Автоматизация претензионно-исковой работы с контрагентами организаций Госкорпорации «Росатом»
- Заказчик:
- Госкорпорация «Росатом»
- Руководитель проекта со стороны заказчика
- Поставщик
- АО «Гринатом»
- Год завершения проекта
- 2022
- Сроки выполнения проекта
- Февраль, 2021 - Июнь, 2022
- Масштаб проекта
- 11000 автоматизированных рабочих мест
- Цели
- Повышение эффективности бизнес-процесса претензионно-исковой работы с контрагентами посредством автоматизации формирования юридически значимых документов по качеству (ЮЗДК), необходимых для ведения претензионно-исковой работы.
- Обеспечение исполнения обязательств по договорам контрагентами организаций Госкорпорации «Росатом».
- Обеспечение возмещения убытков, связанных с невыполнением контрагентами обязательств по договорам поставки/подряда.
- Сокращение трудозатрат и сроков протекания автоматизируемых процессов ведения претензионной работы с контрагентами.
- Переход на безбумажный юридически значимый документооборот с использованием электронной подписи в процессе претензионной работы с контрагентами.
Уникальность проекта
Росатом осуществляет масштабную программу сооружения АЭС как в Российской Федерации, так и за рубежом, а также производство инновационной неядерной продукции. Особую значимость при этом имеют вопросы обеспечения качества при осуществлении поставок продукции и выполнения работ контрагентами (поставщики и подрядчики) для организаций атомной отрасли.Необходимость контроля выполнения обязательств по договорам с большим количеством контрагентов и связанная с этим претензионно-исковая работа, определяют обязательность наличия цифрового инструмента, обеспечивающего автоматизацию бизнес-процесса претензионно-исковой работы, применяемого всеми участниками производственных процессов, реализуемых организациями отрасли и их контрагентами.
Автоматизация претензионно-исковой работы с контрагентами организаций Госкорпорации «Росатом» осуществляется посредством автоматизированного формирования юридически значимых документов по качеству (ЮЗДК), необходимых для ведения претензионной работы.
- Проект решает задачи импортозамещения
- Да
- Использованное ПО
- При выборе ПО для создания функционала учитывались следующие факторы:
1. Гибкие возможности настройки бизнес-логики решения для сокращения времени реализации продукта.
2. Удобство пользователя при работе с функционалом.
Для реализации функционала по результатам анализа существующих продуктов использована платформа 1С:Предприятие 8.3 (1C:Document Management 8), в которой уже реализованы базовые механизмы организации командной работы при выполнении задач по процессам.
Для реализации интуитивно понятного пользовательского интерфейса реализован веб‑портал на базе платформы 1С-Битрикс: Управление сайтом, который позволил преодолеть ограничения платформы 1С:Предприятие 8.3 по созданию пользовательских интерфейсов. При проектировании веб-интерфейса проектная команда, включая представителей бизнес-направления, отталкивалась от привычных для пользователей приложений интернет-банкинга и социальных сетей.
Для обеспечения подписания документов электронной подписью используется разработанная в АО «Гринатом» платформа доверенных сервисов, предоставляющая возможности подписания электронных документов электронной подписью. Серверное оборудование и ПО развернуто исходя требований непрерывной доступности Системы 24х7. - Сложность реализации
- Основная сложность реализации связана с внедрением функционала формирования ЮЗДК в текущую юридическую практику организаций по ведению претензионной работы с контрагентами.
Для внедрения функционала формирования ЮЗДК потребовалось:- разработать методологию претензионной работы;
- установить единый формат комплекта юридически значимых документов для претензионной работы;
- оптимизировать процесс претензионной работы в организациях с учетом особенностей их деятельности;
- интегрировать контрагентов в процесс допретензионного урегулирования задолженности путем включения соответствующий требований и условий в договоры, заключаемые организациями отрасли с поставщиками и подрядчиками.
- Описание проекта
- Функционал формирования юридически значимых документов по качеству (ЮЗДК), необходимых для ведения претензионно-исковой работы, реализован в соответствующем модуле Единой отраслевой системе управления качеством Госкорпорации «Росатом» (ЕОС – Качество). ЕОС-Качество – это информационная система, обеспечивающая единый подход к управлению качеством для всех предприятий атомной отрасли и их контрагентов в РФ и за рубежом. ЕОС-Качество имеет свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2021614466.
При возникновении событий, связанных с невыполнением контрагентом обязательств по договору, являющихся основанием формирования ЮЗДК, функционал формирования ЮЗДК позволяет:- Обеспечить вызов представителя контрагента для проведения совместного рассмотрения или расследования факта невыполнения обязательств по договору или несоответствия;- Провести очное рассмотрение или расследование факта невыполнения обязательств по договору или несоответствия, загрузить результаты в ЕОС-Качество, сформировать электронные юридически значимые документы по качеству и подписать их усиленными ЭП;- Сформировать, подписать усиленной ЭП и выставить контрагенту требование об устранении несоответствия, либо, в случае принятия решения об устранении несоответствия собственными силами, требования о возмещении расходов на устранение несоответствия;- В случае невыполнения контрагентом предъявленных требований – сформировать пакет документов, свидетельствующих о невыполнении контрагентом обязательств по договору и действиях, предпринятых организацией для урегулирования конфликта, и передать запрос на претензию и пакет документов в юридическую службу организации для инициирования ПИР.Если в договоре установлена ответственность контрагента за невыполнение обязательств по договору или выявленное несоответствие, то необходимо инициировать претензионно-исковую работу по взысканию неустойки (возмещению убытков), связанных с неисполнением /ненадлежащим исполнением должником обязательств по договору, касающихся качества и устранения несоответствий продукции, работ, услуг.При выявлении и регистрации в ЕОС-Качество факта невыполнения обязательств по договору или несоответствия функционал формирования ЮЗДК автоматически формирует задание пользователю на формирование комплекта ЮЗДК.Уполномоченный пользователь, выполняя задачу на формирование комплекта ЮЗДК, формирует Запрос на претензию, в который автоматически подтягивается основная информация по несоответствию, а именно:- данные о несоответствии,
- номер договора,
- наименование организации-кредитора,
- наименование организации-должника,
-ФИО ответственного за исполнение договора.
Далее заполняет дополнительные поля и направляет Запрос на претензию на согласование пользователю с ролью «Ответственный за исполнение договора».Уведомление о несоответствии;
В зависимости от событий, являющихся причиной инициирования ПИР, комплект ЮЗДК, формируемых в ЕОС-Качество, может включать следующие документы:Копии первичных документов о несоответствии, сформированных как посредством функционала формирования ЮЗДК, так и загруженных;При определении подхода к управлению проектом была проведена большая подготовительная работа:
Уведомление о вызове;
Акт рассмотрения/ расследования несоответствия продукции с приложением копий документов к нему (при наличии);
Акт о неприбытии (если Контрагент не направил своего представителя на рассмотрение/ расследование несоответствия);
Акт об отказе от подписи (если контрагент принял участие в рассмотрении/ расследовании несоответствия, но отказался подписывать акт либо подписал акт с особым мнением);
План коррекции;
Акт об устранении несоответствия;
Требование о возмещении расходов.
проведено обследование процессов управления качеством на предприятиях Госкорпорации «Росатом»;-
проведено обследование процессов ведения претензионно-исковой работы на предприятиях Госкорпорации «Росатом»;
-
разработаны функционально-технические требования и техническое задание, определены бюджет и сроки проекта; • исследован рынок разработчиков программного обеспечения;
-
проведена предварительная оценка рисков проекта;
-
определены потребности в экспертах по направлениям: юриспруденция, информационная безопасность, архитектуре ИТ-систем, их интеграции, управлению ИТ-проектами.
- проведение необходимого реинжиниринга бизнес-процессов процессов на предприятиях Госкорпорации «Росатом» для достижения их унификации;
- проектирование и создание ИТ-решения модуля по формированию ЮЗДК;
- опытная эксплуатация системы в части модуля ЮЗДК;
- перевод модуля ЮЗДК системы в постоянную промышленную эксплуатацию.
-
- География проекта
- Российская Федерация, Турецкая Республика, Республика Беларусь, Венгрия и другие страны, в которых Росатом ведет бизнес.
- Дополнительные презентации: