогических компетенций, которыми должен обладать преподаватель;
-
обучены более 150 преподавателей;
-
принято участие в проекте «Цифровые кафедры» в рамках госпрограммы «Приоритет 2030»;
-
разработан видеоконтент для всего курса обучения;
-
организована вторая линия технической поддержки вузов;
-
перевыполнен план набора студентов (2200 студентов);
-
открыт центр импортозамещения на площадке РТУ МИРЭА.
В рамках масштабирования проекта в 2023 году планируется увеличить кол-во вузов до 15-ти и обучающихся по дисциплине - до 10000 человек. В целях повышения цифровых навыков и компетенций по работе с отечественным программным обеспечением в рамках импортозамещения, а также ускоренного внедрения передового опыта практической деятельности в образовательном процессе по перспективным специальностям в ИТ–сфере, ПАО «Ростелеком» с мая 2022 года реализует комплекс бесплатных проектов совместно с 4-мя пилотными вузами (РТУ МИРЭА, МГТУ им. Баумана, УрФУ и МГТУ «СТАНКИН»). В частности:
1. Совместно разработаны и утверждены рабочие программы дисциплин (в том числе факультативов), позволяющие студентам бесплатно получить дополнительные цифровые компетенции на базе технологической платформы ПАО «Ростелеком», в том числе освоить перспективное направление DevOps разработки. До конца 2022 года будет обучено до 2200 студентов, а в 2023 общее число обучающихся будет расширено за счет масштабирование образовательных программ и количества участвующих в программе вузов.
2. Организовано две волны обучения и сертификации преподавателей пилотных вузов в ПАО «Ростелеком», разработаны и тиражированы бесплатные программы, материалы и методические рекомендации для обучения.
3. Разработаны модели педагогических компетенций, которыми должен обладать преподавательский состав в части ИТ.
4. Серьезное внимание уделяется и процессу импортозамещения. Для пилотных вузов сформированы планы мероприятий по внедрению отечественной технологической платформы «Базис.Digital Energy», а также долгосрочные дорожные карты подготовки высококвалифицированных кадров в сфере ИТ по конкретным специальностям до 2024 года. При предоставлении отдельных решений и продуктов ПАО «Ростелеком» предполагается бессрочная лицензии за 1 рубль и особый порядок обслуживания после заключения соглашения.
В 2023 году планируется расширение числа участников пилотных проектов, а также запуск дополнительных образовательных модулей и программ в сфере ИТ, в том числе по повышению квалификации по работе с отечественным ПО.
Видеоролик по ссылке.
-
- География проекта
Охват проекта в рамках пилотного внедрения – 4 федеральных ВУЗа, 3 из которых на территории Москвы и 1 в Свердловской области. При этом обучение студентов производится по всей территории Российской Федерации.
- Дополнительные презентации:
- Итоги пилот образования.pdf