Система удаленного подписания документов - E-contract
- Заказчик:
- ПАО «Ростелеком»
- Руководитель проекта со стороны заказчика
- Поставщик
- Ростелеком Информационные Технологии
- Год завершения проекта
- 2022
- Сроки выполнения проекта
- Май, 2021 - Май, 2022
- Масштаб проекта
- 2500 автоматизированных рабочих мест
- Цели
- Предоставить клиентам и сотрудникам компании удобный, быстрый, бесплатный и удаленный сервис для подписания документов
- Сократить срок подключения клиента
- Сократить время менеджера на работу в системах
- Сократить операционные затраты на печать и доставку документов
- Сократить время бэк-офиса и ОЦО на работу с бумажными документами (сканирование, выкладывание в архив)
- Улучшить восприятие Ростелекома для В2В клиентов и сотрудников как digital поставщика услуг, увеличение CSI и NPS клиентов
Уникальность проекта
Продукт уникален в нескольких аспектах:
1. Отсутствие аналогов на рынке РФ для В2В клиентов – нет аналогичных комплексных решений, закрывающих этап идентификации и подписания.
2. Не требует оплаты и специальной подготовки от подписанта- подписание происходит в личном кабинете Ростелеком, не нужен ключ КЭП.
3. Юридическая обвязка процесса – все процедуры для удаленного подписания легитимны, происходят удаленно и в автоматическом режиме - проходит идентификация клиента, все необходимые проверки безопасности, авторизация и подписание соглашения об электронном документообороте.
4. Масштаб использования – продукт используется на всей территории РФ в 64 региональных филиалах, также сам процесс переиспользуется в других проектах.
5. Эффект внедрения - сокращение времени работы сотрудников до 60 мин./продажа, срока подключения клиента как минимум на 1 день, OPEX на бумагу и доставку от 300 руб./документ. Потенциал охвата: 200 тыс. договор В2В, 1 млн. документов ГПХ в год.
- Проект решает задачи импортозамещения
- Да
- Использованное ПО
Клиентская часть:
1. Vue.js
2. TypeScript
3. LESSСерверная часть:
1. СУБД PostgreSQL
2. Миграции БД Liquibase
3. Брокер сообщений RabbitMQ
4. Язык программирования Python 3.8 - 3.10
5. Основной веб-фреймворк FastAPI. Дополнительно используется Flask.
6. Очередь задач Celery
7. Основная ORM SQLAlchemy 1.4. Дополнительно используются SQLAlchemy Core 1.4, Gino.
8. Сбор логов Kibana + Filebeat
9. Мониторинг Grafana
10. Деплой осуществляется инструментами GitLab CI/CD, Jenkins в OpenShift OKD.
11. Apiman в качестве шлюза APIВспомогательные системы
Личный кабинет B2B, Компонент идентификации, Госуслуги, интеграционная шина, хранилище данных, CDI, DADATA, SSO, модуль учета заявок для дистанционных каналов.
- Сложность реализации
Бизнес составляющая:
- проработка легитимного бизнес-процесса и его согласование со всеми смежными функциями (юристы, безопасность, финансисты, продажи, обслуживание, ОЦО);
- проработка CJM пользователей с минимальным количеством шагов (менеджера и подписанта);
- проработка UX|UI всех экранных форм и синхронизация их всех систем процесса.
Клиентская часть:
- Архитектура микрофронтендов.
- Возможность встраивания компонентов в различные внешние системы.
- Легкое взаимодействие с backend за счет микросервисов, являющихся едиными точками входа API.
Серверная часть:
- Асинхронная микросервисная архитектура (более 15 микросервисов). Event-driven architecture.
- Возможность интеграции проекта по API с различными внешними системами.
- Собственная БД на каждом микросервисе (Database per service).
- Основные бизнес-шаги и взаимодействие с внешними системами осуществляются посредством нотификаций через брокер сообщения.
- Реализация паттерна Transactional outbox, гарантирующего отправку событий потребителю через брокер сообщений.
- Деплой микрофронтедов, микросервисов и миграций БД полностью автоматизирован и осуществляется по одной кнопке.
- Описание проекта
E-contract – система удаленного подписания документов. На данный момент система позволяет удаленно подписывать документы (договоры, акты и дополнительные соглашения) с клиентами В2В и с сотрудниками компании, оформленными по договору гражданско-правового характера. Это федеральный продукт, доступный сотрудникам по всей России и позволяющий за 10 минут подписать документы простой электронной подписью, предварительно идентифицировав подписанта с применением компоненты идентификации, которая проводит идентификацию для юридических и физических лиц через портал Госуслуг. Подписание документов происходит в личном кабинете Ростелекома, в котором в последующем будут доступны все подписанные документы и будет происходить все удаленное обслуживание.
Процесс удобен как для сотрудников компании, так как позволяет сократить время на продажу и бумажный документооборот, так и для клиентов и сотрудников на ГПХ, которые являются подписантами - они получают быстрый, легитимный и бесплатный (в отличие от кабинетов ЭДО и подписания через КЭП) способ заключить договор и подписывать ежемесячные акты с Ростелекомом.
Продукт сейчас развивается для клиентов В2В и внутри компании Ростелеком для внутреннего документооборота с сотрудниками, а также планируется развитие продукта по встройке и переиспользование технологии в компаниях-клиентах Ростелекома.
Внедрение продукта происходило поэтапно. В качестве MVP был запущен процесс заключения договоров с В2В клиентами. Первым этапом в MVP была запущена пилотная группа в одном регионе и по одному каналу продаж - собирали обратную связь, выявляли критичные для раскатки проблемы и фиксировали бэклог задач на развитие. После фиксации критичных ошибок перешли к обучению других каналов продаж пилотного региона и постепенному открытию доступа к системе для всех пользователей региона, параллельно шло обучения пилотной группы по следующему региону. Так в течении 3-х месяцев система была внедрена во все регионы присутствия Ростелекома. Важно отметить, что внедрение системы сопровождалось ежедневными обучениями пользователей, чатами поддержки и ответами на вопросы, пользователи были обеспечены видеоинструкциями, памятками и скриптами для общения с клиентами, также формировался бэклог на развитие продукта, который приоритезировался и выводился по спринтам. После внедрения MVP функционал системы был дополнен возможностью подписания новых видов документов, возможностью подписания их с клиентами-самозанятыми и процессом по подписанию документов с сотрудниками по договору ГПХ.
Сейчас, когда основной костяк пользователей обучен, всё ещё идет точечное обучение новых сотрудников, обновление материалов и инструкций по доработкам новых релизов.
Результаты внедрения:
1. Системой e-contract на ноябрь 2022 года пользуется порядка 2500 сотрудников Ростелеком
2. 10% договоров с клиентами сегмента МСП заключаются через систему (потенциал охвата 200 тыс. договоров в год)
3. Сокращен срок подписания договора с клиентом с 1-3 дней до 10 минут
4. Сокращено время, затраченное менеджером на одно подписание с 30 до 10 минут
5. Сокращено время, затраченное бэк офисом на сканирование и отправку документов в архив с 15 минут до 0
6. Сокращены операционные затраты на печать и отправку документов – от 300 руб./документ
Запись демонстрации здесь.- География проекта
Федеральный продукт, доступен на всей территории РФ
- Дополнительные презентации:
- О проекте e-contract_проект года.pdf