Системы мониторинга безопасности автотранспорта
- Заказчик:
- Газпром нефть
- Руководитель проекта со стороны заказчика
- Поставщик
- Газпромнефть - Цифровые решения
- Год завершения проекта
- 2022
- Сроки выполнения проекта
- Апрель, 2018 - Август, 2022
- Масштаб проекта
- 100000 человеко-часов
- Цели
В рамках развития системы управления безопасностью дорожного движения разработана и внедрена единая система мониторинга автотранспорта (СМА) блока логистики, переработки и сбыта ПАО «Газпром нефть».
Для этого весь собственный парк автотранспортных средств компании (downstream), а также автотранспорт подрядных организаций, отнесённых к группе повышенного риска (перевозка людей, опасных грузов и т.д.), был оснащён специализированными блоками мониторинга, позволяющими идентифицировать личность водителя, фиксировать параметры, влияющие на безопасность дорожного движения, и давать обратную связь водителю. Информация от этих устройств по каналам GSM передаётся в систему, где в режиме реального времени происходит обработка данных, выявляются отклонения и запускаются различные сценарии и механизмы оперативного реагирования: от голосового предупреждения водителю, до оповещения генерального директора дочернего общества, а в случае подозрения на ДТП – вызов экстренных служб на место происшествия.
Уникальность проекта
Система мониторинга обеспечивает управляемость опасными факторами в области безопасности дорожного движения, которые находятся в зоне нашего контроля. СМА кратно снижает количество нарушений по БДД, позволяя сохранять здоровье и безопасность сотрудников, водителей и имущества компании.Она создает условия, при которых нарушения ПДД либо не допускаются, либо влекут за собой обязательную административную реакцию. Все это в комплексе способствует повышению корпоративной культуры соблюдения плавил дорожного движения.
- Использованное ПО
СМТ СКАУТ, Бортовые системы мониторинга транспортных средств
- Сложность реализации
В процессе реализации проекта был решен ряд сложных архитектурных и технических задач реализации собственной бизнес логики на основе рыночного продукта вендора СКАУТ (2-контурная архитектура), система управления базами данных двух типов реляционная и распределенная и др.)
- Описание проекта
Система мониторинга автотранспорта анализирует четыре важные составляющие, которые влияют на ситуацию на дороге – водитель, автомобиль, дорога и особенности среды. Информация о водителе загружается с его личной карточки по считывающему бортовому устройству. Бортовые устройства в автомобилях передают данные в систему, а та самостоятельно оценивает риски, фиксирует отклонения от нормы. СМА выявляет и запускает механизмы реагирования по таким событиям как превышения скорости, агрессивный стиль вождения, подозрения на ДТП, нахождение за рулем неидентифицированного водителя, остановка в несанкционированных локациях, отсутствие обучения по корпоративной программе «Защитное вождение» и другие. Система служит не только интересам производственной безопасности, она помогает в решении бизнес-задач: контролирует пробег, помогает сокращать расход топлива и увеличивать ресурс автомобиля благодаря спокойному и аккуратному стилю вождения. Помимо перечисленного, система мониторинга позволяет накапливать и анализировать данные с учетом внешних факторов: погодных условий в месте нахождения автомобиля, уровня аварийности в данном регионе и других. Эту информацию учитывает диспетчер, реагируя на нарушения.
Ежемесячно система создает рейтинг водителей, учитывая количество нарушений, стиль вождения и безопасность. Есть водители в зеленой и в красной зоне (нарушители), в отношении которых в дальнейшем принимаются определенные меры реагирования в соответствие с разработанной шкалой принятия мер.
Программное ядро системы, разработанное на основе российских технологий, способно обрабатывать входящий поток данных от 5 тысяч транспортных средств одновременно. Система мониторинга консолидирует и анализирует свыше 30 параметров телеметрии, а также квалификационные данные по каждому водителю – стаж, допуски, наличие сертификатов по защитному вождению и пр. После оперативного анализа полученных данных система классифицирует отклонения по степени критичности нарушений. Также система, учитывая все показатели и полученные данные, формирует индивидуальный и групповой рейтинг водителей /подразделений компании. Для предотвращения потенциально опасной ситуации диспетчер ситуационного центра связывается с водителем и корректирует параметры управления – скорость или траекторию перемещения.
Эффективность инструмента:
К системе подключен весь транспорт, обеспечивающий деятельность блока логистики, переработки и сбыта, включая сбытовую сеть АЗС, нефтебазы, заводы, битумный бизнес и авиатопливный сектор. Благодаря работе системы мониторинга в блоке отсутствуют крупные и значительные ДТП по факторам, которые контролирует система мониторинга.
- География проекта
- ПАО «Газпром нефть» и дочерние общества блока Логистики, переработки и сбыта в РФ, Казахстане, Белоруссии.